Эта подмосковная усадьба достаточно хорошо сохранилась по сравнению с другими, и чудо, что она не была ликвидирована в начале 1970-х годов при образовании Озернинского водохранилища. Большая часть парка с беседками и прудами была затоплена. Усадьба потеряла не только часть территории, но и лишилась выгодного ракурса. Если ранее она стояла на возвышении, то сейчас оказалась у самой кромки водохранилища.
Название усадьбы пошло от владевшего селом в XV веке боярина Полуэкта Борисовича Волынского. На тот момент здесь была деревянная Богородицкая церковь. Усадьба находилась в роду князей Волынских вплоть до 1743 года. В этом году Волынщина в качестве приданного за Анастасией Васильевной Волынской переходит Василию Михайловичу Долгорукову и уже до самой революции принадлежит его наследникам. Василий Михайлович Долгоруков незаурядная личность, талантливый полководец. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов командовал русской армией, завоевавшей Крым, в память об этом получил победный титул "Крымский". Есть версия, что не дождавшись чина фельдмаршала, к которому он так стремился, предпочел выйти в отставку и уехать в деревню. Скорее всего, именно в этот период он и занялся созданием усадебного ансамбля, дошедшего до нашего времени. Однако вскоре он был назначен Московским главнокомандующим (по сути градоначальником).
Долгоруков-Крымский в 1770-е годы обустраивал усадьбу в качестве своей основной резиденции. В Волынщине возникает оригинальный архитектурный ансамбль - по периметру круглого парадного двора расположен шестиколонный дворец в классическом стиле и четыре скромных флигеля.
Автор проекта точно не установлен, есть версии, что к его созданию причастны - Василий Баженов, Матвей Казаков и Иван Старов. Однако каждая из версий имеет как сторонников, так и критиков. Усадебный дом с антресолями на высоком полуподвале имеет трёхчастную композицию. Центр парадного фасада - четырёхколонная лоджия ионического ордера со свободным фронтоном, поле которого заполняет лепнина и гербовый картуш. К открытой лоджии ведут две боковые лестницы. Парковый фасад выделен эркером с закруглёнными гранями.
К нему примыкает полукруглая открытая терраса со спуском в парк. Наружное убранство здания необычайно изысканно, тонкую пластику фасадов дополняют скульптурные рельефы.
При въезде в усадьбу находится аллея с двумя обелисками. Такие же обелиски установлены при входе на парадный двор. Об обстановке в усадебном доме можно судить по тем предметам, которые находятся в Рузском краеведческом музее и по старым фотографиям. Картины из имения попали в Третьяковскую галерею и Исторический музей, книги - в Московский государственный книжный фонд.
Вокруг усадьбы был разбит большой парк на берегу реки Озёрна, но в 1960-е годы большая часть территории которого была затоплена при создании ныне существующего Озернинского водохранилища. Это отрицательно сказалось на интерьерах и фундаменте, которые из-за переувлажнения и подтоплений постепенно теряют свой облик, который периодически восстанавливают. Во время Отечественной войны 1812 года усадьбу разорили французские фуражиры (солдаты или офицеры, посланные на заготовку или конфискацию у населения фуража для боевых или тягловых лошадей).
В пейзажном парке находится ярусная усадебная церковь во имя Трёх Святителей, которая стала родовой усыпальницей Долгоруковых. Построена она была в 1780 году по заказу Василия Михайловича Долгорукова, а через два года после кончины он был здесь похоронен. Здесь же покоится и его жена - княгиня Анастасия Васильевна. Колокольня и трапеза были пристроены в 1844 году уже при его сыне Василии Васильевиче Долгорукове.
В середине XX века в усадьбе располагался Детский дом. Ныне на территории комплекса базируется спортивная база.
В 1998 году на территории усадьбы проходили съёмки фильма "Му-Му" по рассказу И.С. Тургенева. Режиссёром картины был Юрий Грымов, а в главных ролях сыграли Александр Балуев, Людмила Максакова и Ирина Апексимова.
Ещё несколько фото из усадьбы.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.