Перелистнула последнюю страницу «Каирских хроник хозяйки книжного магазина». Давно мне не попадалась настолько необычная книга.
Надя Вассеф рассказывает реальную историю из своей жизни. О том, как ей, ее сестре Нихал и подруге Хинд в 2002 году пришла в голову идея об открытии первого современного книжного магазина в Каире. Ее книжный магазин Diwan достиг огромного успеха - более 10 филиалов, более 100 сотрудников, а сама Надя входила в список 200 самых влиятельных женщин Ближнего Востока журнала Forbes в 2014, 2015 и 2016 годах.
Изначально я думала, что буду читать книгу о том, как смелая женщина искала деньги и помещение, чтобы воплотить свою мечту проводить больше времени с книгами. Но, оказалось, что Надя изначально принадлежала к высшей прослойке общества. Она училась в престижном Лондонском университете и получила степень магистра изящных искусств, потом еще несколько степеней, знала английский и французский языки.
Я подумала - а о чем тогда читать? Как богатые женщины открывают магазин? Что полезного я здесь подчерпну для себя?
Но все оказалось не так просто, зато очень интересно и вдохновляюще.
В то время культурная деятельность Египта была под тщательным контролем, а резкий рост населения спровоцировал коррупцию, безграмотность и ухудшение инфраструктуры. Именно тогда Надя и ее партнеры решили сделать невозможное — вновь привить интерес к чтению для населения, находящегося в состоянии культурной атрофии.
Так появился их первый филиал магазина, который носил название Diwan. Кстати, это слово женского рода, поэтому и книжный магазин был «девочкой».
Женщины разделили между собой категории книг, за которые будут отвечать, и часто между ними проходили «соревнования» — у кого книги будут пользоваться лучшим спросом и быстрее продаваться.
Кстати, каждая глава книги соответствует отделам, которые были представлены в магазине - Основы Египта, Кулинария, Бизнес и Менеджмент, Беременность и воспитание детей, Классика, Искусство и дизайн, Самосовершенствование.
В каждой главе Надя рассказывает о книгах, которые они закупали на полку, а так же виртуозно вплетает их в свою личную историю, со своими счастливыми моментами и трагедиями.
Надя - жесткий начальник, которая принимает суровые, но вынужденные решения. Например, создает униформу для всех сотрудников, в которой изначально зашиты карманы (чтобы не воровали), заставляет срезать мужчин ногти на мизинце (показатель того, что мужчина не занимается тяжелым физическим трудом, символ статуса среди своих) и т.д.
Она ищет партнеров, которые помогут ей расширить бизнес, но, протягивая руку для заключения сделки, сталкивается с абсурдной ситуацией — мужчина не отвечает, потому что говорит, что женщины недостойны рукопожатия.
Ей приходится принимать нелегкие решения, узнав, что постоянная посетительница, которая ходит в магазин и пьет кофе — на самом деле проститутка, которая решила создать «точку отлова» наиболее богатых клиентов, выбрав для этого модный книжный магазин. Или закрыть один из филиалов, понимая, что население не имеет возможности покупать книги, а она, какой бы ни была состоятельной, работает ради процветания бизнеса, а не ради благотворительности.
В этой книге так много столкновений между религией, нравственностью, чувствами и бизнесом, что страсти здесь разгораются похлеще, чем в мыльных операх. Иногда забываешь, что это не вымысел, а реальная история, настолько она головокружительная и интересная.
И мне так же понравилось, что эта книга знакомит нас с другой культурой, которая сильно отличается от нашей. Надя копает вглубь, пытаясь ответить на философские вопросы: выбор между работой и семьей, принятие себя со всеми своими «заскоками», престижа или признание поражения, благотворительность или личные границы, сохранение традиций или постоянное развитие и изменение.
В книге нет «романтизации» книжных магазинов. Здесь показано, что книжный — как и любой другой бизнес, требует выдержки, характера и умения отпускать, когда придет срок.
Вот парочка цитат:
«Светофоры показывают одно; полицейские, стоящие на перекрестках, показывают другое. Полный хаос. Улицы были местом протеста, будь то коллективного или индивидуального: наше равнодушие к правилам дорожного движения было в своем роде проявлением гражданского неповиновения — как и наш творческий подход к отношениям с бюрократией».
«У поколения моей матери все было иначе: тогда от ребенка ждали прежде всего послушания. Девочки должны были ухаживать за родителями, мальчики — носить отцовскую фамилию. Сыновья и братья были свободны от серьезных обязательств. Наше поколение ожидало, что наши дети вырастут гениями и во всем нас превзойдут — ведь мы столько всего в них вложили. Из-за своих надежд мы, сами того не понимая, взвалили и на своих детей, и на самих себя тяжеленную ношу».
Я очень советую почитать «Хроники» просто потому, что я пока не видела на книжном рынке книги, похожей на эту. Приятного чтения!