Почти все донские дворяне ХIХ – начала ХХ веков в той или иной степени занимались благотворительностью.
Из сохранившегося фамильного архива дворян Астаховых известно, что Емельяну Никитичу Астахову было объявлено благословение Святейшего Синода “За пожертвование Вами в пользу Николаевской церкви Усть-Хоперской станицы сребропозлащенных вещей как-то: потира, украшенного стразами, дискоса, звезды, двух блюдцев, лжицы, копия и ковшика, весом все в 8 фунтов, на сумму 365 рублей серебром 28 августа 1846 года”.1
Или вот еще один документ. “Донская консистория просит шталмейстера Высочайшего двора Василия Ильича Денисова, уточнить какое количество земли вы предназначаете пожертвовать под церковь, необходимо иметь план земли, с обозначением на плане особыми линиями площадь под церковь”2
Известный на Дону общественный деятель и публицист Иван Иванович Краснов главной задачей своей жизни считал добрые дела и делился с ближними не только советами, но и входил в домашний быт всякого бедняка и по-братски раскрывал свой кошелек. Получив хорошее состояние, он постоянно сам нуждался, потому, что не мог устоять ни перед какой просьбой о помощи. Дом его всегда был полон бедными студентами. Он их кормил, одевал и заботился об их определении на службу. Немало проживало у него сирот и детей бедных родителей. Он также заботился о них, развозил и устраивал по разным учебным заведениям.3
Большой благотворительностью занимался Себряков Михаил Васильевич. Будучи почетным смотрителем Усть-Медведицкого училища, делал большие денежные пожертвования в пользу этого учебного заведения (всего более 15 тысяч рублей). Им было также прислано 144 тома книг в отличном переплете в дар публичной библиотеки Усть-Медведицкой станицы. Кроме того, на 500 рублей им была приготовлена мебель для этой библиотеки. В Себрове на его средства была построена церковь во имя святителя Митрофана.
Из потомственных дворян Усть-Медведицкого округа был Попов Иван Михайлович. При его содействии была выстроена церковь. В Михайловке, Ростовского округа им была основана школа для крестьянских детей и была открыта крестьянская касса взаимопомощи, куда он пожертвовал 200 рублей.
Петровский Иван Андреевич принимал деятельное участие во многих благотворительных и просветительских делах общества. Греков Михаил Васильевич жертвовал крупные суммы в кассу общества для пособий бедным донским учащимся.
Марков Михаил Степанович сделал крупные денежные пожертвования на общественные дела. 26 тысяч рублей были им вложены для образования стипендий в будущем пансионе-приюте для детей донских дворян, 2 тысячи рублей на пансион-приют для детей народных учителей Области Войска Донского и 8 тысяч рублей на глазную лечебницу при больнице общества донских врачей.
Наследники Кутейникова Василия Артемовича в память отца пожертвовали капитал в 1000 рублей. На проценты от этой суммы был учрежден приз артиллеристам (ездовым), оказавшимся лучшими на испытаниях в лагерном сборе артиллерии Войска Донского.
Таким образом, мы можем подвести итоги всего вышесказанного по дворянской усадьбе Х1Х века.
Поместья донских дворян находились во всех округах Области Войска Донского, некоторые имели их и за ее пределами, но особенно много их было в Миусском и Донецком округах. В это время усадьбы донской знати почти не отличались от имений российских дворян.
Донские помещики стремились расположить свои усадьбы в живописных местах, на берегу речки или вблизи другого водоема. Дома, чаще всего, строили из кирпича, делали их просторными. Поскольку строительство велось по планам и под надзором хороших архитекторов, то постройки отличались изяществом и хорошим вкусом. Дома богатых помещиков отличались роскошью, на их строительство затрачивалось 50 тысяч, а то и свыше 100 тысяч рублей серебром. Такие дома имели от 15 до 20 комнат, расположенные в двух этажах.
Дома же незажиточных дворян были более скромными, строились из земляного кирпича или дерева. Крылись кровельным толем и состояли из четырех комнат: приемной, спальни, кабинета и детской. При домах находились хозяйственные постройки: конюшни, погреба, сараи для экипажей, амбары для ссыпки хлеба. Дворянские усадьбы окружала ограда, что придавало и самой усадьбе и улице опрятный вид. Подворья украшали клумбы из цветов.
Внутреннее убранство донских поместий не уступало российским. В домах донских дворян можно было увидеть заграничную мебель, музыкальные инструменты. Многое привозилось из Западной Европы в Таганрогский порт.
Европейские моды начинают распространяться на Донской земле после Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813-1814 годов. Женщины-дворянки начинают носить европейское платье, мужчины-дворяне, которые находятся на военной службе, носят военную форму, те же, которые находятся на гражданской службе, носят фрачные костюмы.
Стол донских дворян мало, чем отличался от стола российских дворян. Овощи заготавливали впрок в бочках и кадушках: капусту, огурцы, помидоры, яблоки, рыбу, варили всевозможные варенья.
Из мяса наиболее употребляема была домашняя птица, баранина и говядина употреблялись только в большие праздники. Дон изобиловал рыбой. Блюда из осетра, белуги, сома, сазана, стерляди, а также черная икра, янтарные балыки, копченая и соленая сельдь входили в состав меню донского дворянина.
Любое застолье не обходилось без горячительных напитков. Вина были как покупные, так и домашние: наливки собственного приготовления, виноградное вино. Заканчивался стол десертом, состоящего из персиков, абрикос, вишни, яблок, груш, винограда, арбузов и дынь.
Стол накрывался скатертью и сервировался фарфоровой, фаянсовой, хрустальной и серебряной посудой. Перед каждым обедающим ставился отдельный прибор.
В Х1Х веке происходят значительные изменения в культурной и духовной жизни донских дворян.
Казачья элита стремится дать своим детям лучшее образование, обучая их в крупных военных и светских учебных заведениях. Это, безусловно, давало свои результаты. Среди казаков появляются ученые, писатели, художники врачи, педагоги, артисты.
Донские дворяне, проживающие в своих имениях, стараются поставить сельское хозяйство – хлебопашество, скотоводство, садоводство, на возможную высоту, применяя последние достижения науки.
Но не “хлебом единым жив человек”. В это время открываются библиотеки, театры, устраиваются балы и вечера, ставятся любительские спектакли, некоторые помещики имеют собственную музыку. Праздничные церемонии имели ярко выраженный военный характер.
Занимаются донские дворяне благотворительностью. На их пожертвования учреждаются стипендии, открываются новые библиотеки, школы, строятся храмы.