Почти пять лет Анна Пашинина выходит на сцену, чтобы рассмешить зрителей. За это время она прошла путь от первого выступления в московском баре до участника популярных ТВ-шоу и гастролирующего комика. Но прежде чем начать регулярно выступать и зарабатывать на этом, Анна разбиралась в технологии юмора и пробовала свои силы в разных проектах. Как правильно шутить и сколько может заработать стендап-комик, Анна Пашинина рассказала Life.Profit.
С чего начинался путь в стендапе
— В комедийное искусство я пришла из бухгалтерии: этой профессии посвятила 20 лет, из которых последние 16 работала главным бухгалтером. В мае 2019 года я пошла с подругой на «Открытый микрофон» — это вечеринка в баре, где комики проверяли свои шутки. Я посмотрела, как это происходит, и поняла, что тоже так смогу: мне всегда говорили, что у меня нетривиальное чувство юмора. Записалась на следующий «Открытый микрофон» в тот же бар и за неделю написала шуток на три минуты. Через неделю хорошо выступила и решила, что хочу заниматься стендапом.
Сейчас в Москве ежедневно проходит порядка 50 «Открытых микрофонов». На это мероприятие может записаться любой комик, включая людей, которые просто написали свой первый материал и хотят попробовать выступить с ним.
Для начинающих комиков есть два условия выступления на «Открытом микрофоне» — привести с собой двух друзей, которые сделают в баре заказ не меньше, чем на определенную сумму, или заплатить организатору взнос. Насколько я знаю, это порядка 300–500 ₽. Каждому начинающему комику дают на сцене три минуты. Если он выступает совсем не смешно, время сокращают — просто на середине включают музыку. Если комик хорошо «заходит», то выступление могут продлить еще на несколько минут.
От первого выхода на сцену до первого гонорара мне понадобился год. Однажды я записалась на благотворительный стендап в пользу приюта для животных. Через какое-то время его организатор пригласил меня на платное выступление. Я была настолько удивлена и счастлива, что даже не спросила про гонорар. Заплатили мне тогда 2 000 ₽ за 15-минутное выступление.
Как училась стендапу
— Первые полгода я писала шутки интуитивно. Как ни странно, это получалось: я понимала, что в юморе должен быть парадокс. Сначала я придумывала шутки на три минуты к каждому выступлению — выступала раз в неделю по выходным. Тогда я еще не знала, что опытные комики проверяют один и тот же материал по нескольку раз.
В том же 2019 я приняла участие в шоу на канале ТНТ «Comedy Баттл». Прошла первый этап, но со второго вылетела. На тот момент у меня было очень мало сильных шуток, и их все я собрала в первый монолог.
После неудачи на «Comedy Баттл» я поняла, что мне нужна какая-то теоретическая база и пошла учиться в стендап-школу Цимермана в Москве. Искала ее по отзывам в интернете и по удобному месторасположению. По объему и уровню знаний все школы дают примерно одно и тоже, по ценам тоже практически не отличаются. Разница если и есть, то не больше 20% в ту или иную сторону. Я училась в 2020 году и тогда заплатила около 30 000 ₽.
Учеба в школе стендапа длится два месяца. За это время для группы из примерно 20 человек 2–3 раза в неделю проводятся очные занятия. Во время обучения студент должен научиться писать шутки по основным «канонам и правилам» и к концу обучения иметь готовый монолог на 3–5 минут.
Каждый комик пишет по-разному. Главное — шутить на темы, которые тебя действительно волнуют. Нельзя писать шутки ради шуток, иначе получится эстрадный монолог, а не стендап. Как правило, темы, которые волнуют комика, откликаются и у зрителей. Например, в семье муж носки разбрасывает комочками по всей квартире и женщину это очень злит. А потом она приходит на стендап, где об этом со сцены шутит комикесса. У зрительницы это в душе откликается, она смеется над шутками, а потом возвращается домой и вроде носки уже и не так бесят.
Самое главное — в шутке должен быть заключен парадокс. Если я скажу просто «мне 48 лет», люди подумают: «ну и что?». А если я скажу: «мне 48 лет, но я люблю одеваться, как подросток», зритель заинтересуется. У него возникнет вопрос: «Почему?» и желание слушать дальше, так как здесь уже есть парадокс. Потом я развиваю тему: «Мне 48 лет, но я люблю одеваться как подросток... Как толстый подросток», — вот в этом месте уже звучит смех. Сколько шуток написать для 15-минутного выступления — вопрос сложный. Комики все разные: кого-то интересно слушать ради одной, но очень мощной шутки, например каждые 3–5 минут. Но, например для ТВ или интернет-проектов есть стандарты — смех должен звучать не реже, чем каждые 30 секунд. Лучше чаще. Соответственно для 15-минутного монолога должно быть минимум 30 шуток.
После окончания школы стендапа важно не останавливаться, если хочешь дальше развиваться в этом направлении. Выпускники могут также ходить на «Открытые микрофоны». Кроме того, несколько раз в год проходят стендап-фестивали и кастинги в различные ТВ и интернет-проекты. Возможно, там продюсеры заметят именно тебя. Главное — не думать, что со своим единственным монологом ты будешь выступать 10 лет. Надо научиться писать самостоятельно, без кураторов.
Основное качество для стендапера, как мне кажется, — это усидчивость. Правда, это я понимаю спустя почти пять лет. Поначалу кажется, что достаточно просто быть смешным. Это не так. Нужно каждый день писать шутки и проверять их на публике. Еще очень важна честность. Если комик неискренен с публикой, она сразу это заметит. Домохозяйка не сможет шутить правдиво про офис, а дворник про то, как он ездил на Бали. А вот раскрепощенность приходит с опытом. После 500 первых выступлений стеснительность как рукой снимет.
Как часто менять программу — это сложный вопрос. Как мне видится сейчас, в идеале надо каждые 2–3 недели писать по 8–10 минут нового материала — это телевизионный темп. Я его пока не выдерживаю. У меня есть 45 минут шуток «the best», накопленные за все годы, что я в стендапе. В том числе те, которые я писала в самом начале. А еще минут 30 шуток, которым до «the best» пока далеко.
Сколько зарабатываю на стендапе
— В начале карьеры я зарабатывала от 500 до 2 000 ₽ за одно выступление.
Это было после первого эфира на ТНТ в программе «Comedy Баттл». Тогда меня приглашали выступать только в Москве, но не больше трех раз в месяц. Я не ставила свою цену, сколько предлагали, за столько и соглашалась. Для меня тогда вообще было удивительно, что оказывается, за мое хобби могут платить деньги.
В 2021 году я выступила в «Женском стендапе» на ТНТ. Раньше продюсеры этого шоу проводили «Открытые микрофоны» для девушек-комиков, на которые можно было записаться и выступить. Такие мероприятия проводились примерно раз в полгода. На один такой я попала и меня пригласили на технические вечеринки — проверочные концерты, которые проводятся три раза в неделю.
По их итогам в программе что-то добавляется и переписывается. Затем идет основная «техничка», после которой ты попадаешь на съемки, либо идешь переписывать или писать новое. Так я попала в проект. Сейчас «Женский стендап» открытые микрофоны не проводит, но любая женщина-комик может отправить редакторам видео и текст выступления. Если там все смешно, то ее приглашают на техническую вечеринку.
После эфира в «Женском стендапе» на ТНТ у меня увеличился ценник. Причем увеличила его не я, а стали больше предлагать организаторы. Также стали приглашать выступать в другие города России. Мне начали платить 3 000 ₽ за 20-минутное выступление в Москве и 8 000–10 000 ₽ за такое же выступление в других городах. Чем чаще ты выступаешь, и на концерте зрители много смеются, тем чаще тебя приглашают снова. Сейчас мой средний ценник на выступления в Москве 5 000–7 000 ₽ за 20–30-минутное выступление и от 15 000 ₽ в других городах. Значительную часть дохода приносят выступления на так называемых «платках» — это сборные концерты комиков в барах. Также у меня есть концертный директор, она договаривается о моих выступлениях в других городах, в них я выступаю с сольными концертами.
Еще я работаю как автор и редактор с начинающими комиками и периодически пишу стендап на заказ для блогеров. За монолог до пяти минут беру 2 500–3 000 ₽ в зависимости от уровня комика. Это очень лояльные цены по рынку. Начинала я вообще с 500 ₽, но на меня ополчились другие комики-авторы за демпинг, поэтому потихоньку цены повысила. Заказчики меня находят по сарафанному радио, плюс я иногда напоминаю о себе в большом чате комиков.
Блогеры находят меня на «Авито», где у меня постоянно висит объявление. По этому же объявлению и примерно раз в месяц появляется хорошая «платка» или корпоратив. Расценки на корпоратив в 3–5, а иногда и в 10 раз выше, чем за обычное выступление. Все зависит от уровня компании, территориального расположения и других факторов. Самый сезон для корпоративов — это декабрь, февраль и март. Но иногда как бывшего бухгалтера меня приглашают на профильные корпоративы для финансистов и в межсезонье.
Ежемесячный доход от стендапа может быть разным — бывает и пусто, и густо. Это может быть 20 000–30 000 ₽ в месяц, либо 150 000 ₽ — это когда есть «платки», авторская работа и корпоративы. Но кроме стендапа у меня есть основная работа — я бизнес-партнер по коммуникациям в it-компании.
Чтобы повышать свой доход, нужно выступать стабильно смешно. У организаторов есть свое сарафанное радио, и если ты выступаешь всегда хорошо, тебя рекомендуют другим организаторам. Также работает и авторство — хорошо написала, твоим контактом поделились. Чтобы повышать популярность, надо чаще попадать на ТВ и в интернет-проекты. Можно ходить по всем кастингам или же сосредоточиться на одном проекте и добиваться частого попадания в него.
Многие комики развивают свои каналы на YouTube и работают только на себя, не сосредотачиваясь на ТВ и интернет-проектах. В этом плане для меня пример для подражания — Иван Усович. Он делает очень смешные и качественные концерты и выкладывает их на YouTube. Я до такого уровня еще не доросла. У меня материала пока только на один сольный концерт, а над качеством и плотностью шуток надо еще работать. Даже если на первом этапе пришла популярность, на этой волне долго не продержишься. Чтобы стать успешным стендап-комиком, надо очень много трудиться, чтобы, как минимум, поддерживать, а лучше повышать свой уровень.
_____________________________________________
Если нужны деньги на новое начинание, используйте Ак Барс Карту. С ней не платить проценты по кредиту можно до 115 дней.
_____________________________________________
Больше интересных историй, читайте в Life Profit: