Оказывается, в Санкт-Петербурге есть музей-институт, посвящённый Николаю Рериху и его семье. В октябре этого года культурное сообщество будет отмечать 150-летие со дня рождения художника, а мы уже сейчас решили обратиться к команде музея и узнать подробнее об особенностях этого пространства, о том, какие семейные ценности и традиции заложены внутрь экспозиции и как художественное наследие стало основой для научных исследований.
Прежде чем окунуться в историю жизни художника и его наследников, стоит обозначить хронологические рамки и озвучить основные факты из биографии членов семьи.
- Николай Константинович Рерих (1874–1947) — художник, академик Императорской Академии художеств, исследователь. Часть жизни посвятил Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициям, в которых писал этюды и изучал археологические и культурные особенности Монголии, Китая, а потом ещё Америки и Индии. Стал инициатором создания международного договора о защите культурных ценностей.
- Елена Ивановна Рерих (Шапошникова) (1879–1955) — родилась в семье архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны Шапошниковой. Религиозный философ и писательница, она проводила культурно-просветительскую деятельность под руководством Николая Рериха, участвовала с ним в экспедициях по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии.
- Юрий Николаевич Рерих (1902–1960) — востоковед и лингвист, изучал язык и культуру Тибета, участвовал вместе с отцом в Центрально-Азиатской экспедиции и отвечал за её безопасность. Общаясь с местным населением, собрал большое количество материалов для своих научных трудов, таких как «Тибетская живопись» (1925) и «Путешествие в сокровенную Азию» (1931).
- Святослав Николаевич Рерих (1904–1993) — художник, коллекционер восточного искусства. Был вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, совместно с родителями занимался просветительскими программами в США и Индии, вёл активную работу по сохранению и защите древнеиндийских памятников культуры.
Свои вопросы о жизни семьи Рерихов мы задали Алине Перетягиной, сотруднику Музея-института семьи Рерихов.
Вы являетесь не просто музеем, а музеем-институтом, в чём заключается ваша работа?
Основой концепции музея явилась рериховская идея о том, что Музей (в широком смысле) — это «обиталище всех родов Прекрасного, и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их». Учитывая многогранность творчества семьи Рерихов, необходимость введения их наследия в научный оборот, создатели музея (семья Митусовых и лично Людмила Степановна, двоюродная племянница Е. И. Рерих, кузина Ю. Н. и С. Н. Рерихов. — Ред.) настаивали на такой форме организации, как музей-институт. Вся деятельность Николая Рериха — это популяризация этической идеи духовного совершенствования. Мы проводим культурологические семинары «Петербургского Рериховского сборника», научные конференции, круглые столы, а ещё при музее работают лекторий и библиотека, доступная посетителям в формате читального зала.
Музей-институт готовит и издаёт альбомы и каталоги выставок, сборники по материалам конференций, например Петербургский Рериховский сборник, труды Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие» и сборник «Исторические Боткинские чтения». Личность живописца Михаила Петровича Боткина выносится на передний план оттого, что нынешнее здание Музея-института располагается в доме-особняке академика. Николай Рерих не раз бывал в этом пространстве по адресу: Васильевский остров, 18-я линия, дом 1.
Так наследие семей Боткиных и Рерихов исследуется с точки зрения вклада в историю, искусство, литературу, культурологию, археологию, естествознание и другие науки, помогая освещать актуальные художественные проблемы.
Известно, что Николай Константинович Рерих был одним из главных защитников культурных ценностей, он предложил отличительный знак «Знамя мира» и создал первый в истории международный договор о защите культурного наследия, который во всём мире теперь называют Пактом Рериха, — его дети продолжили эту инициативу?
Да, разумеется, сыновья совершенно разделяли взгляды отца в этом смысле и развивали их в своей деятельности — как на Западе, так и на Востоке. Сам Николай Константинович придавал большое значение распространению культуроохранных идей в обществе, и его сыновья придерживались такой же линии. Если говорить о практической стороне дела, то, например, Юрий в конце 1920-х — начале 1930-х годов, в период подготовки Пакта, сопровождал отца в поездках по Европе и США, целью которых было продвижение Пакта в культурных и политических кругах. А 3 сентября 1948 года во многом благодаря инициативам Святослава Рериха Индия утвердила Пакт Рериха.
Известно, что музей учреждён в год столетия с момента бракосочетания Елены Ивановны и Николая Константиновича. Остались ли какие-нибудь воспоминания о том, какие отношения у них были? Какие семейные ценности и традиции их связывали, что общего у них было?
Они познакомились в 1899 году в городе Бологое Тверской области, где Елена Ивановна Шапошникова вместе с матерью проводила лето в имении своей тёти Евдокии Васильевны и её мужа, князя Павла Арсеньевича Путятина, выдающегося археолога, коллекционера, одного из самых просвещённых людей эпохи.
Венчание Елены Ивановны Шапошниковой и Николая Константиновича Рериха состоялось в церкви Императорской Академии художеств на Васильевском острове 28 октября 1901 года. Николай любовно называл Елену Ладой.
Всю дальнейшую жизнь они прошли рука об руку, совершая вместе удивительные открытия и деля тяготы пути. Елена Ивановна воспитывала детей, участвовала вместе с мужем в археологических поездках, реставрировала картины западных мастеров, которые коллекционировал Николай Константинович, а ещё изучала вместе с ним индийскую философию и сочинения Свами Вивекананды, Рабиндраната Тагора.
Их сын Святослав Рерих писал: «Я хочу лишь подчеркнуть, что Николай Константинович был не только художником, он был и путешественником, писателем, поэтом, и во всех отношениях — замечательным человеком. И в этом он был не один! У него была верная сотрудница — моя матушка Елена Ивановна. Вместе они провели всю свою жизнь, и с самого начала их жизни слились в прекрасный союз — единый общий подвиг. Ибо действительно трудно определить их жизнь лучшим словом, чем подвиг! <...> Елена Ивановна всячески поощряла и старалась помочь Николаю Константиновичу в его творческой работе. <...> Во всех его начинаниях она всегда играла главную, ведущую роль, и Николай Константинович олицетворил это в картине "Ведущая"».
В воспоминаниях основательницы нашего музея Людмилы Степановны Митусовой читаем: «Отец рассказывал об идеальном союзе Рерихов. Он говорил, что прошло 12–15 лет со дня свадьбы Николая Константиновича и Елены Ивановны, и всё та же сохранялась молодая крепкая любовь и влюблённость. Сидя за столом рядом с Еленой Ивановной, Николай Константинович брал её за руку, когда что-либо ему особенно нравилось из высказываний — философских, творческих, жизненных. Незаметно обменивались взглядами и понимали друг друга с полуслова».
На склоне лет, оглядываясь на пройденное, Николай Рерих напишет в «Листах дневника»: «Сорок лет — немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли знание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — мужское и женское… Нигде не записаны труды и познания моей Лады. Уже не говорю о философских достижениях… Мало сказано о конной экспедиции по Тибету и Монголии. Много ли женщин на коне преодолевали горы, реки, пустыни? Нигде не сказано о даре прозрения, а ведь все мы свидетели… Родная Лада, — сегодня сорок лет дружного нашего пути (10 ноября 1941 года)».
У семьи Рерихов были плотные связи с другими творческими семьями: Митусовыми, Мусоргскими*, Римскими-Корсаковыми. Сейчас редко встретишь, чтобы так плотно семьи друг с другом общались, с чем это было связано?
Во-первых, это традиционно для той эпохи: люди знали даже своих очень отдалённых родственников, стремились к общению с ними, собирались то у одного, то у другого дома, гостили в имениях и т. п. Во-вторых, эти семьи часто были не просто родственниками, но единомышленниками, их объединяло воспитание, образование, культурные интересы, художественные вкусы, взгляды на смысл жизни, в конце концов. «Из всех моих родных он мне наиболее близок по духу», — писала Елена Рерих о своём кузене Степане Митусове личному секретарю в 1923 году.
Степана Митусова и детей Николая Римского-Корсакова объединяла музыка (они, кстати, родственниками не были, но жили в соседних домах). Дочь Митусова Людмила Степановна (основательница Музея-института семьи Рерихов), в свою очередь, была очень дружна с дочерью Владимира Римского-Корсакова Татьяной Владимировной (которая создала два музея своей семьи – Музей-квартиру Н. А. Римского-Корсакова на Загородном проспекте и музей-усадьбу композитора в Любенске). Вот что их объединяло? Отношение к жизни, скорее всего. То же можно сказать и про Рерихов и Митусовых.
* Композитор Модест Петрович Мусоргский — двоюродный дядя Елены Ивановны Рерих, был частым гостем в Боброве, городе, где жила семья Шапошниковых. — Ред.
Из чего в основном состоит ваша коллекция? Ваш музей не единственный посвящён жизни и творчеству Рерихов, откуда столько объектов, как это всё сохранять и архивировать?
Основу мемориальной экспозиции Музея-института составляет наследие, сохранённое племянницей Елены Рерих Людмилой Степановной Митусовой и её семьёй. Собрание сохранилось не полностью. Многие вещи погибли в годы репрессий, блокады и последующие годы. Однако в течение многих лет собрание не только рассредоточивалось, но и пополнялось. Прежде всего благодаря Юрию Рериху, который передал в 1957–1960 годах сёстрам Митусовым две картины Николая Рериха, письма, фотографии и памятные вещи. Также и от Святослава Рериха в течение 40 лет поступали книги, письма и подарки. Оставили свой след в собрании исследователи творчества семьи Рерихов и их ученики.
За 20 лет существования музея владельцы частных коллекций передали музею ряд художественных и других экспонатов, имеющих отношение как непосредственно к Рерихам, так и к их окружению, современникам и последователям. На сегодняшний день фонды музея насчитывают более 20 тысяч предметов, среди которых личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и другие культурные сокровища, отражающие самый широкий контекст жизни и творчества семьи Рерихов.
С того времени как Музей-институт семьи Рерихов располагается в доме, принадлежавшем Михаилу Петровичу Боткину*, ведётся работа по сбору информации об истории особняка, его бывших обитателях и гостях. Потомки Боткиных передали в фонды Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы ценный художественный и документальный материал.
* Николай Константинович работал вместе с Боткиным в рисовальной школе Общества поощрения художников, часто бывал у него дома, вступал с Михаилом Петровичем в полемики, но они всегда находили компромисс. — Ред.
Можете кратко рассказать о залах вашего музея, на что нужно обратить особое внимание?
Среди всех музеев, посвящённых Николаю Рериху (лично мы насчитали 11 — Ред.), наш отличается тем, что делает акцент на рассказе о жизни художника и его семьи в Петербурге, но помимо этого мы стремимся представить Рериха во всей его многогранности: как художника, театрального оформителя, археолога и историка, общественного деятеля, мыслителя, управленца. Мы регулярно организуем временные выставки, посвящённые разным членам семьи Рерихов, их профессиональным интересам, а также разным сторонам творчества Николая Рериха, для чего сотрудничаем на постоянной основе с Государственным музеем Востока, Государственным Эрмитажем и другими музеями. В настоящее время у нас можно увидеть десятки знаменитых гималайских этюдов Николая Рериха, работает большая художественная выставка «Держава Света», отражающая преломление разных культур в живописи Рериха.
Есть ли в музее материалы, связанные с сыновьями Юрием и Святославом?
Мы знаем, что жизнь и деятельность сыновей Рерихов была тесно связана с Востоком на протяжении десятилетий. Один из залов постоянной экспозиции называется «Восточный кабинет», там представлены личные вещи, научные труды, предметы из коллекций старшего сына — известного учёного-востоковеда Юрия Николаевича Рериха. На стенах висят живописные полотна его младшего брата Святослава Николаевича, сделанные в Индии. В других залах музея можно увидеть портреты отца кисти Рериха-младшего.
До 30 июня у нас открыта документально-художественная выставка «Сердце Азии», посвящённая 100-летию грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции академика Николая Рериха, а с 6 июля начнёт работу выставка в честь 120-летия со дня рождения художника Святослава Рериха.
Автор — Качалина Александра, культурный редактор VK Гид