Фильмы Рюхей Китамуры, ЧАСТЬ 1: манга, зомби и подражание Тарантино

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам. Впрочем, на фоне большинства режиссёров из Страны Восходящего Солнца Рюхей Китамура выглядит более-менее понятным, тем более, что часть фильмов он снял в США. Мы до них ещё доберёмся, а пока что начнём с раннего творчества Китамуры. Наснимал он много, так что я разбил обзор его фильмографии на три части.

Постараюсь изучить не только полнометражки, но и прочее наследие режиссёра. Там много интересного, например...

"Ночная схватка"/Heat After Dark (1996)

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.

Первая режиссёрская работа Китамуры - эта среднеметражная (50 минут) криминальная история. Встретились два друга в баре, и один говорит: "Я тут человека грохнул, помоги закопать". Так один из них и узнал, что его приятель связан с криминальными делишками по продаже оружия, а тот, кого грохнули, - его "бизнес-партнёр". Ну, делать нечего, друзья познаются в беде.

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-2

Пока везли туловище в глухомань, оно ожило и сбежало, а потом принялось шмалять по друзьям из стволов, предназначенных на продажу. Затем появились ещё несколько туловищ... и пришлось другу впрягаться за незадачливого барыгу. Начинается побоище в заброшенном доме.

Уже в самом начале мы видим знаменитый "транк шот". Камера смотрит из багажника, что подсказывает нам: режиссёр вдохновлялся "Псами" и "Чтивом" модного на тот момент Тарантино. Дальнейшее только усиливает впечатление: люди в костюмах бродят туда-сюда и шмаляют друг в друга почём зря, но чаще всего промахиваются, прямо как в жизни. А под конец звучит нечто похожее на After Dark "Тито и тарантулов", в хард-обработке. Хотя, возможно, мне показалось. Большая часть саундтрека - это какое-то японское горловое пение (похожее на мычание человека, который тужится на толчке).

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-3

Есть фирменные штришки Китамуры, которые ярко проявятся в последующих фильмах. К примеру, момент, где чувак держит в каждой руке по пистолету, а третий зажат в зубах... Теперь о грустном: история довольно хаотичная и бестолковая, под конец я уже не понимал, кто все эти люди, и что им надо друг от друга. И почему, сражаясь с человеком в бронежилете, друзья так и не допетрили стрелять в голову?..

"Прямо в ад"/Down to Hell (1997)

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-4

Вторая среднеметражка Китамуры, снятая явно для набора опыта перед гениальным "Версусом". Четверо бандитов ловят чистенького гражданина и устраивают на него весёлую охоту в лесу, в стиле "Трудной мишени". Гражданин пытается рыпаться, но быстро склеивает ласты. Затем восстаёт и атакует своих преследователей в обличие молчаливой нежити. Отсылка к Evil Dead в виде свободно летающей камеры прилагается.

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-5

Снято с ещё меньшим бюджетом, чем "Ночная схватка", актёров меньше, огнестрельного реквизита на сей раз не достали, камера настолько плохая, что режиссёр пытается выдать бедность картинки за "высокий штиль", добавив всякие фокусы с ракурсами и монтажом (включая всё тот же транк шот). И знаете, что самое обидное. Поначалу смотреть этот небольшой фильм действительно интересно. Переживаешь за гражданина. Потом, когда начинается мистика - просто скучно. Меж тем, при всех недостатках, снято нехалтурно. Видно, что старался Рюхей.

"Противостояние"/Versus (2000)

Не устану превозносить этот шедевр.

Действие происходит в том самом лесу из фильма "Прямо в ад", где оживают люди. Главный герой - заключённый, которому мафики-якудза помогают сбежать из тюрьмы, лишь затем, чтобы передать его некоему колдуну, так как наш герой - какой-то там избранный... но сюжет совершенно неважен. Важно то, что весь фильм - одно сплошное кромешное побоище. Герой будет рубиться и стреляться и с бандитами, и с полицейскими, и с демонами, и с толпами зомбаков (один из тех редких фильмов, где ходячие жмурики будут отстреливаться). Фильм вполне справедливо называют самым безумным японским боевиком 00-х.

В общем-то, за последние четверть века "Противостояние" обрело культовый статус, о нём всё сказано и написано, я же хотел бы остановиться на менее известных вещах Китамуры.

"Даль небесная"/Sky High (2002)

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-6

...Некий маньяк выдирает сердца красивым девушкам, под замес попала невеста одного следователя. Обезумевший от горя жених начинает расследование и выясняет, что преступник - никакой не безумец и свои злодеяния вершит в чисто практических целях: ему надо устроить некий ритуал и открыть врата на тот свет, чтобы вернуть оттуда свою жену. А прислуживает колдуну какая-то бой-баба, вроде как призрак или демоница... я не очень понял.

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-7

Тем временем покойная невеста, тоже ставшая призраком, пытается помочь следователю, потом сама становится стражем вышеозначенных врат, получив вместе с новой работой отличную катану... Так как это экранизация манги, то сюжет тут немного сложнее, чем "полицейский ищет маньяка при участии призрака". Хотя сюжет тут не главное.

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-8

Главное - рубка на мечах, что в твоём "Горце". На два часа хронометража - три весьма зрелищных поединка и парочка массовых драк. Китамура дважды использует приём, опробованный в "Версусе" - когда дуэлянты во время схватки оказываются стоящими спина к спине, используют это обстоятельство для передышки, а затем кидаются друг на друга с новой силой...

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-9

Массовка, декорации и профессиональное качество фильма подсказывают, что Китамуре наконец-то дали крупный бюджет. Теперь о грустном. Затянуто - это раз и местами скучновато - это два. Ну и три - чересчур глубокомысленно. Фильм пытается казаться умнее, чем он есть на самом деле. Алё, это сказка про призраков, которые рубятся на мечах!

Потом был целый одноимённый телесериал в виде продолжения, с той же невестой в главной роли, которая продолжает исполнять обязанности Потустороннего Стража, встречая разнообразных призраков... жаль, что в наших краях он недоступен.

И к теме загробного мира Китамура вернётся не раз.

"Живой"/"Смертник"/Alive (2002)

Некий симпатичный молодой человек, укокошивший собственную подружку (как я понял - чтобы избавить её от позора после надругательства со стороны группы подонков), приговорён к высшей мере, но вместо этого стал подопытным материалом для эксперимента. В тело главного героя вселяют некое инопланетное зло, которое превращает носителя в сверхсущество, способное использовать силу мысли как оружие.

Но здесь вам не "Марвел". Здесь торжествует азиатская созерцательность. Если даже зубодробильный "Версус" грешил некоторыми длиннотами, то тут в течение всего первого часа нет вообще никакого экшена. Главный герой копается в собственной душе и льёт слёзы, сокамерник-психопат скалит зубы, в соседней камере за стеклом сидит странная девушка-ведьма, за всем этим наблюдают учёные... Диалоги, странные видения, ощущение тоски и полного вакуума. Неспешная метафизическая драма.

Вторая половина фильма всё же содержит кой-какой экшен, но увы, до уровня того же "Версуса" ему далеко, хотя в роли мегазлодея появляется Так Сакагучи, игравший в "Версусе" главную роль. А главного героя "Живого" играет главный злодей из "Версуса"... (Кто смотрел "Версус", тот знает, что герой и злодей частенько меняются местами.) Впрочем, финальный поединок тоже не особо радует, не считая секундного появления в кадре трусливого коротышки из всё того же "Версуса" (он и в "Дали небесной" мелькал). А сражение героя с автоматчиками заставляет вспомнить "Матрицу"... 2002 год, я напомню - слизывать с "Матрицы" всё ещё модно ("Версус", опять-таки, грешил.)

"Киноджем"/Jam Films (2002)

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-10

Сборник 15-минутных киноновелл разного жанра, качество которых колеблется от "что за бред?" до "почти шедевр". Удивительно, но Китамура снял самую унылую и банальную из всех. "Посланник". К некоему мафиозному боссу приходит красивая девушка, сообщает ему, что она вестник с того света, а он недавно преставился... Вот и всё, собственно. И присутствие всё того же Така Сакагучи не спасает.

Дальше - веселее, но режиссёры другие.

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-11

"Кендама". Двое корпоративных служащих не поделили приз от шефа - народную японскую деревянную игрушку, которая случайно попадает в руки постороннего молодого человека. В игрушке спрятаны билеты в Австралию. Беда в том, что молодой человек боится летать, а его девушке не нужны никакие билеты, ей бы немножко лука, чтобы приготовить бургеры... Симпатичная комедийка, но не более того.

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-12

"Холодный сон". Молодой человек просыпается в какой-то странной криогенной камере, которая почему-то находится в обычной школе. По коридорам учебного заведения бегают великовозрастные дурачки, одетые скоморохами. Пытаясь разобраться, что, собственно, тут происходит, герой выясняет, что он космонавт, а школа находится на другой планете. Финал окончательно всё расставляет по местам и отвечает на все вопросы. Неплохая, в общем, научно-фантастическая история-загадка, по-японски странная.

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-13

"Ящик Пандоры: нога из Гонг Конга". Некая девушка страдает болезнью ног, пока один чокнутый китаец не предлагает ей уникальное средство. Насколько я понимаю, китайцы для японцев - это как чукчи для нас. Вот и этот сегмент напоминает дурной несмешной анекдот.

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-14

"Хидзики". Некий гражданин, съехавший с катушек от тяжёлой жизни, проник в чужую квартиру и взял в заложники семью. Хозяйка квартиры даёт ему отповедь в духе: "Это у тебя-то жизнь тяжёлая? Подержи моё пиво..." Важную роль в сюжете играет национальное блюдо - водоросли хидзики.

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-15

"Справедливость". Обычная японская школа: у мальчиков урок истории, у девочек - физкультура. Вместо того, чтобы учить, какой самый известный самолёт на тихоокеанском театре военных действий, юноши любуются из окон на упругие филейные части спортсменок. Вот и всё, собственно. Вроде, комедия, но чём прикол, я не уловил.

Японцы - это такие инопланетяне, которых трудно оценивать по нашим земным меркам.-16

"Арита". Одна девочка любит рисовать, но на каждом листе, который она берёт в руки, появляется Арита - примитивно изображённое существо с большим носом и крылышками. Оно свободно перемещается по бумаге и обладает собственным разумом. Став взрослее, девушка пытается разгадать тайну Ариты и не придумывает ничего лучше, чем поджечь рисунок...

Коротко и гениально. Не отказался бы увидеть полнометражный фильм на тот же сюжет, но и так неплохо.

Продолжение тут:

Всем спасибо! Добавляйтесь!