Сетки радиатора в один момент получили огромную популярность в России. Тысячи водителей бросились их устанавливать, чтобы «защитить» двигатель. Но многие даже не подумали о том, что подобные сетки могут таить в себе огромную опасность для мотора.
Однажды от своего знакомого мастера с СТО я услышал про «скрытый перегрев мотора». Оказалось, что нередко этот самый дефект проявляется лишь потому, что на автомобиле установлена сетка. Давайте вместе разбираться, стоит ли снимать защитную сетку с бампера своего автомобиля.
Эффект я почувствовал сразу
Сразу отмечу, что я не стал читать тонну информации и сотни статей в сети, пытаясь найти ответ на вопрос, действительно ли защитная сетка может навредить двигателю. Я решил последовать совету своего приятеля. Он не один десяток лет отработал на СТО, прекрасно разбирается в моторах, а его советы не раз действительно меня выручали.
Без лишних разговоров, я просто загнал свой автомобиль в гараж и убрал эту сетку. Честно говоря, я не ожидал, что эффект будет настолько ощутимым.
Уже на первых километрах пробега я почувствовал, словно мой двигатель вздохнул «полной грудью». Мощности стало заметно больше, выросла динамика. Да и расход топлива приятно удивил. Он сократился чуть больше чем на 0.5 литра с «сотни». Мелочь, но тоже приятно.
Осознав, что мой двигатель работает как-то «по-новому», я все же решил разобраться в этом вопросе. В первую очередь, обратился за ответами к своему приятелю. Он долго не хотел делиться профессиональными секретами, после чего раскрыл подробности.
Производителям важно сделать дешево
В последнее время среди автопроизводителей набирает популярность один простой принцип – сделать как можно дешевле. Они стремятся сэкономить буквально на всем. Уже и металл используют максимально тонкий для кузовных деталей, да и о цинковом покрытии можно забыть.
Складывается впечатление, что скоро нам будут выдавать автомобили, сделанные из фольги и пластиковых трубочек от стаканчиков с газировкой. Добавят к ним колёса и двигатель – и вот вам экологичный автомобиль по доступной цене.
Казалось бы, что тут плохо, если производитель хочет оптимизировать производство и немного сэкономить. Ведь тогда автомобили станут дешевле, доступнее и их будет проще обслуживать.
Но так не происходит. Машины лишь дорожают, особенно в России, а качество их заметно падает. В итоге, мы с вами платим больше, а получаем автомобиль, который уже вряд ли сможет проехать 500 тысяч километров без проблем, как BMW 20-летней давности.
Вот и получается, что производитель, создавая новый автомобиль, думает о максимальной экономии. Достаётся и системе охлаждения. Производители стараются использовать небольшие радиаторы. Чем меньше металла – тем дешевле радиатор в производстве.
В обычном режиме даже тонкий радиатор вполне способен справиться с охлаждением двигателя. Но никакого «запаса прочности» для использования в более интенсивных режимах у него нет.
А тут мы со своей решеткой, которая ограничивает приток прохладного воздуха под капот автомобиля. В результате, температура работы двигателя повышается. Воздух уже не может нормально циркулировать.
Добавьте ещё к этому кондиционер, который «ворует» холодный воздух у мотора, а также автоматическую КПП, которая лишь увеличивает его нагрев.
Выходит, что дополнительная сетка на решётке радиатора, пусть даже с крупными ячейками, сокращает приток воздуха, нарушая работу системы охлаждения. А запаса у неё нет, от слова совсем.
Мотор страдает, а вы этого не видите
Казалось бы, при перегреве мотора вы обязательно поймете, что происходит какая-то ерунда. Но быстрого перегрева, который мог бы стать надёжным индикатором неполадки, не происходит.
Система прогревается постепенно. Потоки воздуха, проходящие через решётки, меняют своё направление. Они больше не попадают прямо на двигатель, а рассеиваются. Конечно, на крупной решётке радиатора это рассеивание гораздо меньше, но все равно эффективность охлаждения от воздушного потока сокращается примерно на 50 процентов.
Охлаждение сокращается, а температура работы двигателя постепенно растёт. Незначительный нагрев вроде и не оказывает существенного влияния на мотор, но масло реагирует на него достаточно остро. В обычном режиме моторное масло сохраняет свои свойства на протяжении 5-7 тысяч километров пробега, и лишь потом начинает работать хуже.
Когда речь идёт о повышенной температуре, свойства масла начинают терять уже после пары тысяч километров пробега. Вы этого не замечаете, но масло в двигателе уже приобретает определённую вязкость. Появляются отложения, теряются его смазывающие свойства.
Все это, постепенно, приводит к появлению задиров и проблемам с масляными кольцами. И самое ужасное – все эти проблемы накапливаются, словно снежный ком. Вы не обращаете внимания, но вашему мотору становится сложнее работать.
И вроде стрелка, показывающая температуру работы двигателя, не сигнализирует вам о проблемах. Вы просто не в курсе, что большинство производителей не закладывают в неё необходимую чувствительность. Стрелка способна реагировать лишь на серьёзные колебания температур, а постепенно нарастание, особенно в пределах рабочего диапазона, датчики совершенно не пугают.
В результате, температура работы двигателя растёт, масло нагревается, а система не видит неисправности. И вы довольно. Машина едет, двигатель работает ровно. Но это лишь пока.
Эффективность сеток, в борьбе с системой охлаждения двигателя, доказана многочисленными экспериментами. Я не единственный, кто на практике проверял, как ведёт себя мотор с такой сеткой или без неё. Многочисленные исследования показали, что мотор начинает буквально «дышать», если избавить его от такой дополнительной «защиты».
Наглядным примером являются авиационные двигатели. Они часто страдают от птиц, которые попадают в систему и разрушают вентиляторы. Нередко это приводит к авиакатастрофам. Казалось бы, почему тогда производители просто не установят впереди мощную металлическую сетку.
Возможно, они бы сделали именно так, если бы наличие этой сетки не сокращало эффективность воздушного потока. Для авиационных двигателей, которые являются турбированными, приток воздуха и температура работы имеют критическое значение.
Ещё больше меня умиляют разговоры о том, что сетки ставят для защиты радиаторов. «Камень же пробьет его», - заявил мне один из моих знакомых. Вспомним все разговоры, которые обычно мы ведём в гаражах, я не вспомнил ни одной истории о том, что камень попал точно в радиатор и пробил его. Сомневаюсь, что кинетической энергии камня хватит, чтобы повредить прочную металлическую решётку. Да ещё и попасть он должен точно в отверстие.
Как итог можно сказать, что не стоит портить то, что уже и так испортили автопроизводители. Они предусмотрели дизайн бампера таким образом, чтобы воздушный поток обеспечивал эффективное охлаждение мотора. Не нужно ставить решётки, создавая дополнительные проблемы.