В Татарстане прошёл год после подключения к системе «Московская электронная школа», которая заменила всеми любимый edu.tatar. Республиканский сервис был «стар», поэтому все ждали обновления. Оно пришло, но не без изъянов.
В 2023 году раис республики Рустам Минниханов поддержал проект по модернизации ГИС «Электронное образование Республики Татарстан» (потом — ГИС «ЭО Татарстана») с помощью внедрения московского сервиса электронных журналов и дневников. Система базировалась на «Московской электронной школе». Уже тогда общественность встретила инициативу без яркого энтузиазма. Всё новое, как обычно, пугает. Радовало родителей, учителей и учеников лишь то, что старая татарстанская система, изжившая себя за почти 15 лет, наконец преобразится.
Власти Татарстана решили не просто обновить её, а интегрироваться с Москвой. Тестирование началось ещё в прошлом году, в период с февраля по июнь, в трех пилотных школах республики. В министерстве образования и науки сообщили, что по итогам апробации со стороны пользователей была получена высокая оценка сервиса.
Общеобразовательная школа № 51 была одной из первых, которая опробовала новую систему. Там первыми узнали, как пользоваться сервисом, и потом обучали других.
- У нас обновлённый электронный журнал работает уже полтора года. Так что адаптационный период участники образовательного процесса прошли уже давно, – рассказал Рустем Хазеев, директор школы № 51. – Проблемы, которые сейчас возникают у многих пользователей электронного образования, мы тоже испытывали в самом начале. Коллектив нашей школы с удовольствием делится опытом работы в обновленном электронном журнале, показывает все возможности виртуальных лабораторий, отчетностей, цифровых заданий и различных материалов (библиотека, видеоуроки, онлайн-тесты). Это и является большим плюсом обновленного журнала. В прежней версии электронного дневника был просто дневник.
Хазеев объясняет появляющиеся проблемы пользователей тем, что они пока не совсем хорошо изучили обновленный функционал.
- Уверен, что к началу нового учебного года работа пользователей окончательно стабилизируется и массовых сбоев не будет, – отметил собеседник.
Преимущества МЭШ
24 августа прошлого года началось сотрудничество между правительствами Москвы и Татарстана по вопросу реализации проекта. С января школы республики работают в ГИС «ЭО РТ» в обновленном формате. На данный момент к системе подключены все государственные и муниципальные школы.
Проблемы появились ещё в самом начале работы. В министерстве их объясняют тем, что модернизация любой информационной системы предполагает решение комплекса различных вопросов. Например, на первых этапах сервис часто «зависал» из-за увеличения нагрузки на систему. Это подмечают и учителя, с которыми мы говорили.
- Татарстан – один из крупнейших субъектов Российской Федерации по численности пользователей информационных систем. Соответственно, могут возникать технические затруднения в работе системы. Однако они носят временный характер. Для их решения работает команда специалистов разного профиля – технические специалисты, аналитики, методисты. Ситуация стабилизировалась, участники образовательных отношений постепенно погружаются в новый, обновленный, функционал и осваивают систему, – отметили в ведомстве.
Среди ключевых преимуществ сервиса в министерстве выделили автоматизацию и оптимизацию рутинных задач и отчетности школ, единый доступ к учебным материалам, цифровой профиль и реестр учащихся и наглядный мониторинг текущей ситуации.
Учителя получают современный электронный журнал, в том числе в формате мобильного приложения, календарно-тематическое направление, помощь в подборе материалов к урокам, готовые сценарии занятий, домашние задания с автопроверкой, аналитику и отчеты по успеваемости обучающихся и прочее. Родители и ученики получают «простое и понятное отображение учебных программ на год вперед», источник полной информации о жизни ребенка в современном дизайне (расписание, темы, оценки, домашние задания, контроль посещаемости, школьные новости и так далее).
Реальность другая
Первый год тестирования системы проходит успешно, однако родители всё ещё до конца не могут разобраться в сервисе.
- Там неудобно смотреть, какое домашнее задание задали. У нас вообще есть такой учитель, который не умеет пользоваться этим сервисом, и поэтому мы не знаем о домашнем задании. Она присылает его в чате только в четыре утра, – рассказала мама ученика общеобразовательной школы Казани.
Другая родительница поделилась, что смотреть оценки неудобно. Она не понимает, какая именно стоит отметка: за четверть или за день.
- Мы даже не можем посмотреть оценку за другие четверти. Например, видно только отметку за четвертую четверть, про остальные приходится вспоминать, – поделилась жительница Казани. – Когда выставили итоговую, отметка за четвертую четверть пропала. Ещё выставляют среднестатистическую оценку. Мы с ребенком так и не поняли, что она значит. Непонятно, это его среднестатистическая оценка или отметка, складывающаяся из оценок всего класса по предмету.
Мама ученика рассказала, что им очень нравится возможность просмотра дополнительных материалов. Проблема лишь в том, что они не всегда открываются.
Благо самое сложное уже прошло. Регистрацию в системе родители даже вспоминать не хотят, поскольку, казалось бы, простая процедура принесла немало сложностей. Им нужно было предоставить собственные данные и вписать информацию о ребёнке. Были созданы целые инструкции, как подтвердить учетную запись и войти в сервис, однако у многих всё равно возникали проблемы. Это подтверждают и учителя. Преподаватель математики Сабина рассказала, что некоторым, у кого долго не получалось зарегистрироваться, выдавались специальные пароли, чтобы они могли зайти по ним. Делалось это лишь в исключительных случаях, но они были и родители настаивали на такой помощи. Первое время освоиться было действительно непросто. Учителям удалось быстрее вникнуть в процесс, поскольку их обучали. Сейчас, как отмечает Сабина, глобальных проблем не возникает, а родители уже успокоились.
- Если бы была возможность снова работать в edu.tatar, вы бы ей воспользовались? – спрашивает журналист.
- Да, несомненно. Там было удобнее, – отвечает учительница.
Однако о возвращении к старой системе мечтать не стоит. ГИС «ЭО Татарстана» будет вовсю развиваться параллельно с «Московской электронной школой».
Автор материала: Алина Камалютдинова