Найти в Дзене
Банка с карандашами

Обзор на книгу "Каирские хроники хозяйки книжного магазина"

Перелистнула последнюю страницу «Каирских хроник хозяйки книжного магазина». Давно мне не попадалась настолько необычная книга.

Надя Вассеф рассказывает реальную историю из своей жизни. О том, как ей, ее сестре Нихал и подруге Хинд в 2002 году пришла в голову идея об открытии первого современного книжного магазина в Каире. Ее книжный магазин Diwan достиг огромного успеха - более 10 филиалов, более 100 сотрудников, а сама Надя входила в список 200 самых влиятельных женщин Ближнего Востока журнала Forbes в 2014, 2015 и 2016 годах.

Надя Вассеф
Надя Вассеф

Изначально я думала, что буду читать книгу о том, как смелая женщина искала деньги и помещение, чтобы воплотить свою мечту проводить больше времени с книгами. Но, оказалось, что Надя изначально принадлежала к высшей прослойке общества. Она училась в престижном Лондонском университете и получила степень магистра изящных искусств, потом еще несколько степеней, знала английский и французский языки.

Я подумала - а о чем тогда читать? Как богатые женщины открывают магазин? Что полезного я здесь подчерпну для себя?

Но все оказалось не так просто, зато очень интересно и вдохновляюще.

В то время культурная деятельность Египта была под тщательным контролем, а резкий рост населения спровоцировал коррупцию, безграмотность и ухудшение инфраструктуры. Именно тогда Надя и ее партнеры решили сделать невозможное — вновь привить интерес к чтению для населения, находящегося в состоянии культурной атрофии.

Так появился их первый филиал магазина, который носил название Diwan. Кстати, это слово женского рода, поэтому и книжный магазин был «девочкой».

Логотип магазина
Логотип магазина

Женщины разделили между собой категории книг, за которые будут отвечать, и часто между ними проходили «соревнования» — у кого книги будут пользоваться лучшим спросом и быстрее продаваться.

Кстати, каждая глава книги соответствует отделам, которые были представлены в магазине - Основы Египта, Кулинария, Бизнес и Менеджмент, Беременность и воспитание детей, Классика, Искусство и дизайн, Самосовершенствование.

В каждой главе Надя рассказывает о книгах, которые они закупали на полку, а так же виртуозно вплетает их в свою личную историю, со своими счастливыми моментами и трагедиями.

Надя - жесткий начальник, которая принимает суровые, но вынужденные решения. Например, создает униформу для всех сотрудников, в которой изначально зашиты карманы (чтобы не воровали), заставляет срезать мужчин ногти на мизинце (показатель того, что мужчина не занимается тяжелым физическим трудом, символ статуса среди своих) и т.д.

Она ищет партнеров, которые помогут ей расширить бизнес, но, протягивая руку для заключения сделки, сталкивается с абсурдной ситуацией — мужчина не отвечает, потому что говорит, что женщины недостойны рукопожатия.

Ей приходится принимать нелегкие решения, узнав, что постоянная посетительница, которая ходит в магазин и пьет кофе — на самом деле проститутка, которая решила создать «точку отлова» наиболее богатых клиентов, выбрав для этого модный книжный магазин. Или закрыть один из филиалов, понимая, что население не имеет возможности покупать книги, а она, какой бы ни была состоятельной, работает ради процветания бизнеса, а не ради благотворительности.

В этой книге так много столкновений между религией, нравственностью, чувствами и бизнесом, что страсти здесь разгораются похлеще, чем в мыльных операх. Иногда забываешь, что это не вымысел, а реальная история, настолько она головокружительная и интересная.

И мне так же понравилось, что эта книга знакомит нас с другой культурой, которая сильно отличается от нашей. Надя копает вглубь, пытаясь ответить на философские вопросы: выбор между работой и семьей, принятие себя со всеми своими «заскоками», престижа или признание поражения, благотворительность или личные границы, сохранение традиций или постоянное развитие и изменение.

Книга от издательства "Альпина Паблишер"
Книга от издательства "Альпина Паблишер"

В книге нет «романтизации» книжных магазинов. Здесь показано, что книжный — как и любой другой бизнес, требует выдержки, характера и умения отпускать, когда придет срок.

Вот парочка цитат:

«Светофоры показывают одно; полицейские, стоящие на перекрестках, показывают другое. Полный хаос. Улицы были местом протеста, будь то коллективного или индивидуального: наше равнодушие к правилам дорожного движения было в своем роде проявлением гражданского неповиновения — как и наш творческий подход к отношениям с бюрократией».

«У поколения моей матери все было иначе: тогда от ребенка ждали прежде всего послушания. Девочки должны были ухаживать за родителями, мальчики — носить отцовскую фамилию. Сыновья и братья были свободны от серьезных обязательств. Наше поколение ожидало, что наши дети вырастут гениями и во всем нас превзойдут — ведь мы столько всего в них вложили. Из-за своих надежд мы, сами того не понимая, взвалили и на своих детей, и на самих себя тяжеленную ношу».

Я очень советую почитать «Хроники» просто потому, что я пока не видела на книжном рынке книги, похожей на эту. Приятного чтения!