3,2K подписчиков

О том куда «ходили мы с Серегой». Выставка импрессионистов в крыле Росси

Лифт мягко тронулся на 4-й этаж, оставляя внизу атриумы Главного штаба. Первый зал выставки встретил полумраком, тишиной и «Абсентом» Пабло Пикассо.

Пабло Пикассо. Абсент. 1901
Пабло Пикассо. Абсент. 1901

Почему-то взгляд выбрал именно эту картину, остальные показались удручающими и мы перешли в зал с картинами Клода Моне. Здесь прервалась моя связь с внешним миром и «Дама в саду» полностью заполнила пространство вокруг меня.

Клод Моне. Дама в саду. 1867
Клод Моне. Дама в саду. 1867

Рядом плескалась Сена, теснились домики на берегу Аньера, и конечно, картина «Бульвар Капуцинок в Париже», которая была участником той самой выставке, которая проходила 150 лет назад в Париже.

Клод Моне. Сена в Руане. 1872
Клод Моне. Сена в Руане. 1872

С легкой руки Луи Леруа группу живописцев – организаторов выставки в ателье Надара, назвали импрессионистами, (критик образовал это слово от названия картины Моне «Впечатление. Восходящее солнце»).

Дега, Моне, Ренуар, Сезанн, Писсарро уже не были новичками, ко второй половине 19 века у всех сформировалась своя манера письма.

Художников интересовала жизнь, - сады, город, присевшая отдохнуть балерина, не находите, что напоминает расхожее: «живи здесь и сейчас».

Вибрирующие мазки, непривычные сюжеты шокировали публику. Картин продали немного, но выставка принесла известность, пусть и скандальную.

Камиль Писсарро. Площадь у французского театра в Париже. 1898
Камиль Писсарро. Площадь у французского театра в Париже. 1898

Вспомните «Девушку с веером» или «Розы и жимолость»…Пьера Ренуара, пронизанные светом и истомой или диптих «Женщина на лестнице» и «Мужчина на лестнице».

Созерцать точечный метод картин Жоржа Сера помешала женщина, вкатившая в зал коляску с двумя кричащими детьми. Жоржа-Пьера принято считать основателем неоимпрессионизма, где на полотнах бесконечная вечность.

Сера сын высокопоставленного чиновника, никогда не нуждался в деньгах, но был обидчив и нелюдим. В 31 год он заболел и только перед кончиной сообщил родителям, что у него есть сын от натурщицы.

Жорж Сера. Форт-Сансон. Гранкан. 1885
Жорж Сера. Форт-Сансон. Гранкан. 1885

Зал Гогена, в основном посвящен картинам, созданных на Таити. Некоторые работы мне видятся мрачными, некоторые миражами, но критики находят этот период лучшим. В воспоминаниях современников художника описывают высокомерным и жаждущим мирового признания. Так или иначе, но свои 54 года он прожил в ожидании чуда.

Поль Гоген. Серия картин, созданных на Таити
Поль Гоген. Серия картин, созданных на Таити
«Единственное, что получалось у Гогена действительно хорошо (кроме живописи, само собой), так это убегать… На протяжении всей жизни художник с разной степенью успешности сбегал от обязательств и ответственности, безденежья и непризнанности, семьи и обыденности, цивилизации…Важно то, что это всегда было именно «бегство от…», а вот цель этого бесконечного путешествия от Гогена всегда ускользала».
Гоген. Чудесный источник. 1894
Гоген. Чудесный источник. 1894

Картины Винсента Ван Гога меня притягивали всегда, возможно, прочитанная давно книга Стоуна «Жажда жизни» сформировала отношение к художнику. Густой и яркий мазок Ван Гога не перепутаю ни с кем. Принимаю все его работы: и ранние и поздние, от «Едоков картофеля» до «Ирисов», которые даже в альбомах вызывают много эмоций от неприятия до полного растворения в сюжете.

Винсент Ван Гог. Белый дом ночью. 1890
Винсент Ван Гог. Белый дом ночью. 1890

Мы двигались по дуге здания и, оказались в той части штаба, где окна выходят на Мойку. Так и не смогла привыкнуть, что на месте кулинарного училища - отель; двор, через который мы носились, наглухо закрыт, и дом в котором жил мой одноклассник успел обзавестись охраной и пятью звездами.

Набережная реки Мойки. Дома №№ 24, 26
Набережная реки Мойки. Дома №№ 24, 26

Попрощавшись со временем, в котором меня все любили мы перешли в залы 20 века. Другие художники, другие темы и судьбы: Матисс, Кандинский, Мэсон.

Неожиданно в череде залов увидели указатель, приглашающий на выставку Родена - известнейшего скульптора Франции, достигшего славы при жизни. Маленький, светлый зал, заполнен пластикой из дома С.П. Елисеева (правнука династии купцов Елисеевых).

Зал Родена. Слева бюст Варвары Елисеевой, справа "Поэт и муза". 1905
Зал Родена. Слева бюст Варвары Елисеевой, справа "Поэт и муза". 1905

Из грубой основы прорастают фигуры полные нежности и страсти, в позах которых есть кротость и необузданность. Варвара Елисеева коллекционировала именно такие работы Родена.

Каждая встреча с Эрмитажем, пусть редкая, оставляет много впечатлений, которые живут до поры сами по себе и вдруг неожиданно освещают повседневность талантом тех, кто когда-то считал себя вне искусства.

Автор у картин Писсаро
Автор у картин Писсаро

Выставка в Главном штабе продлится до 21 июля.

Спасибо, что прочитали!