Найти тему
МИР (Море История Россия)

Джитра... А что было потом?

Эпопею "обороны" Малайского полуостроваможно изучать, как захватывающий детектив, где поэтические строки британских историков преображают позорное бегство в героический подвиг. Англичане пишут так:

Японцы атаковали позиции Мюррея-Лайона с невероятной скоростью. Танки, авиация и пехота атаковали волнами и постоянно обходили любое сопротивление с флангов. Вскоре 11-я дивизия была в полном отступлении, причем японцы наступали так быстро, что их мотоциклисты-разведчики часто проезжали сквозь отступающие колонны. Однажды Мюррей-Лайон был достаточно быстр, чтобы выхватить свой служебный револьвер и застрелить одного из них со своего мотоцикла.

Отход англичан от Джитры описывается в англоязычных источниках редко (просто пишут, что отход был связан с большими потерями). В лучшем случае пишется о том, что японские самолеты разрушали мосты в тылу отступающих войск (ну, это уже преувеличение). Ежели верить японцам, то Джитра обошлась им всего в 25 убитых и 38 раненых. Боевые потери англичан соизмеримы, но...

Полковник (уже полковник) Саэки проводит экскурсию по взятым позициям у Джитры
Полковник (уже полковник) Саэки проводит экскурсию по взятым позициям у Джитры

Дело в другом. Нужно отдать должное уровню р...ва (руководства) Генерал-майора Дэвида Мерри Мюррей-Лайона. (и не только его). Например на аэродроме Алор Сетар японцы обнаружили 900 тонн бомб (потом англичан бомбили их же боезапасом, ибо авиация японцев была на аэродроме уже через 3 дня после захвата). Но вернемся с небес на землю.

Генерал-майор "отступил" так быстро, что "забыл" на позициях не только 3 роты, но и 3-х месячный запас продовольствия, и... австралийские грузовики. Теперь японская пехота стала моторизованной, а британская обычной. Нужно отдать должное инициативности японского подполковника Саэки или в другом написании Саеки, (но не Сайки, как пишут некоторые, сайка это булочка).

Немецкий автор Гарри Турк (он же Лотар Рудольф Тюрк) описывает события 13 декабря 1941 года так:

Первую половину дня Муррей-Лайон непрерывно отступал. Сразу же за Алор-Старом через реку Кедах проходила подготовленная к взрыву железнодорожная линия. Она тянулась почти параллельно дороге на юг. На путях еще стоял вполне боеспособный английский бронепоезд. Как только Муррей-Лайон со всеми частями перешел на другой берег, мост был взорван. Но заряды были заложены плохо, и саперы подогнали бронепоезд, чтобы тот своим весом обрушил полуразрушенный мост. Бронепоезд подошел к месту обрыва рельсов, но мост оставался недвижим. Поскольку мост легко мог оказаться под обстрелом, бронепоезд отъехал назад и исчез на другой стороне реки в джунглях. Мост заминировали снова. Но тут на северном берегу реки Кедах вдруг появились японские авангарды на английских мотоциклах. Спрыгнув с них, они взяли под обстрел саперов, которым в последний момент все-таки удалось подорвать второй заряд, обрушивший мост, но не задержавший японцев. С наступлением темноты те без помех переправились через реку — на самодельных плотах и маленьких рыбачьих лодках. Японцам удалось соорудить из стволов деревьев временную переправу, по которой они перебросили на противоположный берег легкие танки и грузовики.
И снова наступила бурная ночь. Под непрерывным ливнем солдаты Муррей-Лайона с трудом тащились по непролазной грязи к Гуруну. Станет ли Гурун тем неприступным фортом, о который размозжит себе голову противник?

Нет, не стал. Британцы продолжали отступать к Гуруну. 13 декабря японцы заняли Алор-Сетар. Местность у Гуруна представляла собой естественное оборонительное препятствие, которое британцы могли использовать в надежде остановить наступление японцев. У Гуруна, всего в нескольких километрах от берега, дорогу пересекала железнодорожная линия. А между ней и побережьем возвышалась примерно на тысячу метров гора Кедах. На склонах ее росли каучуковые деревья. Множество наспех мобилизованных рабочих из местного населения за несколько дней создали здесь под наблюдением военных своего рода систему оборонительных сооружений, на которой солдаты Муррей-Лайона должны были оказать сопротивление врагу. Но...

Она была спланирована за письменным столом, вдали от этого моста, и получилась более чем неудачной. К тому же готова была лишь незначительная ее часть, поскольку работы начались слишком поздно. Есть еще один нюанс.

Благодаря австралийским грузовикам и британским мотоциклам, японский авангард "переобулся" с велосипедов на автотранспорт, и стал еще мобильнее.

Уже 14-го числа 11-я дивизия была выбита с недооборудованных позиций, и генерал побежал дальше (еще на 30 километров). Муррей-Лайон снова приказал отступать, на этот раз на тридцать километров южнее, где протекала река, служившая границей между Кедахом и провинцией Уэллесли. 15 декабря японцы захватили город Ипох.

Новым поводом для отхода стала информация о движении второй японской колонны (от порта Паттани), и генерал-майор побежал дальше.

После потери провинции Кедах 12-я индийская пехотная бригада (резервные силы малайского командования, хорошо обученные войне в джунглях) заменила 11-ю дивизию и начала очень успешный отход с боями на позиции Кампара, нанеся тяжелые потери передовым подразделениям японцев.

Это дало возможность переформировать остатки 11-й дивизии. Из трех бригад 11—й индийской дивизии две — 6-я и 15-я индийские пехотные бригады - были объединены в 15/6-ю бригаду под командованием бригадного генерала Генри Мурхеда (командира отряда Krohcol).

В новом виде 15/6-я бригада теперь состояла из Британского батальона (остатки личного состава 1-го батальона Лестерширского полка и 2-го батальона Восточно-Суррейского полка) и сводного Джат-Пенджабского батальона (сформированного из остатков 1/8-го Пенджабского батальона и 2 /9-го Джатского батальона). Остальные батальоны бригады — 1 / 14-й Пенджабский, 5/14-й Пенджабский и 2 /16-й Пенджабский — прикрывали тыл позиции Кампара. Названий много, но суммарно, это всего 1600 человек.

28-я гуркхская бригада под командованием бригадного генерала Рэя Селби, насчитывала столько же. Гуркхи понесли очень тяжелые потери. Суммарно, с артиллерийскими частями, дивизия насчитывала 4,5 тыс. человек (из 13 тысяч изначальных). Заодно, при переформировании, 23 декабря сняли генерал-майора Мюррея-Лайона, сам он был отправлен в Сингапур и там потом попал в плен. В его биографии есть следующие строки: "Хотя он был храбрым и компетентным командиром, ему не предложили другого командования, к большому удивлению других офицеров индийской армии". (Правда, удивительно?).

На место Мюррея-Лайона был временно назначен бригадир Арчибальд Чарльз Мелвилл Пэрис (сын генерал-майора морской пехоты Арчибальда Пэриса), который до того командовал 12-й бригадой.

В составе бригады, которая прибыла из Сингапура числились:

-5-й батальон, 2-го Пенджабского полка - подполковник Чарльз Сесил Дикин
-4-й батальон, 19-го Хайдарабадского полка - подполковник Э.Л.Уилсон-Хаффенден
-2-й батальон, горцев Аргайлла и Сазерленда - подполковник. Иэн Макалистер Стюарт
-15-я полевая рота саперов и минеров

-122-й полевой полк Королевской артиллерии (Уэст-Райдинг) – подполковник. Джордж Сент-Джон Армитидж Дайсон
Назревало новое сражение... (Но о нем в следующей статье)