З а г р о б н ы й м и р, потусторонний мир, мир мёртвых, тот свет, в мифологии обитель умерших (их душ). В архаических традициях (у австралийцев, бушменов, папуасов) помещался в кустарниках, в устье рек, умершие могли продолжать жизнь охотников, превращаться в зверей и птиц, в виде духов возвращаться к стоянкам сородичей. В традициях с развитой космологией отделён от земли живых, отождествлён с подземным (реже - небесным) миром, преисподней, в горизонтальной проекции модели мира располагался за потоками (греч. Стикс, ведийская Вайтарани), горами, преградами, которые необходимо было преодолеть умершему во время загробного путешествия. Отсюда представление о необходимости ладьи (см. Харон), коня (ср. Слейпнир) и других транспортных средств, о проводниках душ (греч. Гермес, индонез. Темпон-Телон, Хайфи у чаморро), шаманах, указывающих путь в загробный мир. Согласно литовской традиции, покойнику нужны были звериные когти, чтобы преодолеть гору на пути в загробный мир: сорвавшегося пожрал дракон Визунас (ср. ацтекскую преисподнюю Миктлан, полинез. Пулоту); по другим представлениям умершие должны были перейти мост (иранский Чинват). Вход охраняло чудовище (греч. Кербер, Ешап у ингушей) или хозяин загробного мира: они пропускали лишь выполнявших ритуалы (погребённых по правилу), откупившихся или заплативших за вход (обол Харона); не попавшие в загробный мир (колдуны, нарушители табу) погибали окончательно, или становились злыми духами, вампирами (инд. веталы, рим. лемуры).
Жизнь в загробном мире могла повторять земную (в селениях предков), часто в инверсии (когда на земле день, в загробном мире - ночь, умершие ходят вверх ногами, их пища смертельно для живых - ср. буни). В Древних традициях души (тени) вели безрадостное существование - ср. греч. аид и др.-евр. шеол - или, напротив, обитали в стране изобилия (египетские поля иару). Судьбы умерших зависели от их статуса, способа смерти: ср. скандинавскую вальхаллу для героев, павших в битвах, и Хель - преисподнюю для умерших бесславной смертью (ср. кур).
Архаические образы хозяйки загробного мира - Хель, кетской Хоседэм, шумеро-аккадской Эрешкигаль - связаны с хтоническими мифами (ср. хтонические существа) и дуальным противопоставлением небесного и земного миров; противники демиурга в дуалистических космогониях становились богами загробного мира: таковы иранский Ангро-Майнью, алтайский Эрлик, обско-угорский Кульотыр. В ведийской мифологии " царём мёртвых" стал первый умерший - Яма; ср. Осириса, который стал царём загробного мира после смерти. Дуализма небесного мира богов и преисподней злых духов послужил основой для позднейших представлений о рае и аде в христианской, мусульманской (джанна, джаханнам), иранской, индуистской (голокарай Вишну, ад - нарака) мифологиях, связанных с идеей загробного воздаяния, в частности - загробного суда. Первоначальная загробная судьба зависела в основном от ритуальной чистоты умершего, судьи загробного мира определяли, когда человек умрёт (Мамету в аккадской мифологии); Осирис, Яма, иранские Митра, Рашну и Сраоша, китайские Бао-гун, Цингуанван ( см. о загробном мире Диюй)и других судят умерших по их добрым и злым делам (взвешивая их на весах). Мифы о Сизифе, Тантале, дают примеры эпизодического загробного воздаяния в аиде; В христианской и других мировых религиях райское блаженство и адские муки ждут праведников и грешников после смерти и продлятся вечно после Страшного суда (см. также Чистилище, "Хождение Богородицы по мукам").
С мифами о загробном мире связан мотив поисков бессмертия - попытки воскресить Энкиду, вернуть Эвридику остаются безуспешными (ср. эпитет загробного мира кур шумеро-аккадской традиции - "страна без возврата"); вместе с тем для шаманских мифов характерны представления о возвращении душ шаманами с того света. Спасения от мук загробного мира и посмертного блаженства, ожидали участники мистерий Диониса и других умирающих и воскресающих богов (ср. так же календарные мифы о похищении Персефоны Аидом, пребывание в аду Еми-но куни богини Идзанами). В христианской мифологии " попрание смерти" и избавление праведников от ада происходит во время сошествия во ад Иисуса Христа.