Найти в Дзене
Cinema Asylum

Один день из жизни семьи каннибалов: «Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера на больших экранах

Последнюю неделю на больших экранах России культовый слэшер Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой». Что такого особенного в фильме про пятерых друзей и семью каннибалов, и почему надо поторопиться и попасть на один из последних сеансов, рассказывает Даша Бурнашева. 18 августа 1973 года. Салли Хардести, ее прикованный к коляске брат Франклин и трое их друзей едут в Техас, чтобы проверить, не надругались ли местные вандалы над могилой их дедушки. Заодно они планируют заехать давно заброшенный дом семейства Хардести. Поездка сразу не задается. Сначала друзья подбирают на обочине автостопщика, который нападает на Франклина, а потом понимают, что у них почти закончился бензин. Вот только на ближайшей к дому заправке не оказывается бензина. Вместо того, чтобы в ожидании топлива спокойно исследовать заброшенный дом Хардести, каждый из них по очереди заглядывает к «соседям» — семейке каннибалов. Слэшер из списка «400 лучших американских фильмов» по версии Американского института кино, сним

Последнюю неделю на больших экранах России культовый слэшер Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой». Что такого особенного в фильме про пятерых друзей и семью каннибалов, и почему надо поторопиться и попасть на один из последних сеансов, рассказывает Даша Бурнашева.

кадр из фильма «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chain Saw Massacre, 1974, Bryanston Distributing Company
кадр из фильма «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chain Saw Massacre, 1974, Bryanston Distributing Company

18 августа 1973 года. Салли Хардести, ее прикованный к коляске брат Франклин и трое их друзей едут в Техас, чтобы проверить, не надругались ли местные вандалы над могилой их дедушки. Заодно они планируют заехать давно заброшенный дом семейства Хардести. Поездка сразу не задается. Сначала друзья подбирают на обочине автостопщика, который нападает на Франклина, а потом понимают, что у них почти закончился бензин. Вот только на ближайшей к дому заправке не оказывается бензина. Вместо того, чтобы в ожидании топлива спокойно исследовать заброшенный дом Хардести, каждый из них по очереди заглядывает к «соседям» — семейке каннибалов.

кадр из фильма «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chain Saw Massacre, 1974, Bryanston Distributing Company
кадр из фильма «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chain Saw Massacre, 1974, Bryanston Distributing Company

Слэшер из списка «400 лучших американских фильмов» по версии Американского института кино, снимали под палящим техасским солнцем в течение изнурительного для команды месяца. В конце съёмочная группа и актеры были измотаны, а последние еще и сплошь покрыты ссадинами, порезами и синяками. Палящее солнце, гниющее мясо из реквизита и вонь от грязных костюмов, которые актеры были вынуждены носить изо дня в день, доводили команду до рвоты. Эдвин Нил, игравший в фильме одного из каннибалов, даже сравнивал съемки со своей службой во Вьетнаме. Поговаривают, что кто-то из членов команды намеренно больше никогда не работал с режиссером Тоубом Хупером.

Несмотря на свою сдержанную кровавость (режиссер очень целился в рейтинг PG — рекомендуется присутствие родителей, который так и не получил), фильм был какое-то время запрещен во многих странах. Но в то же время попал в программу «Двухнедельник режиссеров» Каннского кинофестиваля 1975 года.

Вопреки всеобщим ожиданиям и вмешательству мафии фильм получил коммерческий успех и стал культовой классикой. «Техасская резня бензопилой» оказала влияние на Ридли Скотта и его «Чужого», Уэса Крейвена с «У холмов есть глаза» и Сэма Рейми с его «Зловещими мертвецами». А Гильермо Дель Торо после просмотра стал вегетарианцем, правда на долго его не хватило.

кадр из фильма «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chain Saw Massacre, 1974, Bryanston Distributing Company
кадр из фильма «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chain Saw Massacre, 1974, Bryanston Distributing Company

С первых же кадров фильма мы ощущаем техасскую жару, она льется с экрана, ее почти слышно. Невыносимая жара и вонь — два камня на которых строится атмосфера фильма. Это с самого начала создает ощущение душного замкнутого пространства, даже когда персонажи находятся на улице.

Оператор Дэниэл Перл меняет подход к съёмке по ходу повествования, благодаря чему мы, вместе с персонажами погружаемся в безумие. В начале, когда герои общаются в фургоне, подбирают автостопщика, или разговаривают с владельцем бензоколонки, — камера почти статична, она, а вместе с ней и мы, лишь наблюдает за происходящим.

Чем мрачнее становятся события, тем безумнее ведёт себя камера и монтаж. Появляются нестандартные ракурсы, рваная съемка, огромное количество быстро сменяющих друг друга крупных, практически макро-планов. В какой-то момент мы сами оказываемся жертвой за классическим семейным ужином.

В фильме нет привычного музыкального сопровождения, мы слышим лишь странные неприятные звуки. Идеей Хупера было передать зрителю то, что слышат животные на скотобойне перед забоем. Работает отлично, учитывая, что весь фильм и есть «забивание скота».

кадр из фильма «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chain Saw Massacre, 1974, Bryanston Distributing Company
кадр из фильма «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chain Saw Massacre, 1974, Bryanston Distributing Company

Фильм Хупера полон злости к собственной стране. «Техасская резня бензопилой» стала своеобразным ответом на постоянную ложь правительства и СМИ, на ежедневные трансляции жестоких новостей, которые зрители смотрели с таким упоением, словно это не кадры с войны, а забавное реалити-шоу. Вторя этой постоянной лжи, фильм какое-то время продвигали как основанный на реальных событиях.

Хупер хотел показать жестокость и бездумность насилия вокруг. Он метил в капиталистическое общество, построенное на использование слабых, чтобы достичь своих целей, пировании на трагедиях ради внимания и обесчеловечивании тех, кто считается слабым.

В какой-то степени он проявляет сочувствие к семье канибалов, как к людям, доведенным правительством до отчаяния, буквально сведенным с ума. У них нет работы, нет бензина на собственной бензоколонке, нет будущего. Остается лишь цепляться за ускользающий привычный мир и медленно сходить с ума в попытке выжить. Американская мечта в столкновении с реальностью превращается в кровавый кошмар. Мечта о мире и любви похоронена, монстры на свободе, а миром правит безумие.

кадр из фильма «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chain Saw Massacre, 1974, Bryanston Distributing Company
кадр из фильма «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chain Saw Massacre, 1974, Bryanston Distributing Company

Фильм получил шесть продолжений, два приквела и один ремейк. Но ни одно так и не смогло приблизиться к оригиналу. В фильмах упорно использовали одни и те же приемы, копировали культовые сцены и тонули в причинах и объяснениях того, что не требовало объяснений еще в 1974 году.

А почему эта семья такая? А что же случилось с Кожаным лицом, что он взялся за бензопилу? И еще много столь же ненужных и вредных вопросов.

Необъяснимое зло, которое может появиться из окрашенного чинной белой краской сельского домика с уютной качелью на заднем дворе гораздо страшнее, чем что-то понятное, то, что можно предугадать, а значит и избежать. Да и разве мурашки от незнания, откуда ждать удар бензопилы, не причина по которой мы продолжаем смотреть фильмы ужасов?

Билетики ищите тут

------------------------------------------------------------------------------------

Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!