Предложения по совершенствованию системы высшего образования представил министр науки и высшего образования России Валерий Николаевич Фальков на Пленарном заседании Совета Федерации.
Среди предложений:
— Получаемое выпускником вуза высшее образование должно быть полноценным, целостным, с учётом потребностей экономики, без необходимости его доучивания в магистратуре.
— Продолжительность обучения должна определяться лидерами отраслей и соцсферы совместно с вузами. Роль государства как регулятора будет решающей. Сроки обучения по образовательным программам могут и должны быть различными:
● в сферах туризма, дошкольного образования, информационных технологий достаточно четырёхлетних программ. Такие запросы поступают от работодателей, которые заинтересованы, чтобы к ним как можно быстрее пришли подготовленные кадры;
● в инженерно-технической, педагогической областях основные программы будут длительностью не менее 5 лет;
● в ряде областей сроки получения образования увеличат до 5,5-6 лет. Таких программ немного, это усвоение сложных, наукоёмких видов деятельности.
– Ключевое – уход от понятий «бакалавриат» и «специалитет». В пилотных университетах уже их нет. Есть программа высшего образования с разными сроками обучения. После завершения учёбы студент получает диплом с конкретной квалификацией. При выпуске будут определённые квалификации: горный инженер, учитель математики, молекулярный биолог и др.
На мой вопрос о новых подходах к подготовке квалифицированных кадров для АПК министр обозначил основные направления:
1. Необходимо кардинально переработать образовательные программы в части дополнения их цифровой подготовкой, изучением генетики, работой с большими данными и др.;
2. Нужно привлекать практиков ведущих предприятий аграрного сектора и повышать квалификацию преподавателей аграрных вузов. К 3 из 11 аграрных вузов присоединены научные институты, где студенты получают допуск к передовым знаниям, взаимодействуют с людьми науки;
3. Важно заинтересовать студентов специальностями АПК. Необходимо повышать привлекательность образовательных программ сельскохозяйственных направлений через увеличение проходных баллов для абитуриентов.