Истории из сибирских гастролей Олди 2010 года
Сейчас СМИ пишут о лидере КОМИТЕТА ОХРАНЫ ТЕПЛА: «Олди – страшно недооцененная фигура, на самом деле сопоставимая со Свином из АУ, Майком Науменко и Александром Башлачевым». В энциклопедии «Кто есть кто в советском роке» группа КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА была названа «единственной последовательной группой, играющей в нашей стране рэггей».
Олди родился в селе Осинники Кемеровской области, хотя сам называл себя уроженцем Алтая. В Калининград он уехал к маме.
О гастролях лидера КОМИТЕТА ОХРАНЫ ТЕПЛА по Сибири рассказывает организатор тура в 2010 году Максим Стрелковский:
– Расскажу, как всё начиналось. В ВК увидел страницу (она появилась недавно) Олди Серёджа. Не знаю, сам ли он её завел, но факт, что аккаунт возник. Я что-то репостнул у себя на стене, и мне с этой страницы пришёл комментарий, гласивший, что на самом деле всё было по-другому. Оказалось, что под этим аккаунтом в сети сидела жена Олди Катя. Я спросил у неё, можно ли связаться с Олди напрямую. Она мне дала номер телефона, мы созвонились, и я предложил приехать Олди на Алтай с концертом. Он согласился.
Когда списывались с женой Олди, она попросила найти его отца, который живет в Барнауле где-то «на улице Юрина возле памятника». Где точно – неизвестно. Олди с отцом лет 10 не имел никакой связи, и хотел бы её возобновить. На Юрина только один памятник – Шукшину. Рядом – несколько пятиэтажек. Я подумал-подумал, пошел в местное ЖЭУ, объяснил ситуацию. Они мне говорят: «Мы же вам не можем его координаты дать», – я говорю: «Ну, тогда дайте ему мои». Тогда сотрудница попросила подождать пару минут и сходила куда-то. Отец Олди, оказывается, там недалеко работал. И она просто привела его. Я позвонил Олди, и дал трубку его отцу — при разговоре он плакал.
Организационные вопросы складывались нестандартно. Впрочем, Олди сам по себе был глубоко нестандартным человеком. Я спросил, какой он хочет гонорар, он ответил, что вообще не занимается такими вопросами, а занимается творчеством, что же касается гонорара, то «как будет – так и будет». Непосредственно по деталям мы впоследствии общались уже не с самим Сергеем, а с его молодым товарищем, с которым он прилетел. Договорились о датах, самолете, взял им билеты.
Вдвоем с моим компаньоном мы организовали два концерта КОМИТЕТА ОХРАНЫ ТЕПЛА: один – в Новосибирске, другой – в Барнауле. В Новосибирске мы договорились с заведением «Андеграунд бар» (назывался он UG-bar). Не знаю, существует ли сейчас (бар закрыт в 2013 г. – С.Р.) и даже не помню, какие были условия: то ли процент, то ли их бар, наш вход.
Нам с товарищем было тогда лет по 20, и мы не совсем продумали всю операцию. Народу пришло достаточно, но обстановка была так, средней руки. Серега пел не очень много, зато много смеялся и исполнял песни не целиком, а отдельными куплетами. Когда концерт закончился, выяснилось, что заработано на нем совсем немного.
И тут мы оказались перед дилеммой — ночью транспорта на Барнаул нет, а ехать туда надо! Пришлось нанимать частный микроавтобус. Собственно, большая часть денег, вырученных с концерта, ушла просто на дорогу в Барнаул.
В Барнауле концерт проходил в небезызвестном гриль-баре «Тасс». Не помню, насчет чего и как мы конкретно договаривались. Народу был биток. Мы позвали Олди погулять по Барнаулу, спросили, куда он хочет сходить в первую очередь. Они вместе с товарищем заявили: «В храм, конечно, куда же ещё!» Сходили в Никольский храм, который напротив ТЦ «Проспект» на Ленина. Ездили в гости к отцу Сергея, потом Олди с товарищем ездили в Новоалтайск – там у него ещё какие-то родственники.
Мы, опять же, не знали, что билеты на самолет дорожают по мере приближения к дате вылета: рассчитывали на одну сумму, а тут встали перед фактом необходимости взять билет с вырученных от концерта денег, и их хватило впритык – вся выручка ушла на дорожные расходы. То есть, вышло так, что на гонорар денег не осталось. Себе мы, естественно, тоже не оставили ни копейки – всё полностью было выплачено ребятам. Я почему это подчеркиваю – потому что впоследствии (уж не знаю, с чьей подачи) я видел в группах комментарии, что был концерт, им обещали заплатить и не заплатили. Но это – ложь. Всё до копейки было отдано музыкантам.
Дальше история произошла такая: жена Олди говорила брать билеты без пересадки в Москве. Но рейсы были только с пересадкой – других вариантов не было. И в Москве их не пустили на самолет до Калининграда. Ночь. Мне звонит жена Олди – «их сняли, что делать?» А что делать?! Я в 3,5 тысячах км от них нахожусь и никак не могу повлиять на ситуацию! Тогда она сама заморочилась – дозвонилась до директора группы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ. Он говорил, что очень удивился звонку. Но «вписал» их в Москве и отправил дальше. Как там что было – я уже доподлинно не знаю.
Но вот вскоре после этого у ЛЯПИСА появилась песня «Африка». Видимо, в тот момент они её получили от Олди либо в подарок, либо Олди разрешил её исполнять. Собственно, это всё об оргмоментах. Какие-то гастрольные истории? Так Олди сам был человеком-историей, абсолютно нестандартным человеком. Это всё состоит из мелких моментов в важных ситуациях, и рассказывать как-то это сложно, и всего не пересказать…
Вот так в общих чертах…
Беседовала Светлана Рычкова.
Присоединяйтесь к нашему сообществу в ВК:
«МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла»
Записи выступлений андеграунда и интервью с музыкантами