«Девушка с жемчужной сережкой» (создана около 1665 года) — картина голландского художника Яна Вермеера, одна из его самых известных работ. На ней изображена молодая женщина в экзотическом платье, с яркой и большой жемчужной сережкой. Картина всегда была полна загадок, часть которых удалось раскрыть совсем недавно. Так несколько последних открытий сделали в 2020 году исследователи музея Маурицхёйса — именно здесь хранится картина в настоящее время. Какие же открытия? Читаем!
О творчестве Вермеера
Сегодня миру искусства известно 36 полотен художника, каждое из них бесценно для мировой живописи. Вермеер писал в популярном в то время бытовом жанре. На картинах часто изображены женщины разных сословий занятые повседневными делами. У кухарок это приготовление еды, а у хозяек —написание или чтение писем, игра на музыкальных инструментах. Самый простой сюжет Вермеер передаёт невероятно мастерски.
Чем уникальна картина?
На картине «Девушка с жемчужной сережкой» изображена фигура девушки в темном неглубоком пространстве. Девушка одета в золотисто-желтую верхнюю одежду с белым воротничком, на голове сине-золотой тюрбан — нетипичный и экзотический головной убор для голландских девушек того времени. Тёмный фон фокусирует внимание зрителей сначала на самой девушке, а потом на жемчужной драгоценности. Темные фоны вообще широко использовались в портретной живописи для усиления трехмерного эффекта фигуры. Ещё Леонардо да Винчи в своём «Трактате о живописи» отмечал, что темный фон делает объект более светлым, и наоборот.
Эта картина резко выделяется среди других работ Вермеера. Девушка на картине не занята ничем, не увлечена работой. Художник словно поймал ее взгляд в момент, когда героиня повернулась и посмотрела на зрителя.
Необычное расположение корпуса, загадочный взгляд вкупе с таинственностью её личности заставило многих сравнить героиню с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи (около 1503–1519). Однако, в отличие от Моны Лизы, «Девушка с жемчужной сережкой» — это не совсем портрет, а так называемый тронье или трони (в переводе с голландского "лицо", "голова"). Можно сказать, что это разновидность портрета, который изображает часто анонимных моделей по пояс или по плечи. Модели могут изображаться с необычным выражением лица. Тронье не предназначался для того, чтобы по частному заказу изобразить какого-то конкретного человека.
Очень тонко на картине проработан свет и тени. Неспроста Вермеера называли волшебником света. Очень мягкий свет на лице, тонкие акценты-свечения на губах, в уголках рта, блики в глазах и словно искрящаяся серёжка. Красивая игра света и тени также на тюрбане и одежде героини.
Любопытный факт о цене картины: первая её стоимость в 1881 году составила всего два гульдена и 30 центов. В нынешней экономике это составляет менее 30 долларов.
Сегодня Ян Вермеер очень высоко ценится как художник. Он получил достойную славу голландского мастера, создавшего немало известных и значимых работ. А «Девушка с жемчужной сережкой» стала одним из самых известных произведений искусства на рубеже XXI века, а в 2006 году всенародным голосованием завоевала звание самой красивой картины Голландии.
Открытия о картине 2020 года
Музей Маурицхёйса в Гааге сделал новые удивительные открытия о знаменитом голландском шедевре с 2018 по 2020 годы. До этого последний раз полотно исследовалось в 1994 году. В новых исследованиях использовались более современные методы работы и новые технологические достижения, такие как неинвазивные методы визуализации и сканирования, цифровая микроскопия и анализ образцов краски.
В начале 2018 года картина была помещена в специально построенную стеклянную комнату, чтобы посетители музея могли наблюдать за процессом исследований.
Открытие первое: раньше у девушки были ресницы. Но со временем они исчезли. Это стало известно благодаря макро-рентгеновскому флуоресцентному сканированию и микроскопическому исследованию. Ранее считалось, что отсутствие ресниц указывают на то, что Вермеер рисовал идеализированное лицо, а не реального человека.
Открытие второе: фон не просто чёрный, первоначально там была зелёная драпировка. Это тоже стало известно благодаря новым технологиям исследования.
Сама жемчужина состоит из «полупрозрачных и непрозрачных штрихов белой краски. Исследователи обратили внимание на то, как именно художник изобразил драгоценность. У сережки нет контура, а также нет крючка. Она как будто находится в воздухе.
Открытие третье: белый пигмент из Англии, ультрамарин из Афганистана, красный из Мексики. Исследователи смогли определить источники пигментов, используемых Вермеером в этой картине. Белый свинец из района Пик в северной Англии, красный кошениль, сделанный из жуков, произведён в Мексике, а ультрамариновый синий из лазурита из современного Афганистана. Кстати, этот синий пигмент был в XVII веке более ценным, чем золото. Благодаря процветающей торговле Вермееру, вероятно, удалось приобрести эти обширные материалы в своем родном городе Делфте.
Открытие четвёртое: о процессе работы Вермеера над полотном. Сначала Вермеер черными линиями наметил композицию, а затем написал лицо девушки и ее одеяние. Синий платок и жемчужная серьга были заключительными элементами, добавленными на холст.
Интерес к этому полотну настолько велик, что даже такая мелкая деталь как ресницы на глазах девушки (или их отсутствие) задают повод для дискуссии в академических кругах. Да, многие тайны «Девушки с жемчужной сережкой» были раскрыты Гаагским музеем, но главная тайна остается нераскрытой до сих пор — личность модели с картины. А может и хорошо, что некоторые загадки остаются неразгаданными? Каждому зрителю есть о чём пофантазировать, подумать и предложить свои интерпретации.
Больше интересного об искусстве в аккаунте проекта CULT CLUB и на наших мероприятиях 👉 Подробнее на: https://t.me/kultclub