Найти тему
Экспертный клуб

Юрист о налоговых изменениях в России

Времена меняются, и система налогообложения меняется вместе с ними. В 2001 году, когда была введена плоская система налогообложения, существовали очевидные сложности с налоговым администрированием. Кроме того, правительство того времени возлагало большие надежды на привлечение западных инвесторов и создание для них предпочтительных условий налогообложения по сравнению с существующими условиями в странах Запада. Однако в период, когда Федеральной налоговой службой руководил Михаил Мишустин, система налогового администрирования была существенно оптимизирована. Эпидемия коронавируса показала необходимость усиления солидарности в обществе перед общей угрозой. В связи с этим для тех, кто зарабатывает более 5 миллионов рублей в год, была введена повышенная ставка налога в 15%. Специальная военная операция показала, что больше не имеет смысла надеяться, что западные инвесторы принесут в Россию манну небесную - бессмысленно заманивать их явно заниженными налоговыми ставками, ведь их присутствие или уход из России определяется совсем другими факторами. Кроме того, нужно решать вопросы финансирования военных расходов, дефицита бюджета, консолидации ресурсов для развития своего, отечественного производства. Демографические проблемы вызывают необходимость дополнительных социальных расходов на решение этих задач. В связи с этим государством принято абсолютно верное решение о переходе к прогрессивной системе налогообложения.

Конструкция налоговой реформы, предложенная Министерством финансов и Правительством РФ, представляется мне вполне разумной. Максимальный размер ставки НДФЛ в 22% позволит привлечь дополнительные ресурсы в бюджет и больше отвечает принципу социальной справедливости. Партии КПРФ и "Справедливая Россия" давно выдвигали идею прогрессивного налогообложения, эту концепцию поддерживала и ЛДПР - конечно же, прогрессивная налоговая система больше отвечает принципу социального государства. Безусловно, если взять опыт развитых стран, то в той же Франции максимальная ставка налога находится на уровне 45-47%, а во время президентства Франсуа Олланда налог на сверходоходы был установлен на уровне 75%. Кроме того, в ряде развитых стран существует определённый минимум доходов, с которого налоги вообще не взимаются. В нынешних условиях СВО пока столь резких колебаний в налоговой системе, наверное, ожидать не следует. Однако на горизонте 10-12 лет думаю, вполне можно было бы освободить от налогообложения доходы на неком базовом уровне, а для крупнейших налогоплательщиков ввести существенный налог на роскошь. Но и нынешняя концепция налоговой реформы - явный шаг в сторону более справедливого и эффективного перераспределения ресурсов.

Увеличение налога на прибыль для компаний сбалансировано тем, что повышаются пороги для применения упрощённой системы налогообложения, однако для НДС порог, наоборот, понижается. Это должно создать условия для более плавного роста налоговой нагрузки в условиях роста и развития бизнеса. Очень важны инициативы по инвестиционным вычетам и по налоговым вычетам для семей с двумя и более детьми. Эти инициативы должны поддержать инвестиции в отечественное производство и семьи с детьми.

Очень важно то, что концепция реформы предполагает изъятие ресурсов от повышенных налоговых ставок в федеральный бюджет с последующим перераспределением ресурсов между регионами. Благодаря этому можно будет избежать ситуации, что почти все собранные ресурсы останутся в регионах-донорах, где сконцентрировано максимальное количество обеспеченных налогоплательщиков, и станет возможным перераспределить собранные ресурсы в дотационные регионы, где можно будет реализовывать проекты по увеличению их инвестиционной привлекательности. Правительство уже имеет позитивный опыт реализации индивидуальных программ развития в 10 отстающих регионах, и эта практика будет продолжена. Полагаю, что собранные от налоговой реформы ресурсы могли бы быть направлены в том числе и на указанные цели, и не только в избранных 10 регионах.

Конечно же, полученные ресурсы должны в первую очередь решить проблему дефицита бюджета - дополнительные ресурсы, как уже было отмечено, необходимы на военные и социальные расходы. Вместе с тем, очень важно держать под контролем уровень инфляции. Продолжающийся почти каждую неделю рост цен на автозаправках и предстоящий в июле резкий рост стоимости коммунальных услуг могут разогнать уровень инфляции, что вызовет необходимость длительного поддержания ключевой ставки на повышенном уровне. В этой связи при обсуждении в Государственной Думе налоговой реформы хотелось бы пожелать предусмотреть возможность такой её "тонкой настройки", которая способствовала бы снижению уровня инфляции до заданных целевых значений, а лучше - до уровня не более 2% в год с возможностью в долгосрочной перспективе перехода к стабильным ценовым уровням.

Юрий Понажев

Юрист, Смоленская область

Область интересов: политология, международные отношения, зелёная экономика, юриспруденция.