Всем привет! Сегодня хочу поговорить о самом сокровенном - о деньгах. А вернее, из чего складывается цена на кофе. Сразу оговорюсь, что конкретных цифр здесь будет немного, именно потому, что факторов влияющих на цену вагон и маленькая тележка. Если есть, что добавить или хотите поправить меня, то напишите в комментариях. Начнем:
- Биржевая цена. Это основа основ. Все пляски начинаются именно с нее. На биржевую цену тоже влияет куча факторов, о которых мы говорить не будем, я вообще далек от биржевой торговли. В конечном итоге имеют вес банальные спрос и предложение.
- Арабика или Робуста. В чем их разница я уже писал в этой статье. Сейчас лишь скажу, что на бирже вид кофе Арабика, как правило, дороже Робусты.
- Сорт кофе. Арабика это вид кофе, но у этого вида есть еще куча сортов и гибридов: Гейша, Бурбон, Типика, Эфиопское наследие, Катурра и т.д и т.п, разновидностей десятки если не сотни. среди них есть более дорогие и менее дорогие.
- Метод сбора урожая. Ручной Сбор кофейных ягод по крутым склонам, перемещаясь от дерева к дереву по колено в грязи, с тяжелой и громоздкой корзиной наперевес, в процессе отмахиваясь от кровожадных москитов и последующей сортировкой ягод, также вручную, будет стоить дороже, чем сбор урожая специальными комбайнами без сортировки. Напомню, что самые дорогие зерна из самых спелых ягод.
5. Уровень жизни в стране произрастания. Тут все просто, чем выше общий уровень жизни в стране, тем все в этой стране дороже, включая кофе и уровень зарплат людей занятых в этой сфере. Например, кофе из Коста-Рики, скорее всего, будет стоить дороже, чем аналогичный по качеству из Эфиопии.
6. Метод обработки. Метод обработки кофе - это, грубо говоря, способ извлечения кофейного зерна из ягоды. О методах обработки уже написал несколько коротких статей. Сейчас уточню, что натуральный метод, он же сухой, вероятнее всего будет дешевле мытого. А всевозможные эксперименты с ферментациями добавят еще энную сумму к стоимости.
7. Упаковка. Зеленый кофе можно упаковать просто в обычный джутовый мешок, а можно в герметичный пакет грейн про, а потом в мешок. А можно в герметичный пакет, а потом в коробку, в которую поместится в 5 раз меньше кофе, чем мешок. Как думаете, какой способ упаковки будет самым дорогим?
8. Грэйд зерна. Кофе сортируется, чем меньше дефектов, тем кофе дороже. Кроме того Q грейдеры выставляют оценки каждому лоту. Q грейдерам надо заплатить за их работу, ну и, само собой, чем выше их оценка данному кофе, тем дороже стоимость продукта. У нас в ассортименте только высококачественный кофе от 80+ до 90+ по оценке Q грейдеров.
Q грейдеры - это своего рода кофейные сомелье, имеющие международный сертификат, позволяющий давать официальную оценку кофе.
9. Объем собранного урожая. Вы наверняка слышали подобные новости: "Ожидается подорожание кофе из-за заморозков в Бразилии" ; "В Колумбии сильнейшее наводнение, кофе подорожает"; "Военный переворот в **** способствует подорожанию кофе". Подобные причины влияют прежде всего на биржевую цену. Но надо понимать, что помимо форс мажоров, таких как вооруженные конфликты или природные катаклизмы на цену влияет и объем урожая. Существуют уникальные сорта, которые становятся еще дороже в зависимости от того сколько мешков этого кофе произвели фермеры.
10. Логистика. В этот пункт я включил и доставку до порта отправления и доставку до порта получения. Очевидно, что если мы сначала грузим свой кофе на ослов, потом перегружаем в грузовики, потом едем по горному серпантину, рискуя сорваться в пропасть или попасть в лапы военизированным группировкам, то такая доставка до порта будет стоить дороже, чем погрузка в грузовики и езда по равнине. Далее следует погрузка на корабль, таможенные сборы, санитарная обработка и прочие мероприятия, без которых доставка невозможна.
11. НДС. Придется заплатить при получении груза.
12. Доставка до склада. Кофе получили, теперь нам надо его забрать. За доставку до своего склада тоже придется заплатить, ну и за разгрузку тоже надо будет заплатить.
13. Хранение. Само помещение надо арендовать, помимо этого необходимо кофе перемещать по складу, сортировать по позициям, поддерживать определенную температуру и влажность в помещении хранения.
14. Изменение курса доллара. Один из важнейших пунктов. Думаю не надо никому объяснять, что кофе покупается за доллары, а продается за рубли по курсу доллара. Последние много лет, курс доллара только растет, и цена кофе вместе сними.
15. Образцы. Я знал, что какая-то часть уходит на бесплатные образцы, сам тоже порой приношу образцы в кофейни и не требую оплаты, рассчитывая на перспективу сотрудничества. Импортеры утверждают, что с одного контейнера (19т) на образцы уходит 1 мешок (60кг). Представьте, что 60кг надо расфасовать по 300г, плюс пакет, плюс, наклейка, чернила на стикер, сам кофе, это надо учесть в 1С, и прочие оперативные усилия, плюс затраченное рабочее время. А потом скажут - "нам не понравился ваш кофе". Расход кофе на образцы закладывается в конечную стоимость.
16. Доставка до обжарщика. Со склада импортера нужно доставить до обжарочного цеха, это будет стоить каких-то денег, даже если вы находитесь в соседнем квартале. А если Обжарка в Твери, а импортер зеленого зерна в Москве?
17. Ужарка. Если вы купили 100кг зеленого кофе, то на выходе у вас останется 80кг. На ужарку, как правило, закладывают 20%. Почему так много? Потому что кофе даже при светлой и средней обжарке теряет в весе от 10 до 15%, а при темной все 18-20. То есть купили 100кг, а продали 80кг.
18. Снова образцы. Да, чтобы попробовать уже обжаренные зерна потенциальные клиенты тоже просят образцы и за этим стоит такая же цепочка затрат как и при подготовке образцов зеленого кофе, см. п.15. Сейчас намечается тренд на продажу образцов, "выстрелит" ли он? - неизвестно. Тем не менее этот пункт необходимо указать.
19. Снова Хранение. Помещение под обжарочное производство тоже арендуется и в нем необходимо поддерживать определенный микроклимат, только теперь помимо зеленого зерна нужно правильно хранить и обжаренные зерна. Машины для обжарки кофе (ростеры) работают на газе, реже от электричества. Коммунальные платежи - существенная статья расходов в разделе хранение.
20. Упаковка. Обжаренный кофе упаковывают в пакет с клапаном дегазации. Потребитель любит красивую упаковку, чем ярче и оригинальней упаковка кофе, тем дороже.
21. Реклама и маркетинг. Каждый кто читает эту статью наверняка видит рекламу кофе от всевозможных фирм. Эта реклама стоит немаленьких денег. Плюс разработка стиля упаковки, рекламные тексты, банеры, визитки, мерч, скрипты продаж и прочее. На все это может уходить львиная доля заработанных денег.
22. Налоги и взносы за работников. Каждый сотрудник компании должен получать официальную зарплату, даже если в компании всего один человек. К тем деньгам, что вы получаете на руки прибавьте подоходный налог плюс пенсионные, страховые взносы и получите реальную сумму, которую работодатель выводит из бюджета компании.
23. Аппетиты предпринимателя. Бизнес создается в первую очередь для того, чтобы зарабатывать деньги. Учитывая перечисленные выше пункты, предпринимателю нужно оставить еще что-то себе любимому. А сколько конкретно - коммерческая тайна. Но не беспокойтесь, сверхприбылей нет. Во-первых конкуренция, во-вторых покупательская способность наших сограждан имеет свой потолок.
Если понравилась статья поставьте лайк и напишите в комментариях, что думаете по этому поводу. Спасибо, что дочитали до конца.
При заказе кофе напиши в личку, что пришел из Дзена и получи 10% скидку на весь ассортимент.