Найти в Дзене
Тёмная Эстетика

Pantera, первопроходцы грува

Pantera это культовая американская трэш/грув метал группа из штата Техас. Pantera прославились как первопроходцы грув метала, начав эволюцию треша в новом направлении и, как следствие, оказав большое влияние на дальнейшее развитие метал-музыки. Сердцем группы были два брата: старший брат, Vinnie Paul, сел за ударную установку, а младший, Darrell Lance Abbott (лучше известный как Dimebag Darrell) – взялся за гитару. Dimebag сыграл ключевую роль в популяризации группы, за счет своего инновационного стиля игры, а так же в целом необычного звучания гитары – Dimebag играл в своём собственном нестандартном пониженном строю. Именно за счет этого гитарные партии имеют некий оттенок странности, с непривычки, а так же вообще не похожи на (более современные) пониженные строи у других групп. Помимо Dimebag, другой популярной фигурой группы стал вокалист Philip Anselmo, который стал одним из популяризаторов харш вокала в не слишком экстремальных поджанрах метала. Степень влияния Pantera на дальнейш
Оглавление

Pantera это культовая американская трэш/грув метал группа из штата Техас. Pantera прославились как первопроходцы грув метала, начав эволюцию треша в новом направлении и, как следствие, оказав большое влияние на дальнейшее развитие метал-музыки. Сердцем группы были два брата: старший брат, Vinnie Paul, сел за ударную установку, а младший, Darrell Lance Abbott (лучше известный как Dimebag Darrell) – взялся за гитару. Dimebag сыграл ключевую роль в популяризации группы, за счет своего инновационного стиля игры, а так же в целом необычного звучания гитары – Dimebag играл в своём собственном нестандартном пониженном строю. Именно за счет этого гитарные партии имеют некий оттенок странности, с непривычки, а так же вообще не похожи на (более современные) пониженные строи у других групп. Помимо Dimebag, другой популярной фигурой группы стал вокалист Philip Anselmo, который стал одним из популяризаторов харш вокала в не слишком экстремальных поджанрах метала.

Степень влияния Pantera на дальнейшее развитие метала – тема конечно интересная и несколько спорная. Конечно, Pantera были первой грув метал группой и грув метал оказал огромное влияние на ню-метал (а затем – и на -кор сцены), однако как по мне, музыкально более важной в своём влиянии является бразильская группа Sepultura, что более менее подтверждается комментариями разных музыкантов. Например, Slipknot, Korn, Deftones и Limp Bizkit прямо и/или косвенно говорили о влиянии Sepultura и уважительном отношении к Максу Кавалере в частности. С другой стороны, на Mushroomhead и Mudvayne оказали влияние как раз таки Pantera. Так или иначе, помимо Pantera и Sepultura, на этом канале ранее уже разбирались две другие значимые группы грув метала – Soulfly и Chimaira.

Не смотря на то, что Pantera были одной из самых больших метал групп 90-ых, первый успех к ним пришел только аж к пятому альбому. Pantera образовались в 1981 году как очередная школьная глэм / хэви метал группа и не имели ничего общего с тем за что они в итоге получили популярность. В свои ранние годы у них была небольшая непостоянность состава, однако в целом состав всё же был достаточно стабилен: Dimebag, Vinnie Paul, а так же басист Rex Brown. В таком составе они записали свои первые три альбома: Metal Magic (1983), Projects In The Jungle (1984) и I Am The Night (1985). К четвёртому альбому их состав наконец-то устоялся, место вокалиста занял Philip Anselmo. Группа издала альбом Power Metal (1988), однако всё ещё так и оставались никому неизвестной глэм метал группой. Интересно, что сама группа просит всех игнорировать существование первых четырёх альбомов и воспринимать пятый студийник как их дебютный альбом (лично я так и поступил, даже не пробовал слушать те пластинки). По этой же причине материал с тех релизов никогда не играется на концертах. Интересно, что после выхода Power Metal Dimebag чуть было не стал членом Megadeth, однако сделка не состоялась поскольку Dimebag настаивал на том, что тогда его брат тоже должен был перейти в Megadeth, а у тех уже имелся другой новый барабанщик. Крайне удачное стечение обстоятельств, Megadeth чуть было не испортил Пантеру.

Cowboys From Hell (1990)

Пятый альбом, он же 'настоящий' дебютник Пантеры. Philip Anselmo тогда ещё был под сильным влиянием вокальной стилистики Judas Priest, так что, в отличии от дальнейших альбомов, на Cowboys From Hell очень много хэви метального чистого вокала. В прочем, нечто более хардкорное здесь уже тоже мелькает, пускай и несравнимо в более скромной форме чем потом. В ретроспективе, альбом получился намного более разнообразным чем дальнейшие пластинки Пантеры. Здесь хватает как более хэви металических вещей, так и более трэш метальных. Не могу сказать, что мне здесь нравятся все песни, но данный альбом это наиболее разнообразная вокальная работа Филипа, а так же наиболее удачно поставленный звук, как на мой вкус. Как по мне, то это если не самый лучший альбом Pantera, то уж точно один из лучших. Интересно, что песня Primal Concrete Sledge изначально не должна была присутствовать на альбоме, и была добавлена буквально в последний момент, когда остальной альбом уже был отправлен лейблу. Крайне удачно, учитывая, что как по мне, то это наверное лучшая песня Пантеры в принципе, не говоря уже о конкретно этом альбоме. Только ленивый не обсуждал такие хиты как Psycho Holiday, Heresy и Domination, но как по мне, то у альбома есть два сильно недооценённых трека. Помните такую песню как Medicine Man? Нет? А вот я практически уверен, что знаю кто помнит и очень хорошо помнит – Meshuggah. Она очень даже пересекается с тем, что иногда можно услышать от тех шведов. Да и даже без оглядок на Meshuggah, это всё равно отличный трек. Другая сильно неоценённая песня это The Sleep – на мой взгляд, лучшая баллада в карьере Пантеры и уж куда лучше других, перепиаренных балладных треков. Ну и конечно же нельзя не сказать, что Cowboys From Hell является самым первым метал альбомом в истории с брейкдаунами, этим альбомом Pantera создала целый новый музыкальный приём для нескольких поколений металистов вперёд. Конечно же это так же значит, что Pantera так же стали одной из тех многих групп благодаря которым метал 80-ых быстро потерял в популярности и пришел в упадок, хотя, справедливости ради, Pantera скорее является мостом между 80-ыми и 90-ыми чем чисто группой 90-ых. Несколько любопытно, что данный альбом хвалил в том числе и Ozzy Osbourne, назвав его один из десяти наиболее любимых метал-альбомов. Учитывая мега-успешность данной пластинки и группы в целом, даже как-то странно, что прежде чем попасть на лейбл они получили аж 28 отказов. В прочем прям уж лютая коммерческая успешность к Cowboys From Hell пришла годами позже.

Вскоре после выхода альбома, отправились в массу туров (в качестве разогревочной группы), выступая в том числе и в поддержку Sepultura с Morbid Angel, помимо прочих. Так же, нельзя не упомянуть легендарный концерт в Москве в 1991 году, примерно за 3 месяца до падения СССР, где они делили сцену с AC/DC и Metallica.

Vulgar Display Of Power (1992)

-2

Частично похож на предыдущий, но с жанровым сдвигом в сторону хардкора, особенно в плане вокала. Если Cowboys From Hell был инновационным музыкально, то Vulgar Display Of Power стал мега-прорывом именно в плане коммерческого успеха. По той или иной причине, в музыкальной индустрии решили, что именно эта пластинка Пантеры должна стать супер-хитом, количество рекламы Vulgar Display Of Power явно превосходит любой другой альбом. И, как по мне, незаслуженно – альбом пускай и неплохой, но один из худших в данной статье. И это часть проблемы – альбом стал большим хитом задолго до его выхода. Потому, что в плане материала далеко не такой уж и сильный. Большой хит пластинки это наверное один из худших треков в дискографии – почти что хип-хоповый Walk, который изначально появился как разминочный рифф гитариста во времена дебютника (проверка звука перед концертами), остальная группа попросила Dimebag превратить его в полноценную песню. Учитывая современную 'правую' славу группы, несколько несуразно и дико фальшиво звучат политкорректные тексты. Так или иначе, почти что всё худшее на счет Vulgar Display Of Power находится в первой половине альбома. На мой взгляд, на этом альбоме тоже имеется один дико недооценённый трек, который я не видел чтобы где-то обсуждался, но как по мне, то с лёгкостью один из самых лучших на альбоме – By Demons Be Driven. Несколько неожиданно, но оказывается название альбома является цитатой из культового фильма ужасов "Экзорцист" 1973 года, ранее у меня уже был выпуск про первые два фильма той кинофраншизы. На счет обложки существует дико популярный миф якобы фотографы платили фанатам за каждый полученный удар по лицу, пока не поймали удачный кадр, однако на самом деле на снимке запечатлён мужской представитель профессии моделей и по настоящему в рыло он ни разу не получал (по крайней мере не во время этой фотосъёмки).

Far Beyond Driven (1994)

-3

Начало 'тёмного пути' группы, по большей части за счет вокалиста Филипа. Вокальная подача стала намного грубее чем раньше, но ещё сильнее изменились тексты – практически весь альбом альбом посвящен различным личным проблемам Филипа. Помимо этого, Филип страдал от травмы спинных позвонков, что сподвигло его к увеличению употребления алкоголя, а так же начало его пути с героином. Но не всё Филипом едино – вокруг Pantera в целом ходила слава ещё тех алкашей, которые постоянно бухали по-черному. Отдельно стоит выделить предысторию песни 5 Minutes Alone, на счет попытки вымогательства – отец какого-то парня заявил, что его сын пострадал на концерте Pantera (якобы Филип его избил на концерте) и он хочет просто "5 минут наедине" с Филипом чтобы обсудить этот вопрос. Дополнительным элементом истории являлось то, что парнишка якобы не был белым, так что намёк был не просто на дело о нападении, а о нападении на почве расизма. В прочем, после выхода альбома Филип таки был осуждён за нападение во время концерта, но при совсем иных обстоятельствах: на охранника который помешал фанатам забраться на сцену. Очевидно выделяется из общего потока Good Friends And A Bottle Of Pills, которая является своего рода импровизацией со стороны группы поверх которой Филип решил записать наверное свои наиболее поехавшие вокальные партии и тексты. Музыкально тоже крайне много чего изменилось, музыка стала куда брутальнее, техничнее и более лязгающей. На мой взгляд, Far Beyond Driven является одним из главных прецедентов на лучший альбом Пантеры. И пускай он менее очевидно хитовый и с менее удачным продакшеном чем Cowboys From Hell, но как единое целое – я бы сказал, что он лучше. В плане уровне качевости и агрессии Far Beyond Driven можно назвать своего рода предшественником Slipknot, и прочего более тяжелого ню-метала. Вокальная подача Филипа стала монотонней чем раньше, но наверное Far Beyond Driven это был его наиболее поворотный, определяющий момент, как вокалиста. А ещё, если вступление Use My Third Arm вам кажется неуловимо знакомым, то это скорее всего из-за Children Of Bodom с их песней In Your Face – Алекси явно заимствовал здешний мотив бас-гитары (и кстати, басухи на этом альбоме заметно больше чем на остальных). А ещё, у альбома имеется альтернативная обложка, неодобренная лейблом – и правильно сделали, эта подходит намного лучше.

The Great Southern Trendkill (1996)

-4

Если Far Beyond Driven, с притягиванием за уши, можно было провести параллели с ню-металом, то у The Great Southern Trendkill явно напрашивается сравнение с металкором, причем без особо больших натяжек. Серьёзно – The Great Southern Trendkill звучит так как будто бы львиная доля американского металкора вдохновлялась в том числе этим альбомом. Филип сдал ещё более угрюмым в своей вокальной подаче, и оно совсем не без оглядок на обстановку в группе: вокалист стал уже весьма на ножах с остальными членами Пантеры, группе приходилось гастролировать в разных автобусах, в отдельности от Филипа. Вокал для The Great Southern Trendkill тоже записывался в отдельности от всей остальной группы, даже в другом штате. И записывался Филип не где-то, а у самого Трента Резнора из Nine Inch Nails. Интересно, что оба музыканта тогда были героинщиками и для них обоих пик их зависимости пришелся на самое начало нулевых. Просто совпадение? Трудно сказать. Так или иначе, рука Резнора явно помогла альбому, вокал очень удачно вписывается в музыку и записан более профессионально чем на любом другом альбоме. В песне Living Through Me (Hells' Wrath) так даже прослеживается влияние Резнора, небольшая, но качественная индастриальная секция посреди трека. Да и вообще, вокал на этом решает чуть ли не больше чем сама музыка, что прям исключительный случай для Пантеры. В остальном же, The Great Southern Trendkill это один из тех альбомов которые страдают от хита альбома-убийцы – единственная песня которая своим присутствием прям лихо затмевает весь остальной материал – песня одноимённая альбому. И хотя сам по себе альбом определённо хорош, но открывающий трек перекрывает весь остальной материал по уровню запоминаемости только так. Частично это связано с тем, что Pantera решили немного упростить свою музыку: сохранив более брутальный вектор Far Beyond Driven, но потеряв техничность того альбома, The Great Southern Trendkill превратился в своего рода музыкальный бульдозер. Да, более агрессивный чем предшественник, но и так же менее композиционно интересный. Само название альбома выражает отторжение группы по поводу популярности группы, что отражается в более тяжелом звучании, а так же тексте титульного трека. Видимо предполагалось, что The Great Southern Trendkill будет своего рода коммерческим самоуб*йством, только вот вышло ровно наоборот.

Reinventing The Steel (2000)

-5

Последний альбом Пантеры был преимущественно провальным. Четвёрка предыдущих альбомов были крайне инновационными для своего времени, во время как Reinventing The Steel звучит безнадёжно устаревшим для 2000-ого года. Более того, выйди он в 1990-ом вместо Cowboys From Hell и я сомневаюсь, что Pantera стала бы такой популярной и влиятельной группой. Помимо общей неинтересности и устарелости, альбом так же пострадал от пика конфликтов внутри группы и героиновой зависимости Филипа. Как на мой вкус, пару неплохих треков здесь имеются (и нет, это не синглы), но в целом Reinventing The Steel это ужасный способ завершить карьеру группы. Что же до обложки, то это фотография одного из друзей вокалиста, который, кстати, умер в 2003 году.

New Found Power (2004)

-6

Официально, на этом история Пантеры заканчивается, но фактически у них имеется ещё один альбом, под другим названием. Братья избавляются от Филипа, и заодно от басиста тоже, им на замену приходят вокалист Patrick Lachman и басист Bob Zilla. В 2003 году обновлённый состав Пантеры собирается вместе, под названием Damageplan, в 2004 году выходит их единственный альбом.

Небольшая смена стилистики, а так же отсутствие Филипа, настроило большинство фанатов против этого релиза, но как по мне, то New Found Power это с лёгкостью лучшее что когда либо записывал Dimebag и лучше любого альбома Пантеры. Серьёзно! Более того, Филип – радикально переоценённый вокалист, даже здешний новичок и тот лучше. Формально, New Found Power это всё тот же пантерный грув метал, но на этот раз большая часть трэш метальных элементов пошла под нож, вместо этого появилась некая навеянность ню-металом. Качество записи тоже заметно поднялось. Собственно говоря, это всё и определяет почему я считаю New Found Power лучшим альбомом Пантеры, однако имеется ещё одна, очень весомая причина: на этом альбоме больше всего гитарных ништяков, как гитарист Dimebag здесь был на своём пике, все его уникальные фишки здесь наиболее ярко и часто выражены. Помимо основной четвёрки, на альбоме так же имеется пару гостевых музыкантов. Очевидным фаворитом публики является совсем небезызвестный Corey Taylor, который заменил основного вокалиста в песне Fuck You. В качестве дополнительного гитариста, над двух треках засветился Zakk Wylde, и как по мне, то это единственные не особо удачные песни на всём альбоме, уж не знаю просто совпадение ли это или нет. В остальном же, это отличная пластинка, наиболее приятная слуху в творчестве Пантеры... если только вы не излишне старомодны и не один из тех, кто считает будто бы Pantera в 90-ые спасала метал от некой мифической гибели.

Точку в истории группы поставил наверное наиболее знаменитый теракт/инцидент за всю историю метала: 8 декабря 2004 года, в самом начале концерта Damageplan, 25-летний фанат застрелил несколько людей, одним из которых стал Dimebag. Этот фанат был бывшим морским морпехом, а так же больным параноидной шизофренией, его параноидальный бред и сподвиг его на этот роковой поступок. Подобно своим жертвам, фанат был застрелен на месте.

Спустя несколько лет после трагических событий появилась супергруппа Hellyeah, в состав которой вошли ударник и басист Damageplan, вокалист и гитарист Mudvayne, а так же второй гитарист из Nothingface. История этого проекта закончилась смертью Vinnie Paul в 2018 году. Многие фанаты Пантеры следят за дальнейшим творчеством Филипа, он засветился в далеко не одном проекте. В буквально самые ранние дни существования этого канала была статья в которой в том числе разбирался один и подобных поздних релизов Филипа.