Черное море - загадочное и привлекательное, проблемное и взаимовыгодное. Все или почти все об этом многослойном малосоленом водоеме площадью 436 402 кв. км
Ученые предполагают, что 10 млн лет назад Черное, Азовское, Каспийское и Аральское моря были одним водоемом. То пресным, то соленым, в зависимости от открывавшихся «шлюзов» в мировой океан. 6 млн лет назад Черное море окончательно отделилось Кавказским хребтом и стало самым глубоким в мире пресноводным озером. Уровень воды в нем был на 100 м ниже, чем в соседнем Средиземном море.
10 тыс. лет назад закончился Ледниковый период и талые воды, разрушив Босфорский перешеек, сделали Черное море «сообщающимся сосудом», смыв туда всю попавшуюся на пути органику. Существует мнение, что так и образовался в Черном море слой сероводорода, сегодня начинающийся с глубины 200 м и распространяющийся до дна, которое в районе Ялты понижается до 2,21 км.
Самая маловероятная на сегодня гипотеза происхождения Черного моря заключается в том, что это заполнившийся водой горнорудный карьер, выкопанный одной из предыдущих земных цивилизаций, либо же пришельцами из космоса. Апологеты этой теории считают, что рельеф черноморской впадины напоминает карьер выработанными террасами-перронами, по которым в свое время разъезжали роторные экскаваторы и 350-тонные самосвалы. Оппоненты парируют, что перроны всего лишь фиксируют уровень воды в море в разные периоды. За всю историю планеты здесь образовался слой осадочных пород высотой более километра.
Тюлени и устрицы
Объем черноморской «ванны» составляет 555 тыс. км3. Дунай, Днепр, Днестр и другие реки ежегодно вливают сюда 310 км3 пресной воды, еще 230 кубокилометров добавляют осадки и 30 – Азовское море. 360 км3 ежегодно испаряется в атмосферу и 210 Черное море отдает в Босфор, где перепад воды с Мраморным морем составляет около 30 см.
В 2010 году ученые университета Лидс обнаружили на глубине 35 м под дном Босфора подземную реку, по которой соленая вода Мраморного моря попадает в Черное в объеме 22 тыс. м3 в секунду. Подобного рода подземный «реверс» также обнаружен на месте впадения Амазонки в Атлантический океан.
Главных течений в Черном море два и оба круговые. Их называют «очки Книповича» по фамилии океанолога-первооткрывателя. Приливов и отливов здесь не наблюдается, высота волн при зимних штормах достигает 8 м.
Для курортно-субтропического черноморского климата в окрестностях Новороссийска характерен локальный ветер бора. Ветер с северо-востока, названный в честь античного бога Борея, бушует здесь в среднем 40 дней в году, преимущественно в ноябре. В это время атлантический антициклон гонит арктический воздух на юг. Перевалив через невысокий (400 м) Маркхотский хребет, эта воздушная масса, за счет резкого перепада атмосферного давления, рушится по склону вниз, к морю, со скоростью 60 м/с. Температура воздуха резко падает, ледяной дождь покрывает все вокруг толстой коркой.
Куприн, Успенский, Паустовский писали, как бора срывает с якорей корабли в Цемесской бухте, переворачивает вагоны, а извозчики утяжеляют свои экипажи камнями, чтобы на пути через Маркхотский перевал их не унесло в море. В 1912 году в Новороссийске ветром сорвало крышу с метеостанции, в 1935-м – выбросило на причал датское судно «Борнхольм».
Ближе к Сочи горы становится выше и бора сюда уже не доходит. Бора также задувает над Байкалом, правда с северо-запада и прозывается сарма. Бора бывает черная и белая (с осадками и без), встречается и в других местах - от Триеста до Новой земли. В Хорватии бора задувает в конце сентября, именуется скура и ценится яхтсменами. Во Франции и Испании у этого ветра имеются близкие родственники – мистраль и трамонтана.
Меромиктическая структура воды Черного моря – слоистая несмешиваемая. Верхний слой с меньшей соленостью от сероводородного отделяет холодный промежуточный слой (ХПС), который начинается с глубины 30-100 м и не успевает прогреться за лето. Выше и ниже ХПС вода ощутимо теплее. Глубже 200 м в Черном море никто не живет, кроме анаэробных сульфаторедуцирующих бактерий, которые, говорят, уже напродуцировали здесь свыше 3 млрд т сероводорода и около 50 трлн м3 метана в виде придонных газогидратов.
Рыбы в верхнем слое черноморской воды достаточно: одна только Турция ежегодно выуживает в своих водах 300 т анчоуса (хамсы). У побережья Кавказа промышляют кефаль, камбалу, скумбрию, ставриду, саргана, кильку и бычков. Реже, но встречаются осетровые и лососевые. Китообразных здесь представляют дельфин-афалина, дельфин-белобочка и так называемая портовая морская свинья-хамсятник, которого для благозвучия именуют дельфином-азовкой. Есть своя небольшая, неопасная для людей акула – черноморский катран. Раньше даже был свой тюлень – белобрюхий Phoca monachus. В 1913 году тюлень-монах еще встречался под Севастополем, в Болгарии в честь него назван рыбацкий поселок Тюленево. Последнего дикого монаха видели в 1997 году под Трабзоном.
Черноморское побережье также служит ареалом обитания черепах, мидий, устриц, крабов. Примечательна история появления здесь в 1947 году моллюска-рапаны – его привезли из Японского моря советские торпедные катера. С 2020 года в Цемесской бухте существует колония гигантских устриц Сrassostrea Gigas – компания «Транснефть» традиционно разводит гидробионтов в местах морской отгрузки.
Экология Черного моря пребывает примерно в том же состоянии, что и у всех европейских водоемов. До конца 1980-х годов она стремительно ухудшалась. Затем началось улучшение, но все равно биологи сегодня регистрируют в воде черноморского побережья тревожное количество кишечной палочки. Причиной могут служить канализационные стоки, частным образом беспечно объединяемые с ливневкой.
Руно и мины
Первые черноморские лоции – периплы – датируются IV веком до н. э. Это были донесения правителям от путешественников, содержащие полезные сведения и точки маршрута. Поход аргонавтов за Золотым руном состоялся в 1300 году до н.э., за полвека до Троянской войны. 50 человек - Ясон, Геракл, Тесей, Орфей и другие «герои» (что в Древней Греции подразумевало родство с олимпийскими богами/уцелевшими представителями допотопной цивилизации) - отправился на парусной 20-весельной униреме «Арго» из Иолка (Волосовский район Фессалии) Эгейским морем в Черное.
Сделав по пути остановку на острове Лемнос и добравшись до входа в пролив Геллеспонт (Дарданеллы), корабль аргонавтов проследовал далее Мраморным морем и через Босфор вышел в Понт Эвксинский. Каботаж вдоль нынешнего турецкого берега завершился в столице Колхиды Фазисе (современный Поти), где после длительных переговоров и с честью выдержанных испытаний царя Эта (сына бога Гелиоса), драгоценное руно решено было, не теряя времени, просто выкрасть. Соучастницей выступила царская дочь Медея, в связи с чем ей пришлось пополнить команду «Арго», поднявшего парус в попытке уйти от погони.
Попытка удалась, но обратно «Арго» шел уже другим маршрутом вдоль скифского берега, спустя квартал вернувшись в Иолк… через Сицилию. Существует версия, что аргонавтов подвела карта-перипл, и они перепутали Босфор с Истром (современный Дунай), затем дотащив 16-метровый корабль волоком до Адриатики. Согласно другой версии, Ясон сотоварищи шли Днепром, нечаянно открыли путь из варяг в греки и, совершив «малую кругосветку», вернулись домой через Атлантику и Гибралтарский пролив. Также считается, что руно было призом чисто символическим, а в действительности аргонавты вели разведку и рекогносцировку для основания черноморских портовых городов-полисов.
Эти населенные пункты отмечены уже в перипле 134 года н.э., составленном учеником Эпиктета, географом и легатом Каппадокии Флавием Арианом для императора Адриана. Там есть Диоскурия (Сухуми), Масаитика (Сочи), Патус (Новороссийск) и Синдика (Анапа). Флавий тогда не доплыл до Тавриды (Крыма), где с 421 года до н.э. существовал еще один полис – Херсонес.
В средние века, реками и волоком добираясь по пути из варяг в греки из Балтийского в Черное море, насады новгородцев и дракары викингов шли каботажем вдоль берега современных Румынии и Болгарии и далее Босфорским проливом в Константинополь. Когда торговые соображения уступили место захватническим, византийцы-ромеи стали встречать варягов натянутыми поперек пролива цепями, а то и греческим огнем, аналогом современного напалма, в состав которого входила нефть.
Благодаря бескислородной среде придонного слоя в нем все прекрасно сохраняется – и самолеты Великой Отечественной войны, и античные триремы. Древнейшим кораблем, поднятым со дна Черного моря в районе Синопа, считается византийское торговое судно VII века.
Как театр военных действий Черное море видело многое - от штурма бастионов Очакова парусной эскадрой адмирала Николая Мордвинова (1787) до обстрела субмариной U-24 капитан-лейтенанта Клауса Петерсена поездов, следующих берегом из Адлера в Туапсе (1943). В черноморских баталиях Великой Отечественной шести немецким субмаринам малого класса U/Lochkriecher водоизмещением 250 т противостояли 47 советских подводных лодок классов Щ, М и Л.
Подводные лодки вели боевые действия в Черном море и в Первую мировую войну. С дюжиной немецких субмарин классов U, UB и UC сражались 16 подлодок Российского императорского флота.
Согласно секретной сводке за подписью председателя ЧерЧК Львовского 1 февраля 1921 года поезд, следующий в Сочи, был под угрозой обстрела из пушки и пулемета остановлен и осмотрен экипажем подошедшей близко к берегу подводной лодки под трехцветным флагом. К тому времени это могла быть только русская субмарина, угнанная врангелевцами из гавани в Севастополе, поскольку немецкие аналоги забрали себе по репарациям британцы.
Во время Великой Отечественной войны фактически каждый квадратный метр черноморского берега и шельфа принял на себя сотни килограммов смертоносного металла. Особенно досталось Новороссийску и Цемесской бухте, где взрывоопасные предметы находят до сих пор – в воде и на суше. Ранее «Панорама КТК» публиковала исторический очерк о легендарном десанте в Южной Озереевке (№1(36) февраль 2022), а затем видеорепортаж с мест событий.
Нефть и газ
Донесение капитана Клобукова на имя светлейшего князя Потемкина-Таврического гласило, что к 1792 году нефть в Крыму добывается в 10 местах. Керамические амфоры с нефтью археологи находят в Причерноморье до сих пор, радиоуглеродный анализ датирует их возраст V веком н. э. Сформировавшаяся в палеозое Черноморская нефтегазоносная область «перечеркивает» море по диагонали снизу вверх и слева направо, отмечаясь как освоенными, так и перспективными месторождениями в Болгарии и Румынии, в Крыму и на Кубани.
Разведанные извлекаемые запасы углеводородов черноморского шельфа России составляют 895 млн т нефти (вместе с газоконденсатом) и 415 млрд м3 газа. Крупнейшим разрабатываемым шельфовым ГКМ из восьми обнаруженных является месторождение Голицына с извлекаемыми запасами метана порядка 12 млрд м.3
В 2020 году Турция сообщила об открытии шельфового газового месторождения Сакария, расположенного в 170 км от берега на глубине 2100 м. Общая глубина скважины составляет 4775 м. Извлекаемые запасы метана оцениваются в 540 млрд м3. В марте 2022 года началось строительство газопровода, соединяющего с турецким берегом добывающее оборудование – донный манифольд.
Если на суше нефтепровод эффективнее и экономичнее всех остальных способов транспортировки, то на море он уступает пальму первенства танкерной перевалке. С газом все иначе: для судовой транспортировки его нужно сжижать, что требует строительства дополнительных мощностей, поэтому газопровод лучше.
В настоящее время Черное море пересекает по дну два магистральных газопровода. Построенный в 2006 году «Голубой поток» соединяет компрессорную станцию Береговая (район Архипо-Осиповки) с турецким Самсуном. Более длинный и открытый в 2019 году «Турецкий поток» ведет из Анапы в Кыйекей для дальнейшего снабжения как Турции, так и стран Восточной и Южной Европы.
На сегодняшний день в Черном море работают свыше 20 терминалов для перевалки нефти и нефтепродуктов: в Бургасе, Варне, Констанце, Мангалии, Эрдемире, Самсуне, Трабзоне, Хопа, Поти, Батуми, Кулеви, Туапсе, Новороссийске, Тамани, Керчи, Севастополе, Очакове, Южном, Черноморске, Одессе.
В некоторых портах таких терминалов несколько, к примеру, в районе Новороссийска. Причал в Шесхарисе отгружает на танкеры нефть и нефтепродукты. В Южной Озереевке три вынесенных на 5 км в море плавучих причальных устройства (ВПУ) отгружают на танкеры нефть, поступающую по трубопроводу Каспийского Tрубопроводного Консорциума.
За годы развития нефтегазовой отрасли мировой энергетики сформировалась устойчивая парадигма: в аспекте углеводородов транспортный потенциал Черного моря значительно превалирует над добывающим. Изменится ли что-либо в этом направлении под влиянием обстоятельств – покажет время. Пока же Понт Эвксинский остается достаточно привлекательным и взаимовыгодным местом на планете, со своими курортами, заповедниками и промышленными зонами, которые часто путают местами не только туристы, но и коренные жители.
Текст: Дмитрий Константинов