Найти тему
Панорама КТК

Понт Эвксинский

Черное море - загадочное и привлекательное, проблемное и взаимовыгодное. Все или почти все об этом многослойном малосоленом водоеме площадью 436 402 кв. км

Ученые предполагают, что 10 млн лет назад Черное, Азовское, Каспийское и Аральское моря были одним водоемом. То пресным, то соленым, в зависимости от открывавшихся «шлюзов» в мировой океан. 6 млн лет назад Черное море окончательно отделилось Кавказским хребтом и стало самым глубоким в мире пресноводным озером. Уровень воды в нем был на 100 м ниже, чем в соседнем Средиземном море.

10 тыс. лет назад закончился Ледниковый период и талые воды, разрушив Босфорский перешеек, сделали Черное море «сообщающимся сосудом», смыв туда всю попавшуюся на пути органику. Существует мнение, что так и образовался в Черном море слой сероводорода, сегодня начинающийся с глубины 200 м и распространяющийся до дна, которое в районе Ялты понижается до 2,21 км.

Самая маловероятная на сегодня гипотеза происхождения Черного моря заключается в том, что это заполнившийся водой горнорудный карьер, выкопанный одной из предыдущих земных цивилизаций, либо же пришельцами из космоса. Апологеты этой теории считают, что рельеф черноморской впадины напоминает карьер выработанными террасами-перронами, по которым в свое время разъезжали роторные экскаваторы и 350-тонные самосвалы. Оппоненты парируют, что перроны всего лишь фиксируют уровень воды в море в разные периоды. За всю историю планеты здесь образовался слой осадочных пород высотой более километра.

Изометрия черноморских глубин. Фото взято из открытых источников
Изометрия черноморских глубин. Фото взято из открытых источников

Тюлени и устрицы

Объем черноморской «ванны» составляет 555 тыс. км3. Дунай, Днепр, Днестр и другие реки ежегодно вливают сюда 310 км3 пресной воды, еще 230 кубокилометров добавляют осадки и 30 – Азовское море. 360 км3 ежегодно испаряется в атмосферу и 210 Черное море отдает в Босфор, где перепад воды с Мраморным морем составляет около 30 см.

В 2010 году ученые университета Лидс обнаружили на глубине 35 м под дном Босфора подземную реку, по которой соленая вода Мраморного моря попадает в Черное в объеме 22 тыс. м3 в секунду. Подобного рода подземный «реверс» также обнаружен на месте впадения Амазонки в Атлантический океан.

Главных течений в Черном море два и оба круговые. Их называют «очки Книповича» по фамилии океанолога-первооткрывателя. Приливов и отливов здесь не наблюдается, высота волн при зимних штормах достигает 8 м.

Для курортно-субтропического черноморского климата в окрестностях Новороссийска характерен локальный ветер бора. Ветер с северо-востока, названный в честь античного бога Борея, бушует здесь в среднем 40 дней в году, преимущественно в ноябре. В это время атлантический антициклон гонит арктический воздух на юг. Перевалив через невысокий (400 м) Маркхотский хребет, эта воздушная масса, за счет резкого перепада атмосферного давления, рушится по склону вниз, к морю, со скоростью 60 м/с. Температура воздуха резко падает, ледяной дождь покрывает все вокруг толстой коркой.

Куприн, Успенский, Паустовский писали, как бора срывает с якорей корабли в Цемесской бухте, переворачивает вагоны, а извозчики утяжеляют свои экипажи камнями, чтобы на пути через Маркхотский перевал их не унесло в море. В 1912 году в Новороссийске ветром сорвало крышу с метеостанции, в 1935-м – выбросило на причал датское судно «Борнхольм».

Ближе к Сочи горы становится выше и бора сюда уже не доходит. Бора также задувает над Байкалом, правда с северо-запада и прозывается сарма. Бора бывает черная и белая (с осадками и без), встречается и в других местах - от Триеста до Новой земли. В Хорватии бора задувает в конце сентября, именуется скура и ценится яхтсменами. Во Франции и Испании у этого ветра имеются близкие родственники – мистраль и трамонтана.

Меромиктическая структура воды Черного моря – слоистая несмешиваемая. Верхний слой с меньшей соленостью от сероводородного отделяет холодный промежуточный слой (ХПС), который начинается с глубины 30-100 м и не успевает прогреться за лето. Выше и ниже ХПС вода ощутимо теплее. Глубже 200 м в Черном море никто не живет, кроме анаэробных сульфаторедуцирующих бактерий, которые, говорят, уже напродуцировали здесь свыше 3 млрд т сероводорода и около 50 трлн м3 метана в виде придонных газогидратов.

Рыбы в верхнем слое черноморской воды достаточно: одна только Турция ежегодно выуживает в своих водах 300 т анчоуса (хамсы). У побережья Кавказа промышляют кефаль, камбалу, скумбрию, ставриду, саргана, кильку и бычков. Реже, но встречаются осетровые и лососевые. Китообразных здесь представляют дельфин-афалина, дельфин-белобочка и так называемая портовая морская свинья-хамсятник, которого для благозвучия именуют дельфином-азовкой. Есть своя небольшая, неопасная для людей акула – черноморский катран. Раньше даже был свой тюлень – белобрюхий Phoca monachus. В 1913 году тюлень-монах еще встречался под Севастополем, в Болгарии в честь него назван рыбацкий поселок Тюленево. Последнего дикого монаха видели в 1997 году под Трабзоном.

Черноморское побережье также служит ареалом обитания черепах, мидий, устриц, крабов. Примечательна история появления здесь в 1947 году моллюска-рапаны – его привезли из Японского моря советские торпедные катера. С 2020 года в Цемесской бухте существует колония гигантских устриц Сrassostrea Gigas – компания «Транснефть» традиционно разводит гидробионтов в местах морской отгрузки.

Экология Черного моря пребывает примерно в том же состоянии, что и у всех европейских водоемов. До конца 1980-х годов она стремительно ухудшалась. Затем началось улучшение, но все равно биологи сегодня регистрируют в воде черноморского побережья тревожное количество кишечной палочки. Причиной могут служить канализационные стоки, частным образом беспечно объединяемые с ливневкой.

Фото Виктории Федосеенко
Фото Виктории Федосеенко

Руно и мины

Первые черноморские лоции – периплы – датируются IV веком до н. э. Это были донесения правителям от путешественников, содержащие полезные сведения и точки маршрута. Поход аргонавтов за Золотым руном состоялся в 1300 году до н.э., за полвека до Троянской войны. 50 человек - Ясон, Геракл, Тесей, Орфей и другие «герои» (что в Древней Греции подразумевало родство с олимпийскими богами/уцелевшими представителями допотопной цивилизации) - отправился на парусной 20-весельной униреме «Арго» из Иолка (Волосовский район Фессалии) Эгейским морем в Черное.

Сделав по пути остановку на острове Лемнос и добравшись до входа в пролив Геллеспонт (Дарданеллы), корабль аргонавтов проследовал далее Мраморным морем и через Босфор вышел в Понт Эвксинский. Каботаж вдоль нынешнего турецкого берега завершился в столице Колхиды Фазисе (современный Поти), где после длительных переговоров и с честью выдержанных испытаний царя Эта (сына бога Гелиоса), драгоценное руно решено было, не теряя времени, просто выкрасть. Соучастницей выступила царская дочь Медея, в связи с чем ей пришлось пополнить команду «Арго», поднявшего парус в попытке уйти от погони.

Попытка удалась, но обратно «Арго» шел уже другим маршрутом вдоль скифского берега, спустя квартал вернувшись в Иолк… через Сицилию. Существует версия, что аргонавтов подвела карта-перипл, и они перепутали Босфор с Истром (современный Дунай), затем дотащив 16-метровый корабль волоком до Адриатики. Согласно другой версии, Ясон сотоварищи шли Днепром, нечаянно открыли путь из варяг в греки и, совершив «малую кругосветку», вернулись домой через Атлантику и Гибралтарский пролив. Также считается, что руно было призом чисто символическим, а в действительности аргонавты вели разведку и рекогносцировку для основания черноморских портовых городов-полисов.

Эти населенные пункты отмечены уже в перипле 134 года н.э., составленном учеником Эпиктета, географом и легатом Каппадокии Флавием Арианом для императора Адриана. Там есть Диоскурия (Сухуми), Масаитика (Сочи), Патус (Новороссийск) и Синдика (Анапа). Флавий тогда не доплыл до Тавриды (Крыма), где с 421 года до н.э. существовал еще один полис – Херсонес.

Один из гипотетических маршрутов аргонавтов
Один из гипотетических маршрутов аргонавтов

В средние века, реками и волоком добираясь по пути из варяг в греки из Балтийского в Черное море, насады новгородцев и дракары викингов шли каботажем вдоль берега современных Румынии и Болгарии и далее Босфорским проливом в Константинополь. Когда торговые соображения уступили место захватническим, византийцы-ромеи стали встречать варягов натянутыми поперек пролива цепями, а то и греческим огнем, аналогом современного напалма, в состав которого входила нефть.

Благодаря бескислородной среде придонного слоя в нем все прекрасно сохраняется – и самолеты Великой Отечественной войны, и античные триремы. Древнейшим кораблем, поднятым со дна Черного моря в районе Синопа, считается византийское торговое судно VII века.

Как театр военных действий Черное море видело многое - от штурма бастионов Очакова парусной эскадрой адмирала Николая Мордвинова (1787) до обстрела субмариной U-24 капитан-лейтенанта Клауса Петерсена поездов, следующих берегом из Адлера в Туапсе (1943). В черноморских баталиях Великой Отечественной шести немецким субмаринам малого класса U/Lochkriecher водоизмещением 250 т противостояли 47 советских подводных лодок классов Щ, М и Л.

Подводные лодки вели боевые действия в Черном море и в Первую мировую войну. С дюжиной немецких субмарин классов U, UB и UC сражались 16 подлодок Российского императорского флота.

Согласно секретной сводке за подписью председателя ЧерЧК Львовского 1 февраля 1921 года поезд, следующий в Сочи, был под угрозой обстрела из пушки и пулемета остановлен и осмотрен экипажем подошедшей близко к берегу подводной лодки под трехцветным флагом. К тому времени это могла быть только русская субмарина, угнанная врангелевцами из гавани в Севастополе, поскольку немецкие аналоги забрали себе по репарациям британцы.

Во время Великой Отечественной войны фактически каждый квадратный метр черноморского берега и шельфа принял на себя сотни килограммов смертоносного металла. Особенно досталось Новороссийску и Цемесской бухте, где взрывоопасные предметы находят до сих пор – в воде и на суше. Ранее «Панорама КТК» публиковала исторический очерк о легендарном десанте в Южной Озереевке (№1(36) февраль 2022), а затем видеорепортаж с мест событий.

Нефть и газ

Донесение капитана Клобукова на имя светлейшего князя Потемкина-Таврического гласило, что к 1792 году нефть в Крыму добывается в 10 местах. Керамические амфоры с нефтью археологи находят в Причерноморье до сих пор, радиоуглеродный анализ датирует их возраст V веком н. э. Сформировавшаяся в палеозое Черноморская нефтегазоносная область «перечеркивает» море по диагонали снизу вверх и слева направо, отмечаясь как освоенными, так и перспективными месторождениями в Болгарии и Румынии, в Крыму и на Кубани.

Разведанные извлекаемые запасы углеводородов черноморского шельфа России составляют 895 млн т нефти (вместе с газоконденсатом) и 415 млрд м3 газа. Крупнейшим разрабатываемым шельфовым ГКМ из восьми обнаруженных является месторождение Голицына с извлекаемыми запасами метана порядка 12 млрд м.3

В 2020 году Турция сообщила об открытии шельфового газового месторождения Сакария, расположенного в 170 км от берега на глубине 2100 м. Общая глубина скважины составляет 4775 м. Извлекаемые запасы метана оцениваются в 540 млрд м3. В марте 2022 года началось строительство газопровода, соединяющего с турецким берегом добывающее оборудование – донный манифольд.

Если на суше нефтепровод эффективнее и экономичнее всех остальных способов транспортировки, то на море он уступает пальму первенства танкерной перевалке. С газом все иначе: для судовой транспортировки его нужно сжижать, что требует строительства дополнительных мощностей, поэтому газопровод лучше.

В настоящее время Черное море пересекает по дну два магистральных газопровода. Построенный в 2006 году «Голубой поток» соединяет компрессорную станцию Береговая (район Архипо-Осиповки) с турецким Самсуном. Более длинный и открытый в 2019 году «Турецкий поток» ведет из Анапы в Кыйекей для дальнейшего снабжения как Турции, так и стран Восточной и Южной Европы.

На сегодняшний день в Черном море работают свыше 20 терминалов для перевалки нефти и нефтепродуктов: в Бургасе, Варне, Констанце, Мангалии, Эрдемире, Самсуне, Трабзоне, Хопа, Поти, Батуми, Кулеви, Туапсе, Новороссийске, Тамани, Керчи, Севастополе, Очакове, Южном, Черноморске, Одессе.

В некоторых портах таких терминалов несколько, к примеру, в районе Новороссийска. Причал в Шесхарисе отгружает на танкеры нефть и нефтепродукты. В Южной Озереевке три вынесенных на 5 км в море плавучих причальных устройства (ВПУ) отгружают на танкеры нефть, поступающую по трубопроводу Каспийского Tрубопроводного Консорциума.

За годы развития нефтегазовой отрасли мировой энергетики сформировалась устойчивая парадигма: в аспекте углеводородов транспортный потенциал Черного моря значительно превалирует над добывающим. Изменится ли что-либо в этом направлении под влиянием обстоятельств – покажет время. Пока же Понт Эвксинский остается достаточно привлекательным и взаимовыгодным местом на планете, со своими курортами, заповедниками и промышленными зонами, которые часто путают местами не только туристы, но и коренные жители.

Текст: Дмитрий Константинов

Фото Виктории Федосеенко
Фото Виктории Федосеенко