Часовая индустрия - это постоянно развивающаяся экосистема. Все быстро меняется - от стиля до инженерных решений, лежащих в основе этих наручных приборов.
То же самое можно сказать и о часовом маркетинге. Чуть более десяти лет назад большинство часовых брендов имели лишь примитивные веб-сайты, которые едва ли были пригодны для использования по назначению.
Более того, важность социальных сетей только начинает осознаваться большинством брендов, а физические торговые мероприятия, открытые для публики, например, Geneva Watch Days, Dubai Watch Week, Watches and Wonders, только начинают привлекать непрофессионалов. Еще один маркетинговый элемент, который наконец-то вошел в обиход, - это коллаборации.
В то время как часовая индустрия была построена на концепции сотрудничества, т. е. часовщик должен был получать корпуса от местного производителя корпусов, а циферблаты - от местного производителя циферблатов, в последние годы коллаборации вернулись в ином виде: бренды открыто объединяют усилия друг с другом, чтобы создавать часы, которые вызывают интерес и интригу, а также привлекают внимание новых демографических групп.
И хотя для большинства из нас это не новость, похоже, что Rolex только что подхватил эту идею и наконец-то изменил свой стоический подход к маркетингу, чтобы включить в него коллаборации разной степени. Итак, давайте посмотрим на их самые последние коллаборации и изучим, как они указывают на изменение их бизнес-стратегии.
История сотрудничества Rolex
Важно отметить, что компания Rolex была основана по принципу "взять чужой продукт и продвинуть его на рынок для новой демографической группы". Первоначальная идея Ганса Вильсдорфа для Rolex - или Davis & Wilsdorf, как она была известна в то время, - заключалась в том, чтобы брать швейцарские корпуса и механизмы и собирать их в часы под маркой Rolex, это не отличается от совместной работы в часовом деле, о которой я говорил выше. Со временем бренд стал предлагать циферблаты с совместной подписью, что стало более откровенной формой сотрудничества.
Однако все изменилось в начале 1990-х годов, когда Rolex разорвал связи с Tiffany & Co. и перестал соблюдать гарантии на часы, на которых Tiffany ставила свой логотип. С тех пор и до недавнего времени Rolex был группой одного человека, смотрящей внутрь себя и не оказывающей большого влияния на остальную индустрию. Однако в последние годы ситуация, похоже, изменилась.
Меняющиеся приливы
Я полагаю, что одним из первых признаков того, что Rolex начинает сотрудничать с третьими сторонами, стал запуск модели Deepsea D-Blue в 2014 году в честь семимильного спуска Джеймса Кэмерона в Марианскую впадину в 2012 году. Отличаясь двухцветным циферблатом с градиентом от синего к черному, напоминающим о мутных морских глубинах, эти часы стали явным отрывом от того, что Rolex показывал нам в течение 20 лет до этого.
Вслед за моделью Deepsea D-Blue компания Rolex выпустила модель Air-King ref. 116900 в 2016 году. Вдохновленные изготовленными на заказ приборными часами, которые Rolex сделал в 2014 году для Bloodhound SSC, автомобиля, призванного побить мировой рекорд скорости на суше (у проекта закончилось финансирование, и он в итоге провалился), эти часы стали еще одним отступлением от довольно замкнутого подхода Rolex к производству часов.
Однако, выпустив две "коллаборации" за два года, творческие соки Rolex, похоже, иссякли.
Возрождение коллаборации
В ноябре 2022 года Rolex выпустил очередную модель, посвященную спуску Джеймса Кэмерона в Марианскую впадину в 2012 году, - Deepsea Challenge, 50-миллиметровое титановое чудовище с глубиной погружения 11 000 м (36 000 футов).
Учитывая, что часы Deepsea Challenge совершенно непрактичны для ежедневного ношения, учитывая их невероятные размеры и водонепроницаемость, они выглядят как маркетинговая уловка Rolex, чтобы отметить свою связь с достижением третьей стороны, а также продемонстрировать свои способности как часовщика.
Для меня это знаменует собой начало изменения стратегии Rolex, в рамках которой они начинают раскрывать, насколько важными могут быть коллаборации для долгосрочного роста бренда.
Вскоре после Deepsea Challenge компания Rolex выпустила одну из самых востребованных современных моделей: Le Mans Daytona, лимитированную серию Daytona из белого золота, которая отдает дань уважения Daytona Пола Ньюмана прошлого, а также празднует 100-летие Ле-Мана.
Эти часы, выпускавшиеся с июля 2023 года по апрель 2024 года, были очень продуманным шагом со стороны Rolex, чтобы использовать историю третьей стороны и связать ее с собственными часами. В то время как Rolex имеет общую историю с глубоководными исследованиями через батискаф Trieste и оригинальное путешествие Джеймса Кэмерона в 2012 году в водные глубины Марианской впадины, их связь с Ле-Маном была гораздо менее ощутимой.
Тем не менее, модель имела огромный успех и в настоящее время продается в пределах 250 000 долларов.
Rolex сегодня
Как мы уже выяснили, с Le Mans Daytona все только начиналось. В этом году мы уже видели выпуск еще двух совместных часов. В качестве первой новинки 2024 года Rolex выпустил модель Day-Date Vienna Philharmonic в честь 15-летнего спонсорства Венского филармонического оркестра. Эти часы с циферблатом, специально разработанным для оркестра и вдохновленным его творчеством, - еще один очевидный шаг Rolex, направленный на использование связей со сторонними событиями и организациями для повышения интереса к своим часам.
Всего через два месяца после выпуска Philharmonic Day-Date, Rolex неофициально показал еще одну новинку на церемонии вручения премии "Оскар 2024" в марте: новую модель Day-Date. Несмотря на то, что часы не выпускаются ограниченным тиражом, это подчеркивает изменение стратегии Rolex, стремящейся продвигать свои часы креативными и необычными способами, особенно если учесть, насколько непоколебимым был их маркетинговый подход с начала 1990-х годов.
С распространением совместных релизов по всей индустрии и увеличением темпов этих релизов от Rolex, кажется вполне естественным ожидать большего количества специальных выпусков от женевского гиганта в будущем, поскольку он стремится сохранить свежесть для коллекционеров, которым, возможно, немного наскучил устоявшийся маркетинг бренда в прошлые годы.
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь.👌
А вы знали, что у нас есть Telegram-канал? Подпишитесь, и мы будем держать вас в курсе важной информации.👀
Читайте больше интересных статей на нашем сайте onewatch.by