По последним данным, доля этих двух маркетплейсов во всей структуре онлайн-заказов превысила 80% (3 года назад она составляла 40%). Плохо это или хорошо? Давайте разбираться.
Что такое олигополия?
Олигополией называют рынок, на котором конкурируют несколько крупных фирм, предлагающих практически одинаковые товары. Можно сказать, что олигополия является средней структурой между монополией и совершенной конкуренцией.
В чем проблема олигополии (и монополии)?
В отличии от высоко конкурентного рынка у фирм-олигополистов или монополистов значительно ниже стимулы к развитию: им не нужно придумывать новые технологические и управленческие решения из-за низкого уровня конкуренции. Также из-за низкой конкуренции нет смысла сильно снижать цены, чтобы эту конкуренцию выиграть.
В результате такие фирмы будут продавать меньше товара по более высоким ценам, из-за чего снижается общее благосостояние рынка: ведь те товары, которые могли бы продаваться при высокой конкуренции из-за более низких цен не производятся.
Что такое естественная монополия (олигополия)?
Естественная монополия — сложившаяся на рынке структура, когда существование лишь одной фирмы на рынке является эффективным, то есть имеет больше плюсов, чем минусов. Естественные монополии и олигополии обычно появляются из-за очень высоких затрат на вход на рынок и резко положительной отдачи от масштаба.
Например, прокладывать новую железную дорогу по всей России будет неэффективно, поэтому РЖД можно в некоторой степени назвать монополистом. Но тем не менее, естественная монополия или олигополия снижают общественное благосостояние, так что регулированием естественных монополий и олигополий занимается государство (и довольно часто самые крупные естественные монополии принадлежат государству, чтобы оно могла назначать на таких рынках условно конкурентные, не завышенные цены).
Что такое искусственная монополия (олигополия)?
Это ситуация на рынке, при которой оптимально было бы наличие высокой конкуренции, но конкуренция низкая или отсутствует. Это может быть картельный сговор, или ситуация когда одна крупная фирма выкупила или задемпинговала (выгнала сильным занижением цены) другие мелкие фирмы.
Для контроля над этими ситуациями в каждой стране есть антимонопольная служба, запрещающая такие действия (привет Яндекс).
А Озон и Вайлдбериз — это кто?
С уверенностью можно сказать, что это естественная олигополия: ведь на этом рынке высокие затраты на вход для поддержки пунктов выдачи во всех городах, сайтов и приложений, и высокая отдача от масштаба: удобно, когда все товары собраны в одном месте. Тем не менее, этот рынок пока слабо контролируется государством: в таких ситуациях часто бывает оптимальным ставить ограничения на наценку и комиссии этих фирм.
Вывод:
С одной стороны, присутствие малого количество фирм на рынке эффективно: это упрощает жизнь пользователям и снижает высокие издержки входа фирм. С другой стороны, фирмы обретают рыночную власть и завышают цены на свои услуги. Какой эффект сильнее можно оценить только с помощью очень серьезного исследования, которое я проводить, конечно, не буду.
Ну а что точно можно сказать, что ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба) должна активнее регулировать этот довольно большой в масштабах страны рынок.
Также подписывайтесь на мой телеграм-канал с большим количеством экономических обзоров на все происходящие в мире события!