В последнее время растёт количество семей, которые готовы (или вынуждены) рано включить ребёнка в детский коллектив. На что нужно обратить внимание? Какие моменты определяют успешность раннего пребывания малыша в дошкольной организации? Рассказывает Маргарита Владимировна Браткова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации ИСОП МГПУ; педагог-дефектолог и старший научный сотрудник Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии.
Ребёнок маленький, сможет ли он посещать детский сад?
Почти всегда приход ребёнка в детский коллектив сопровождаться периодом адаптации. На её успешность влияют не только возраст, но и особенности нервной системы, характера малыша, а также включенность близких, их чуткость и внимание. Взрослым важно быть готовыми к тому, что адаптация может проходить не гладко, а порой и довольно долго.
Чтобы помочь ребёнку адаптироваться быстрее, нужно соблюдать 4 простых правила.
1. Психофизическое развитие малыша. Если ребёнок свободно и легко перемещается в пространстве, понимает и выполняет простые инструкции взрослого, адекватен в быту, при этом частично с помощью взрослого/самостоятельно ест, пьет, частично одевается/раздевается, спит в своей кроватке, и т. п., это позволит ему быть относительно независимым в детском саду, успешнее адаптироваться, стать примером для других, получать похвалу. Но! Часто мы видим, что именно пребывание в детском коллективе способствует развитию у ребёнка самостоятельности. Малыш смотрит на других детей, видит проявления их активности и умелости, слышит, как их хвалит воспитатель – все это становится мощным фактором, побуждающим к подражанию действиям других детей и овладению обозначенными навыками. И в результате родители восхищенно говорят: «Он стал сам есть!», «Мой мальчик убирает сам игрушки!».
2. Учет индивидуальных, характерологических особенностей ребёнка. Все дети разные: активные, легко идущие на контакт с новыми взрослыми и сверстниками; двигательно беспокойные, требующие постоянного внимания и контроля; тихие, спокойные, нежные, легко ранимые и тяжело переносящие даже кратковременный уход близкого человека. Любые особенности маленького ребёнка важно учитывать не только родителям, но и воспитателям, особенно в период адаптации.
Есть дети, у которых период адаптации проходит легко, но есть и такие, кто очень тяжело адаптируется или совсем не адаптируется к образовательной организации в первые годы жизни.
3. Образовательная организация может быть любой: муниципальный детский сад, частный, центры развития и др. Но в любом случае включение в детский коллектив малыша должно быть постепенным:
- в начале ребёнка оставляют в саду не более чем на 2 часа;
- прислушиваясь к советам воспитателя, увеличивают этот период до обеда, затем после полдника;
- ребёнка до 2 лет нежелательно оставлять на полный день: забирать малышей стоит не позднее 17.00.
Идеальны для начала адаптации в саду группы кратковременного пребывания (ГКП). Детей в них мало, каждому из них воспитатель уделяет внимание, учитывает особенности его характера и нервной системы. Но главное – в возрасте, когда пора переходить в группу полного дня, малыш уже не ощущает себя в садике новичком. Он находится в привычной среде и свободно и уверенно переходит в младшую группу.
4. Важен контакт родителей и воспитателей. Часто адаптации ребёнка мешает именно страх родителей доверить ребёнка садику. Типична реакция взрослых: «А вдруг его обидят!», «С ней не будут так нянчиться!». Но воспитатель, работающий с детьми первых лет жизни – это высокопрофессиональный специалист, обладающий знаниями о психофизических особенностях детей, владеющий всеми необходимыми компетенциями для организации их жизнедеятельности, проведения развивающих занятий и т.п.
Иногда родители боятся, что воспитатель – совсем молодой специалист, без опыта работы, не умеющий справиться с различными проблемными ситуациями и др. На примере обучения студентов в МГПУ могу уверенно сказать: у выпускников есть необходимые знания и навыки, позволяющие на высоком уровне работать с детьми первых лет жизни.
Как правило, молодой педагог вызывает у малышей симпатию и интерес (он близок по возрасту к маме, активен, жизнерадостен и т.п.).
Как можно больше рассказывайте воспитателю о своем ребёнке: что он любит, с какой игрушкой засыпает, как переключается и успокаивается, какую пищу не ест и т.п. Это очень поможет в адаптации малыша. Заботливый, чуткий воспитатель, готовый вовремя напеть ему песенку, поднести его к окну и показать, как идет дождь, становится значимым, близким для малыша человеком, к которому он тянется и с которым ему хорошо.
Как я пойму, что ребёнку плохо в детском саду?
В возрасте от года до двух лет ребёнок только начинает говорить. Объяснить, что его обидели малыш, конечно, не сможет. Но родители могут заметить изменения, которые стали происходить только во время посещения детского сада: плохой аппетит, трудности засыпания, тревожный сон, вялость и т.п. Если малыш здоров, стоит сократить время его пребывания в саду: делать выходной среди недели или «продлевать» выходные.
Обязательно обсудите сложившуюся ситуацию с воспитателем! Вместе вы сможете понять причины происходящего и найти выход.
Ребёнок страдает без мамы!
Конечно, ребёнку нужна мама. Но ведь можно подобрать подходящий график посещения детского сада. Доверить ребёнка на несколько часов, а когда станет старше – и на полный день педагогам – не значит плохо исполнять материнский долг. У вас остаются вечера и выходные, которые можно полностью посвятить малышу.
Что же делают воспитатели, когда вы работаете, заняты бытом или собой?
В ГКП педагоги чётко знают, какие игрушки или предметы нужны ребёнку, какая ведущая деятельность должна быть сформирована, как организовать занятия с детьми и т.п. Малышей учат общаться, играть друг с другом, рисовать, лепить, проводят музыкальные занятия. Предоставить ребёнку такой комплекс в домашних условиях проблематично, ведь цикл внимания у малышей короткий и им часто нужен отдых.
Дома в подавляющем большинстве семей ребёнка хотя бы на время отвлекают мультиками. В саду гаджетов нет, только живое общение.
Педагоги выявляют у детей способности, которые затем успешно развивают вместе с родителями, а когда ребёнок подрастёт, можно подключать кружки.
Ещё один плюс коллектива – преодоление некоторых нежелательных моментов в поведении детей. Например, у тщательно опекаемых дома детей в саду появляются самостоятельность, независимость. Некоторых детей общение со сверстниками и воспитателями стимулирует лучше разговаривать.
Решение, когда отдавать ребёнка в детский сад – полностью дело семьи. Для многих родителей этот вопрос даже не встает до достижения ребёнком трех лет. Они удивительно гармонично проживают с ним эти прекрасные первые годы, активно развивая его. Но есть семьи, и в последнее время их количество возрастает, которые в силу ряда причин готовы рано включить ребёнка в детский коллектив. Правила, о которых мы рассказали, помогут повысить успешность раннего пребывания малыша в дошкольной организации.
А как проходил период адаптации в детском саду у ваших детей? Пишите в комментариях!