Инженер-программист Алексей Пажитнов и представить себе не мог, чем обернется проверка новой модели компьютера серии «Электроника 60». Хотел сделать простой тест, а создал легенду — «Тетрис». Произошло это ровно 40 лет назад, 6 июня 1984 года. «Ямал-Медиа» рассказывает об истории знаменитой головоломки, которая покорила весь мир.
Что такое «Тетрис»
«Тетрис» — культовая компьютерная и видеоигра. Механика заключается в управлении падающими с верхней части экрана блоками, состоящими из четырех квадратов: их нужно складывать в один непрерывный ряд без пробелов. Когда ряд полностью заполняется, он исчезает, освобождая место для новых блоков. Игрок зарабатывает очки за каждый исчезнувший ряд. В «Тетрис» играют до тех пор, пока блоки не заполнят весь экран.
Кто придумал игру «Тетрис»
«Тетрис» создал советский инженер-программист Алексей Пажитнов. Он работал в Вычислительном центре АН СССР и получил задание протестировать новую модель семейства мини-ЭВМ «Электроника 60». Для оценки мощности и возможностей компьютера программист разработал простую игру на языке Pascal для операционной системы RT-11, основанную на памятной с детства головоломке.
Алексей Пажитнов в 2008 году. Фото: Eunice Szpillman/wikimedia.org
Это была обычная практика. Когда в вычислительный центр поступало новое оборудование, инженеры писали для программу, чтобы проверить его вычислительные возможности. По словам Пажитнова, это «был хороший предлог для создания игр». Первую игру, Muddled Casino, он разработал еще в 1982 году.
В поисках вдохновения Пажитнов вспомнил, как играл в детстве в пентамино, где нужно собирать фигуры из пятисекционных блоков (от греческого «пента» — пять). А основой для концепции «Тетриса» стало воспоминание о том, как трудно было складывать правильно фигуры в коробку.
Первый прототип головоломки инженер создал за две недели. Но возникла проблема с генератором случайных чисел: постоянно выпадала одна и та же фигура. Пажитнову пришлось добавить в код генератора дополнительный рандомайзер, чтобы разнообразить игру. Первую версию игры программист завершил 6 июня 1984 года. В ней не было ни уровней, ни системы подсчета очков, но она уже была настолько увлекательной, что сам программист буквально не мог от нее оторваться.
Классическая игра пентамино — предшественник «Тетрис». Фото: Radachynskyi Serhii/Shutterstock/Fotodom
«Тетрис» сразу стал популярен среди программистов, имевших доступ к «Электронике 60», но у этой машины не было графических мощностей, а памяти было меньше, чем у калькулятора. По многочисленным просьбам Пажитнов поручил создать цветную версию игры для IBM PC Вадиму Герасимову, 16-летнему стажеру (сегодня он инженер в Google). Работа заняла три недели.
Еще через месяц появились звуковые эффекты и подсчет очков. После этого игра захватила всех. «Это было похоже на лесной пожар. На всех компьютерах в Союзе стоял «Тетрис», — вспоминал Пажитнов.
Почему «Тетрис» так называется
Название игры происходит от сочетания двух слов: «тетра» — что означает «четыре» на греческом, и «теннис» — любимый спорт Пажитнова. «Тетра» указывает на то, что все фигуры (тетрамино) в игре состоят из четырех квадратов.
Как игра стала популярной в мире
Пажитнов не зарабатывал на игре и не планировал этого делать. Тогда все идеи по умолчанию принадлежали государству, да и сама концепция продажи программного обеспечения как товара была ему незнакома. Люди просто делились «Тетрисом» — копировали его на кассеты и дискеты.
Фигуры тетриса — тетрамино. Фото: Tatiana Popova/Shutterstock/Fotodom
Как тетрис попал на Запад
Вскоре компьютерная головоломка пересекла границы Союза, в нее начали играть в других странах Восточного блока. В 1986 году Пажитнов получил сообщение по телексу от Роберта Штейна, представителя британской компании-разработчика программного обеспечения Andromeda в Венгрии. Штейн хотел получить права на продажу игры на западном рынке и предложил весомый аванс.
«В то время у меня был очень плохой английский, поэтому я вымучил некий положительный ответ, сказав, что мы очень рады получить предложение и что можно прийти к какому-то соглашению», — рассказывал Пажитнов. Программист прекрасно понимал, что в СССР договор с западной компанией для частного лица невозможен, поэтому начал искать способы продать права на «Тетрис» через госструктуры.
Однако Штейн воспринял его ответ как одобрение и немедленно приступил к разработке игры. Но, когда он готовился к запуску, получил еще один телекс от «Elorg» («Электроноргтехника» — советская госкомпания, курирующая экспорт программного и аппаратного обеспечения). В нем говорилось, что права официально не были предоставлены и запуск игры будет незаконным.
В конце концов Штейн всё-таки получил права, и в 1988 году «Тетрис» вышел как коммерческая игра для ПК в Великобритании и США. На обложке картриджа и заставке головоломки подчеркивалось ее советское происхождение (в понимании Запада) — картинка с собором Василия Блаженного, серп и молот, кириллица.
Польское издание тетриса для консоли 1988 года. Фото: tomeqs/Shutterstock/Fotodom
Однако недопонимание между Пажитновым и Штейном показало, насколько сложно было впервые наладить экспорт видеоигр из Советского Союза на Запад (а не наоборот). По слухам, юридический казус разбирали даже на совещании у Горбачева, пишет CNN.
Как тетрис ушел на Восток
Тетрис для ПК продавался хорошо, но по-настоящему большие деньги в игровом секторе тогда крутились на консолях. Голландский разработчик видеоигр и бизнесмен Хенк Роджерс, живший в Японии, быстро сообразил, что тетрис идеально подходит для 8-битной Game Boy, новой портативной системы, выпущенной Nintendo в начале 1989 года. Роджерс намеревался убедить компанию включать картридж с новой головоломкой в каждую коробку с консолью, что было обычной практикой. Но у Nintendo был «Марио», и раскрутка новой игрушки в планы компании не входила.
«И я ответил: «Если вы хотите, чтобы ваш Game Boy покупали для малышей, кладите в коробки «Марио». Но если вы хотите, чтобы Game Boy купили все, вам не обойтись без тетриса», — вспоминал Хенк Роджерс.
Он всерьез намеревался получить необходимые разрешения и вскоре осознал, насколько это будет сложно. «Поэтому я сел в самолет и поехал в Москву по турвизе, чтобы найти владельца прав и договориться с ним», — рассказывал он.
Прибыв в Москву, Роджерс через переводчицу смог связаться с «Elorg». Среди присутствовавших на встрече чиновников был и Алексей Пажитнов, который сразу понравился гостю. «Алексей был единственным человеком в комнате, который действительно разбирался в играх», — сообщил CNN Роджерс. «Я объяснил, как работает бизнес, и мы подружились. Через неделю я уехал из Москвы с подписанным соглашением на игру «Тетрис» для Game Boy».
«Тетрис» в Game Boy. Фото: 22Images Studio/Shutterstock/Fotodom
Эта версия советской головоломки была продана тиражом 35 миллионов единиц и помогла самой консоли стать одной из самых популярных в мире.
Как создатель «Тетрис» попал в США
Несмотря на успех игры, Пажитнов по-прежнему не получал роялти. «Существовало множество юридических проблем. Когда встал вопрос о праве собственности и первоисточнике игры, я решил, что хочу, чтобы все прошло гладко, и передал права Вычислительному центру Академии наук СССР на 10 лет», — рассказывал он.
Кульминацией юридических неурядиц стала стычка между Nintendo и Atari за права на домашнюю консоль Tetris. В конце 1989 года судья вынес решение в пользу Nintendo, что стало роковым ударом для Atari, которая уже выпустила сотни тысяч теперь бесполезных копий своей версии игры под слоганом «Тетрис: Советская игра разума». Nintendo в свою очередь выбрала слоган «Из России с удовольствием».
В 1991 году Пажитнов переехал из Москвы в Сиэтл с помощью Хенка Роджерса. Когда в 1995 году истек срок его сделки по правам, он наконец начал получать отчисления за игру.
В 1996 году Пажитнов и Роджерс основали Tetris Company для лицензирования игры и ее производных. В 2005 году они приобрели за 15 миллионов долларов «Elorg», которая после распада СССР стала частной и получила полный контроль над всеми правами на «Тетрис» в мире. Объединенная компания стандартизировала и зарегистрировала торговые марки названия и цвета каждой детали игры.
Алексей Пажитнов в 2013 году в Санкт-Петербурге. Фото: ImagineCup/wikimedia.org
В 2015 году «Тетрис» стал первой игрой, включенной во Всемирный зал славы видеоигр. Алексей Пажитнов также включен в «Зал Славы видеоигровой индустрии России». В 2023 году вышел полнометражный фильм об истории «Тетрис». В роли создателя игры — Никита Ефремов.
Как играть в тетрис
Основы игры
Падающие сверху фигуры в форме I, O, T, S, Z, J, L — тетрамино — нужно укладывать в ряды на игровом поле. Задача игрока — составить горизонтальные ряды без пробелов. Заполненный ряд исчезает, освобождая место для новых фигур.
Управление
Для перемещения тетромино нужно нажимать стрелки на клавиатуре: влево и вправо. Стрелка вниз ускоряет падение фигуры, а стрелка вверх или пробел ее поворачивают. В некоторых версиях есть отдельная клавиша для быстрого падения фигуры.
Стратегия
Нужно учитывать, как текущая фигура впишется в уже существующие ряды, и сразу смотреть, какая тетрамино будет следующей. Со временем игрок обычно подмечает закономерности в «Тетрис», что ускоряет поиск верных решений.
Один из простейших приемов тетриса. Фото: Fauzi Muda/Shutterstock/Fotodom
Лучше оставлять место для длинных фигур (I-образных): они помогут очистить несколько рядов сразу.
Стоит избегать пустот: они затрудняют очистку рядов.
Что развивает игра «Тетрис»
Пространственное мышление. Тетрис требует от игрока умения представлять, как фигуры будут располагаться на игровом поле и как они будут взаимодействовать друг с другом. Это развивает навыки пространственного воображения и ориентации в пространстве.
Логику и планирование. Игра учит планировать свои действия на несколько ходов вперед. Игроки должны принимать быстрые решения, прогнозировать последствия каждого шага и выбирать наилучшие стратегии для успешного завершения уровней.
Концентрацию и внимание. Игроки должны внимательно следить за падающими фигурами и оперативно реагировать на изменения ситуации на экране. Это развивает способность сосредотачиваться и повышает внимание к деталям.
Реакцию и координацию. Игра тренирует скорость реакции и координацию движений. Быстрое принятие решений и точное управление фигурами помогают улучшить моторные навыки и координацию.
Стрессоустойчивость. Играя в тетрис, человек учится справляться с напряженными ситуациями. Уровни становятся всё сложнее, и необходимо сохранять спокойствие, чтобы не допускать ошибок.
Креативность: Пытаясь разместить фигуры наилучшим образом, игроки учатся находить нестандартные решения в ограниченных условиях.
Разместить тетрамино быстро и правильно — это почти искусство. Фото: metamorworks/Shutterstock/Fotodom
Тетрис неоднократно становился объектом научных исследований. Одно из них показало, что игра помогает справляться с тягой к еде и даже наркотикам. Другое исследование обнаружило, что «Тетрис» улучшает работу мозга. А еще помогает отвлечься от повседневных забот и расслабиться.
Ученые также обнаружили «эффект тетриса»: затяжная игра приводила к тому, что игроки начинали видеть падающие фигуры даже во сне или воспринимать реальные объекты как тетромино и мысленно их переставлять.
Эволюция тетриса и игра в современности
«Тетрис» уже 40 лет прекрасно адаптируют под любые возникающие технологии, и пока нет причин полагать, что игра когда-нибудь «закончится». Если не считать рекорда января 2024 года, когда 13-летний геймер Вилли (Blue Scuti) прошел «Тетрис» на приставке Nintendo NES до момента зависания игры, вызванного превышением ее лимитов. Он первым достиг так называемого «Истинного экрана убийства».
Вообще в «Тетрис» нет финала — цель игры заключается в наборе как можно большего количества очков при нарастании ее скорости. Разработчики предполагали, что на высоких уровнях никто не сможет долго выдерживать такой темп и проиграет. На установку рекорда у Blue Scuti ушло около 38 минут. Ранее до момента сбоя в «Тетрисе» на NES доходил только ИИ из проекта StackRabbit.
А один из самых известных ранних вариантов «Тетрис» — первая версия от Spectrum Holobyte, незаконно лицензированная в 1987 году фирмой Andromeda без участия Пажитнова. В этой версии впервые использовалась мелодия «Ой, полным-полна коробушка…» и фоны с темами Советского Союза. На DOS игра вышла под названием Tetris: The Soviet Challenge.
Одна из ранних 8-битных версий «Тетрис». Фото: Paolo De Gasperis/Shutterstock/Fotodom
В 1989 году вариант «Тетрис» — Welltris — создал сам Пажитнов совместно с российской компанией «Дока». В отличие от оригинала, тетрамино, иногда и пентамино, падали по стенкам на дно колодца. Первый «Тетрис» в 3D вышел в том же году в Польше. Из-за отсутствия лицензии игру назвали Blockout.
В 1991 году в Super Tetris появились бомбы, новые типы блоков, а также кооперативный и соревновательный режимы для двух игроков. Фигуры падали вдоль фонов с артистами московского цирка. Тогда же появилась TetColor Сергея Сотникова, прообраз «три в ряд» — исчезали ряды, собранные из кубиков одного цвета.
Pentix — версия с пентамино, появилась в начале 1990-х годов. Количество фигур варьируется от 12 до 18, а сложность игры еще выше, чем у «Тетрис».
Консоль Brick Game E9999 in 1 стала суперхитом на территории бывшего СССР в середине 1990-х. Монохромный экран, четыре кнопки, скрипучий пластиковый корпус и резкий звук — эту «консоль» помнят все. Хотя уже в 1994-м «Тетрис» появился на мобильных телефонах как предустановленная игра.
Консоль Brick Game с тетрисом. Фото: AS photo family/Shutterstock/Fotodom
В 1999 году вышла Magical Tetris Challenge с сюжетом и персонажами от Disney. В игре можно было путешествовать по локациям и беседовать с NPC.
Одна из первых игр для консоли Microsoft Xbox в 2001 году стала Tetris Worlds. Это был сборник различных вариантов «Тетрис», изначально выпущенный для ПК.
Одна из последних версий вышла в начале 2019 года к 35-летию игры. Это многопользовательский онлайн-формат — Tetris 99, где одновременно могут участвовать до 99 игроков.
С 2010 года в Портленде, штат Орегон, проводят ежегодный киберспортивный турнир, основанный на версии тетриса для Nintendo. А каждый месяц проходит Classic Tetris Monthly — крупнейший турнир по классическому тетрису. Призовой фонд чемпионатов — 25-30 тысяч долларов. Некоторые матчи продолжительностью до 30 минут собирают миллионы просмотров на YouTube.
Геймплей Tetris Ultimate, созданнгой к 30-летию «Тетрис». Фото: Sam Aronov/Shutterstock/Fotodom
По данным компании Tetris, на сегодняшний день игру выпустили на более чем на 65 платформах и более полумиллиарда раз платно загрузили на мобильные устройства. Сколько было продано нелицензионных картриджей и устройств с головоломкой, подсчету не поддается. Пажитнов лично участвовал в разработке более сотни вариантов игры.
Тетрис в культуре и архитектуре
«Тетрис» — товарный знак и интеллектуальная собственность, но образ игры можно использовать для создания объектов культуры и в архитектуре.
Так, в 2012 году музей современного искусства в Нью-Йорке приобрел 14 видеоигр, которые стали частью новой коллекции отдела архитектуры и дизайна. В списке, конечно, есть «Тетрис».
Тетрисообразные окна в архитектуре. Фото: Hatsaniuk/Shutterstock/Fotodom
В одном из эпизодов «Симпсонов» после покупки уймы вещей на гаражной распродаже Гомер ломает голову над тем, как уместить всё в машину. Чтобы решить эту задачу, он начинает представлять предметы в виде тетрамино — так и загружает их в автомобиль. А в «Теории большого взрыва» Шелдон и Радж изобретают трестлинг — симбиоз легендарной головоломки и армрестлинга.
Песню «Коробейники» и «Тетрис» уже невозможно представить друг без друга. Эта мелодия полюбилась многим: от норвежских блэк-металлистов из Ljå до немецкой группы Scooter, японской ска-панк банды Tokyo Ska Paradise Orchestra и электронщиков из Eisenfunk. Отсылки к «Коробейникам» есть в фильме «Сердцеедки» и сериале «Карточный домик».
Но больше всех от создания тетриса выиграли архитекторы. Так появился комплекс «Tetris Apartments» в Словении с фасадами, напоминающий тетрамино. А в «Tetris House» в Нидерландах каждое помещение представляет собой отдельный модуль, который можно перемещать и перестраивать по мере необходимости. Немало домов-тетрисов и в России, например, «квартал ученых» в «Сколково».
В городах по всему миру можно найти инсталляции и граффити, вдохновленные тетрисом. Эти произведения искусства не только украшают городскую среду, но и подчеркивают важность упорядочивания и гармонии в хаотичном городском пространстве.
Граффити в Москве на Профсоюзной. Фото: belyaevo.vzmoscow.ru
Есть они и в России. Например, в 2021 году самарский художник Андрей Сяйлев с помощью волонтеров проекта по восстановлению исторической среды «Том Сойер Фест» выложил на брандмауэрной стене плитки с фрагментами старинных городских зданий. А в Москве до недавнего времени стену одной из многоэтажек на Профсоюзной улице украшало впечатляющее граффити по эскизу Дмитрия Левочкина (Dmitry Mouk) с ползущими по разноцветным кубикам «строителями».
Ранее мы рассказали о Пушкинских Горах и о том, как с комфортом путешествовать по памятным местам великого поэта.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».