Найти тему

Бег в средневековой Европе как часть смеховой культуры

Смеховая культура была подавлена в средневековой Европе, но не в Петергофе 21 века!
Смеховая культура была подавлена в средневековой Европе, но не в Петергофе 21 века!

Хеннинг Айхберг подчёркивал, что народный спорт Европы XVI–XVII веков был частью «смеховой культуры» — развлекательных представлений, которые собирали народ. Всё это происходило на фоне обычной повседневной жизни, на городских улицах и площадях, изначально не предназначенных для спортивных мероприятий. Отличительным признаком таких увеселений был, конечно же, смех, которому способствовала и сама комичность ситуации.

Если проводился бег с препятствиями, то часто инсценировалась охота, где один бегун должен был поймать другого. Проводился и бег в мешках, который тоже очень веселил публику. Народный спорт предоставлял больший простор для творчества, нежели современный.

Центральной фигурой народных игр и народного юрта в средневековой Европе был дурак. Он сновал туда-сюда, вытворял разные проказы, тыкал в публику своим деревянным мечом, который при этом обычно ломался, — приносил с собой веселье и смех. Под смех толпы он награждал самого последнего на состязаниях.

Жонглёры и акробаты просто выступали, а бегуны, прыгуны, метатели и силачи соперничали. Знать и духовенство Центральной Европы принимало участие в таких увеселениях вплоть до XVI века. Но не всегда это было весело, хотя народ освистывал и осмеивал их. Священники и знатные дворяне чувствовали себя не в своей тарелке, когда приходили на площадь или ещё какую-нибудь арену праздника, заполненную сотнями и тысячами захмелевших и возбуждённых зрителей. Их шансы на победу в состязаниях по бегу или поднятию тяжестей были невелики. Поскольку на таких мероприятиях царствовал дурак и время от времени всё подчинялось воле толпы, знать и духовенство перестали принимать участие в игрищах такого рода.

Начиная с XVI века, такие забавы были запрещены во многих странах Центральной Европы из-за страха потери авторитета и опасений по поводу общественной морали. В XVIII и XIX веках эта «смеховая культура» была подавлена.