805 подписчиков

О цетановом числе дизельного топлива

2,3K прочитали

В прошлый раз мы говорили об октановых числах бензинов. Продолжим топливному тему, но уже применительно к дизельным двигателям. Как и ранее, это материал чисто познавательный, для кругозора. Кто все знает или кому не интересно, тот пропустит, а всем другим приятного чтения.

Цетановое число – важнейший показатель дизельного топлива, характеризующий его способность к воспламенению. А эта способность зависит от углеводородного состава. Так, парафиновые углеводороды воспламеняются относительно легко, а вот ароматические, наоборот, с большим трудом.

Так вот, воспламеняемость ароматического углеводорода альфаметилнафталина принимается за ноль, а парафинового цетана (гексадекана) за 100. А цетановое число реального дизельного топлива будет лежать в пределах от 0 до 100.

В прошлый раз мы говорили об октановых числах бензинов. Продолжим топливному тему, но уже применительно к дизельным двигателям. Как и ранее, это материал чисто познавательный, для кругозора.

Каким он должно быть?

От воспламеняемости топлива зависит жесткость работы дизеля. А при жесткой работе возрастают нагрузки на подшипники и другие детали, что в конечном итоге приводит к их износу и разрушению. Поэтому способность дизельных топлив к воспламенению является таким же важным показателем для дизелей, как антидетонационные свойства бензинов для двигателей с искровым зажиганием.

Каким же должно быть цетановое число «по жизни»? Тезис «чем больше, тем лучше», тут, как ни странно, не проходит. Исследованиями установлено, что при цетановом числе около 60 происходит своеобразное насыщение показателей работы двигателя и дальнейшее его увеличение бессмысленно. А ГОСТ по дизельным топливам устанавливает границу цетанового числа не ниже 45 единиц.

Как его определяют?

Подобно октановому числу бензина, цетановое число дизельного топлива определяют на специальной установке с одноцилиндровым двигателем. Только, естественно, не с искровым зажиганием, а с воспламенением от сжатия.

Кроме одноцилиндрового дизеля, установка оснащена двумя бачками: один для испытуемого (товарного) топлива, другой – для топлива эталонного. А еще установка оборудована датчиком воспламенения и механизмами изменения степени сжатия и угла впрыска.

Изменяя степень сжатия, оператор по приборам отслеживает поведение двигателя на испытуемом топливе. Зафиксировав воспламенение, он подбирает эталонное топливо, дающее аналогичные результаты.

Эталонное топливо – это смесь цетана с альфаметилнафталином. Если оно содержит 45% цетана, значит его цетановое число равно 45. Если испытуемое топливо показало результат не меньше 45, оно признается годным для эксплуатации.

О цетановом числе... бензина

Мы провели аналогию между октановым числом бензина и цетановым числом дизельного топлива. Внимательный читатель уже догадался, что между этими величинами существует обратная связь: чем больше детонационная стойкость углеводородного топлива, тем меньше воспламеняемость, и наоборот.

Октановые и цетановые числа автомобильных бензинов (по данным ВНИИ НП)

В прошлый раз мы говорили об октановых числах бензинов. Продолжим топливному тему, но уже применительно к дизельным двигателям. Как и ранее, это материал чисто познавательный, для кругозора.-2

Зачем нужно знать цетановые числа бензинов? Ответ прост: для эксплуатации многотопливных впрысковых двигателей, прежде всего военных.

Так, экипажи боевых машин имеют запас специальных присадок, снижающих октановые и повышающих цетановые числа бензинов. И, если в месте дислокации нет дизельного топлива, могут двигаться на высокооктановом бензине.

В заключение отметим, что топливо и моторное масло тесно связаны. Особенно это касается дизелей. Поэтому рекомендуем почитать статьи о дизельном масле на интернет-площадках MIRAX. Вы узнаете много интересного о таком масле – его рецептуре, присадках и особенностях применения.