Лифт мягко тронулся на 4-й этаж, оставляя внизу атриумы Главного штаба. Первый зал выставки встретил полумраком, тишиной и «Абсентом» Пабло Пикассо.
Почему-то взгляд выбрал именно эту картину, остальные показались удручающими и мы перешли в зал с картинами Клода Моне. Здесь прервалась моя связь с внешним миром и «Дама в саду» полностью заполнила пространство вокруг меня.
Рядом плескалась Сена, теснились домики на берегу Аньера, и конечно, картина «Бульвар Капуцинок в Париже», которая была участником той самой выставке, которая проходила 150 лет назад в Париже.
С легкой руки Луи Леруа группу живописцев – организаторов выставки в ателье Надара, назвали импрессионистами, (критик образовал это слово от названия картины Моне «Впечатление. Восходящее солнце»).
Дега, Моне, Ренуар, Сезанн, Писсарро уже не были новичками, ко второй половине 19 века у всех сформировалась своя манера письма.
Художников интересовала жизнь, - сады, город, присевшая отдохнуть балерина, не находите, что напоминает расхожее: «живи здесь и сейчас».
Вибрирующие мазки, непривычные сюжеты шокировали публику. Картин продали немного, но выставка принесла известность, пусть и скандальную.
Вспомните «Девушку с веером» или «Розы и жимолость»…Пьера Ренуара, пронизанные светом и истомой или диптих «Женщина на лестнице» и «Мужчина на лестнице».
Созерцать точечный метод картин Жоржа Сера помешала женщина, вкатившая в зал коляску с двумя кричащими детьми. Жоржа-Пьера принято считать основателем неоимпрессионизма, где на полотнах бесконечная вечность.
Сера сын высокопоставленного чиновника, никогда не нуждался в деньгах, но был обидчив и нелюдим. В 31 год он заболел и только перед кончиной сообщил родителям, что у него есть сын от натурщицы.
Зал Гогена, в основном посвящен картинам, созданных на Таити. Некоторые работы мне видятся мрачными, некоторые миражами, но критики находят этот период лучшим. В воспоминаниях современников художника описывают высокомерным и жаждущим мирового признания. Так или иначе, но свои 54 года он прожил в ожидании чуда.
«Единственное, что получалось у Гогена действительно хорошо (кроме живописи, само собой), так это убегать… На протяжении всей жизни художник с разной степенью успешности сбегал от обязательств и ответственности, безденежья и непризнанности, семьи и обыденности, цивилизации…Важно то, что это всегда было именно «бегство от…», а вот цель этого бесконечного путешествия от Гогена всегда ускользала».
Картины Винсента Ван Гога меня притягивали всегда, возможно, прочитанная давно книга Стоуна «Жажда жизни» сформировала отношение к художнику. Густой и яркий мазок Ван Гога не перепутаю ни с кем. Принимаю все его работы: и ранние и поздние, от «Едоков картофеля» до «Ирисов», которые даже в альбомах вызывают много эмоций от неприятия до полного растворения в сюжете.
Мы двигались по дуге здания и, оказались в той части штаба, где окна выходят на Мойку. Так и не смогла привыкнуть, что на месте кулинарного училища - отель; двор, через который мы носились, наглухо закрыт, и дом в котором жил мой одноклассник успел обзавестись охраной и пятью звездами.
Попрощавшись со временем, в котором меня все любили мы перешли в залы 20 века. Другие художники, другие темы и судьбы: Матисс, Кандинский, Мэсон.
Неожиданно в череде залов увидели указатель, приглашающий на выставку Родена - известнейшего скульптора Франции, достигшего славы при жизни. Маленький, светлый зал, заполнен пластикой из дома С.П. Елисеева (правнука династии купцов Елисеевых).
Из грубой основы прорастают фигуры полные нежности и страсти, в позах которых есть кротость и необузданность. Варвара Елисеева коллекционировала именно такие работы Родена.
Каждая встреча с Эрмитажем, пусть редкая, оставляет много впечатлений, которые живут до поры сами по себе и вдруг неожиданно освещают повседневность талантом тех, кто когда-то считал себя вне искусства.
Выставка в Главном штабе продлится до 21 июля.
Спасибо, что прочитали!