В 1918 году Москва вновь стала столицей России. Городу пришлось столкнуться с новыми вызовами: резко увеличившееся население, неполноценная транспортная инфраструктура, что требовало крупномасштабного строительства. Именно с этим была связана знаменитая сталинская реконструкция 1930-х годов.
Одной из основных особенностей Москвы 1920-х годов, отличавшей ее от современного города, было огромное количество гужевого транспорта. Лошади являлись неотъемлемой частью городской жизни и эта ситуация сохранялся вплоть до середины века.
100 лет назад в Москве можно было увидеть памятники, которые сегодня уже не существуют. Если бы мы оказались в тот период в центре города, мы могли бы насладиться видом великолепной церкви Параскевы Пятницы, которая находилась в Замоскворечье на улице Пятницкой, на месте нынешней станции метро «Новокузнецкая». Также на улице Моховой стояла прекрасная чугунная часовня.
Здание Мэрии на Тверской, 13 претерпело значительные изменения в своем внешнем облике: оно было перестроено, добавлены колонны и два дополнительных этажа в середине 1940-х годов. А еще оно располагалось на 13 метров ближе к проезжей части (как и многие другие здания, его передвинули во время расширения улицы в 1930-е годы). Интересно, что несмотря на изменения внешнего вида и расположения, его функция остается неизменной: до революции здание служило резиденцией московских генерал-губернаторов, а затем стало зданием Моссовета.
Читайте также: Перенос столицы из Петербурга в Москву
На площади напротив здания до 1919 года стоял памятник генералу Михаилу Скобелеву, но новая советская власть его убрала и установила монумент Свободы. Позже монумент Свободы был заменен памятником Юрию Долгорукому – основателю Москвы.
В 1920-е годы, прогуливаясь по улице Тверская, мы бы обязательно увидели Страстной монастырь на нынешней Пушкинской площади. Этот ансамбль занимал важное место в центре города и оказывал значительное влияние на его облик. Однако в 1920-е годы он был преобразован в антирелигиозный музей, а затем закрыт и уничтожен. Напротив монастыря располагался памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который до 1956 года находился на противоположной стороне Тверской у начала Тверского бульвара. Теперь он смотрит на то место, где когда-то стоял Страстной монастырь.
На площади Тверская Застава, где в прошлом город заканчивался и соединялись Бутырский и Грузинский Вал, возвышалась Триумфальная арка. Это величественное сооружение было построено по проекту знаменитого архитектора Осипа Ивановича Бове. Однако в 1930-е годы Триумфальная арка была демонтирована из-за преграды, которую она создавала для троллейбусов, новой формы транспорта. Впоследствии, в 1966-1968 годах, на Кутузовском проспекте была восстановлена точная копия этого величественного сооружения.
Читайте также: Какой была Москва до Юрия Долгорукого
Кстати, в районе, где сейчас стоит Триумфальная арка, раньше было совсем иначе. Не было ни проспекта Калинина, ни Кутузовского проспекта. Сразу за Дорогомиловским валом заканчивался город, начиналось пригородное кладбище, а также здесь простиралась дикая природа – пустоши, выпасные луга. Но уже в 1950-е годы эту идиллию поглотила цивилизация.
Если бы мы отправились по Садовому кольцу 100 лет назад, мы бы обнаружили памятники истории и культуры, которые с течением времени исчезли. Особенно грустно вспоминать ансамбль у Красных ворот, известный как Красноворотская площадь. В 1927 году сначала были убраны сами Красные ворота, располагавшиеся посреди Садового кольца, неподалеку от современного павильона станции метро. Позднее, под предлогом строительства павильона станции метро «Красные Ворота», была разрушена церковь Трех Святителей, где крестили Михаила Юрьевича Лермонтова.
До 1934 года москвичи, прогуливаясь по Садовому кольцу, могли наслаждаться видом памятника гражданской архитектуры Петровской эпохи — Сухаревой башни. Построенная в 1695 году для Школы математических и навигационных наук, башня имела высоту более 60 метров, чтобы дети могли заниматься под открытым небом, изучая навигацию и использование морских инструментов для определения координат широты и долготы. Позднее, после переноса навигационной школы в Санкт-Петербург, башня была преобразована в Водовзводную башню для нужд мытищинского водопровода, с двумя этажами, заполненными огромным резервуаром для воды. Сухарева башня была разрушена в 1934 году в рамках общей реконструкции города.
Тверская улица и Красная площадь – символы идеологии
100 лет назад Тверская улица в Москве имела совершенно другой облик. Это была узкая и извилистая улица, а не главная городская магистраль.
В конце XIX века, если бы спросили у москвича, какая улица является настоящей московской, он, вероятно, назвал бы Никольскую, Варварку или Пречистенку, но не Тверскую. В то время Санкт-Петербургское шоссе было простой дорогой, ведущей в столицу, и хотя по ней ездило много людей и грузов, она не обладала таким значением, какое она обрела позже. Тверская — это идеологема: большевики, переехавшие из Петрограда в Москву, придали этой дороге особое значение как пути к колыбели мировой революции.
Другой интересной идеологемой является Красная площадь, что может показаться удивительным. В наше время мы считаем ее символом Москвы, но сто лет назад это было совсем не так.
Главной площадью города всегда считалась Ивановская. На ней глашатаи кричали, объявляя всему городу волю царя. Отсюда и происходит выражение «кричать во всю Ивановскую».
Другой важнейшей площадью была Соборная, здесь находился Успенский собор, где венчались на царство. Эти две площади, находящиеся в Московском Кремле, несли в себе все символические значения, которые позже, в период большевистской эпохи, были переданы Красной площади.
Изначально Красная площадь не обладала для наших предков особым сакральным значением. Это было просто фортификационное сооружение, где в мирное время происходили торговые сделки. Однако со временем площадь приобрела свою главенствующую роль из-за захоронений вдоль Кремлевской стены, возникновения мавзолея и других исторических событий. Но на самом деле все эти аспекты стали значимыми исключительно в контексте идеологии советской эпохи.
Кстати, в период с 1909 по 1930 годы по Красной площади ездил трамвай, что сегодня сложно себе представить. Там была даже отведена резервная ветка, проходившая вдоль Кремлевской стены.
Также стоит вспомнить о другом знаменитом трамвайном маршруте — «Аннушка». Некоторое время в одном из трамваев работал даже писатель Константин Паустовский в качестве кондуктора.
Маршрут «Аннушка» охватывал весь город, проходил по Бульварному кольцу до Пречистенских Ворот, где поворачивал, а затем шел вдоль набережной Москвы-реки и заканчивал свое движение у высотки на Котельнической набережной.
Городские мосты и окраины Москвы
При изучении старых фотографий московских мостов мы можем заметить, что их внешний вид был совершенно иным, включая Крымский мост. Ранее он имел форму кубического сооружения, что приводило к ограничению пропускной способности. Например, троллейбусы не могли проезжать по нему.
Перестройка мостов происходила по нескольким причинам: во-первых, это было связано с идеологическими потребностями; во-вторых, с увеличением пропускной способности; а в-третьих, с повышением уровня воды в реке. Москва-река периодически разливалась, принося неприятности москвичам. Крайнее наводнение, произошедшее в 1927 году, было очень сильным и разрушительным. В результате ряд мостов оказался под водой, и было принято решение об обводнении города.
Не следует забывать о современных спальных районах, которые представляли собой совершенно иной облик по сравнению с центральной частью города. Некоторые из них ранее были заняты дачами и деревнями, другие — пространствами пустоши, а еще некоторые из них выросли в отдельные небольшие городки, такие как Люблино или Выхино. В этих районах развивалось промышленное производство, они функционировали как города-спутники, соседствуя с Москвой и развиваясь по собственному сценарию. Тем не менее, с увеличением Москвы она вскоре поглотила соседние территории.