Найти в Дзене

Насколько обманчиво первое впечателение.

А сегодня день возвращения веры в людей. И для этого мы отправляемся в Нью-Йорк примерно 1920 годов. Но теперь от вас нужно немного напрячь фантазию. Приготовьтесь, будет сложно. Нынче вы простая американка, которая работает где-нибудь на фабрике, денег особо нет, знакомых с кучей финансов — тоже. А ещё у вас вот-вот начнутся роды. Усложним задачу — роды начнутся раньше срока на несколько недель. Вы в больнице, и понимаете, что всё. С ребёнком можно уже попрощаться, об этом говорят все врачи.

Что-то вроде такой. Только менее пафосной.
Что-то вроде такой. Только менее пафосной.

В те годы с недоношенными детьми было довольно сложно. Их конечно, как-то пытались выхаживать, но всякое специальное оборудование стоило дорого, было экспериментальным, а значит довольно часто выходило из строя. Поэтому, даже если клиника могла себе позволить что-то такое, то обслуживание могло с легкостью разорить не самую богатую больницу. Без подобных технологий мороки было много, а результат обычно разочаровывал. Так что мало кто из врачей хотел брать на себя такой груз и обычно дети, рождённые раньше какого-то срока — просто не выживали. Тем более что палаты для всех детей были общими. Там лежали как обычные детишки, так и недоношенные. Что, естественно не особо улучшало бактериологическую и социальную обстановку среди младенчиков. Короче, проблема стояла остро, а многие доктора просто её игнорировали. Для них было проще считать недоношенных детей вроде как бы и не особо людьми. Мол, они пока еще не заслужили это гордое звание. Ну, не повезло, что такого. Нового родите. Короче, вот вам вводные данные для фантазии. И вот лежите вы с пузом в больнице, мысленно уже прощаетесь с ним, но внезапно, один скользкий медбрат делает вам странное предложение. Слушай, вот ты же понимаешь, что ребёнка всё равно в этой богадельне уже не спасти, сами понимаете — путь у него один. Но есть один человек, о котором вы возможно слышали...

Вот этот дядечка
Вот этот дядечка

И тут в дело вступает Мартин Куни. Кто он? А он — владелец странного заведения на Кони Айланд.Туда может зайти любой желающий, заплатить 25 центов и поглазеть на вашего недоношенного ребёнка. Но не только на него, но и на целую компанию. Да, вы правильно поняли — это была целая выставка недоношенных детей. Люди приходят туда, глазеют на маленьких, слабеньких детишек, напоминающих крохотных обезьянок, и показывают на них пальцами. Да, в свободной Америке, стране демократии и прав, когда-то подобное было в порядке вещей. Недоношенных детей могли забрать прямо из больницы и выставлять напоказ зевакам (ну с разрешения родителей, конечно, но обычно матери соглашались)! Куда смотрела полиция и врачи? О. Они не вмешивались, а даже, наоборот, всячески помогали подобному мероприятию. Когда общественность просила защитить малюток, многие доктора вступились за это шоу и лично за Мартина Куни. Всё понятно, купленные корупционеры. Но, нет...

Это выглядело примерно вот так.
Это выглядело примерно вот так.

Итак, что же это был за такой бездушный человек, который зарабатывал деньги на горе других людей? На самом деле как, недавно выяснили, что хоть Мартин Куни и представлялся врачом, медицинского образования у него не было вообще. О его детстве тоже мало что известно. Родился то ли в 1860 то ли в 1870 где-то в Европе. Просто ему однажды повезло пересечься с идеями Стефана Тарнье — французского врача. Стефан, как-то на одной из фабричных выставок увидел инкубатор для яиц и ему пришла в голову смелая мысль. А что будет, если вместо цыплят мы будем точно так же «высиживать» недоношенных детей. И так появился то, что нынче известно под названием кювез (от французского «наседка»).

Одна из первых разработок.
Одна из первых разработок.

Первые прототипы конца XIX века были, конечно, далеки от того оборудования, что мы сейчас имеем — в них, например, для сохранения необходимой температуры использовался тупо уголь. Но уже первые результаты внушали доверие — ребёнок, помещённый в них, дотянул до нормального возраста без видимых отклонений. Вот только больницы не высказали интереса к изобретению. Всё было слишком дорого в обслуживании, куча мороки — постоянно надо было следить за показателями и проще было просто сказать матери: не, ну вы ещё одного родите. Несколько экземпляров приобрели для своих отпрысков богатые семьи с подобной проблемой. Но и всё. А вот Куни эта идея понравилась. Он приобрел несколько прототипов кювезов у последователей изобретателя и привез их в Америку, чтобы устроить шоу. Всем желающими демонстрировались прозрачные ящики, в которых лежали младенцы в кукольной одежде, шевелили ручками и ножками и вообще забавляли посетителей.

Снаружи это выглядело примерно вот так
Снаружи это выглядело примерно вот так

А где же тут вера в людей, наверняка спросите вы? Человек делает деньжищи (а ходили истории про то, что он зарабатывал до 800 долларов (около 12 тысяч по нынешнему курсу) в день на этом предприятии) на страданиях беззащитных созданий, обречённых на смерть и муки! Надеемся, что он прогорел. Но нет. Его выставки просуществовали аж до 1940 года. При том что первая открылась в 1903. Неужели никто его не остановил? Ну почему же? Многие пытались, газеты публиковали ужасные истории, клеймили его безжалостным эксплуататором, проходили пикеты. Но многие врачи и общественные деятели продолжали вставали на его защиту. И дело было не в деньгах. По факту у Мартина вообще не наблюдалось денег. Все свои деньги он спускал на усовершенствование оборудования и наем персонала. 

Мартин с одним из воспитанников показывает еще одного малыша.
Мартин с одним из воспитанников показывает еще одного малыша.

Ведь давайте вновь представим себя на месте той беременной американки из начала статьи. Врачи утверждают, что всё, идите рожайте нового. Но Мартин через своих агентов заявляет, что в его заведении у вашего недоношенного ребёнка будет шанс. Он не предлагает вам денег за него — дети не собственность. Он буквально дарит вам надежду. Не одна из клиник США в те годы не могла предоставить такой неонатальной помощи детишкам, как эта, казалась бы ужасная выставка. 

Медсестры в заведении.
Медсестры в заведении.

В его заведении царила стерильность, которой не могла похвастаться даже клиника средней руки в Америке. У него работали ответственные и профессиональные сотрудники, следившие за температурой и влажностью в кювезах, в которых находились младенцы. Многие врачи из серьёзных больниц работали с ним, консультируя и помогая (естественно, не безвозмездно). Сам Мартин постоянно усовершенствовал своё оборудование и методологию ухода за детьми. Записывал свои наблюдения и показатели. Так, именно он установил необходимые условия содержания в кювезах для младенцев с разным сроком недоношенности, которые используются чуть ли не до сих пор.

А это уже поздние сроки подобных выставок.
А это уже поздние сроки подобных выставок.

То есть, давайте говорить откровенно. Мартин просто выбрал такую спорную и оригинальную модель финансирования для очень важного дела помощи недоношенным. Попроси он у государства или спонсоров денег на выхаживание младенцев, на него просто посмотрели бы как на идиота. Кому есть дело до каких-то там умирающих детей из бедных семей? А так любопытные люди сами платили ему, чтобы позырить, как растут детишки. Позднее, когда многие врачи поняли преимущества подобных заведений, они начали сразу направлять матерей с ранними родами прямо туда, понимая, что там им окажут куда более квалифицированную помощь. Хотя Мартину такой поворот не особо нравился, но он понимал, что не у каждой клиники хватит ресурсов на подобный уход. Поэтому и соглашался помещать детишек на выхаживание. 

Визитка этого доктора.
Визитка этого доктора.

При этом Мартин не брал с родителей своих экспонатов никаких денег, и не делал разницы между, например, бедными и богатыми. То же и с расой. Что же касается одежды для кукол. Ну, просто в те времена не было никакой возможности утеплять малышей, поэтому санитарки покупали одежду в магазинах игрушек и перешивали её, чтобы можно было одеть малышей во что-нибудь. Кстати, содержание младенца в сутки стоило 15 долларов (примерно, 400 по современным меркам). Ну просто чтобы было понятно, куда шли все финансовые потоки. В общем, выбор для матери был прост — или ты обрекаешь ребёнка на смерть, или даришь ему шанс выжить, но платишь за это тем, что на него будут глазеть незнакомцы. Нет, сейчас в эпоху стикеров, закрывающих лицо на фотографиях новорожденных кажется стрёмным, но тогда выбор для матерей был очевиден. 

У них была даже собственная машина для перевозки детишек.
У них была даже собственная машина для перевозки детишек.

Парадокс в том, что когда в 1950 году Мартин все-таки покинул этот бренный мир, у него на счету было около 100 долларов. И похороны пришлось проводить на деньги, пожертвованные теми самыми детишками, которых он когда-то спас вот этим своим шоу.  А спас он достаточно много. По разным прикидкам получается, что через его шоу прошло от шести до восьми тысяч детей. Последняя и самая старая воспитанница скончалась в 2017 году. А кювезы с усовершенствованиями Куни к этому времени появились уже во многих роддомах.

Одна из последних живых детишек Куни — Люсиль Хорн (94 года) и её дочь Барбара в 2015 году.
Одна из последних живых детишек Куни — Люсиль Хорн (94 года) и её дочь Барбара в 2015 году.

Ну а вас я опять оставляю с дилеммой — кто же это был? Человек с золотым сердцем, который безвозмездно помогал детям выжить, или просто неудачливый шоумен-обманщик, заботящийся о качестве своего товара. У нас тут, знаете ли, демократия — каждый имеет право на собственное мнение.

----

Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку. Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.