Ж р е ц, мифологизированный исполнитель ритуалов и носитель сакральных знаний. В архаических мифах - знахарь (ср. Байаме у австралийцев), шаман. Главная функция жреца - организация культа, важнейшим актом которого было жертвоприношение; таким образом жрец становился посредником между людьми и богами: ср. др.-инд. Атхарвана, который при посредстве жертвоприношений пролагает пути солнца. С выделением жречества как социальной группы специалистов по мифу и ритуалу жрецы в разных традициях наделялись высшими социальными функциями: по жрецу Дюмезилю трёхчастная социальная структура индоевропейского общества - жрецы, воины и общинники (пастухи и земледельцы, ср. Пахарь) - соответствовала структуре пантеона, в частности, ведийского. Митра и Варуна, как высшие боги, воплощали жреческую (" правовую" и магическую) функцию, Индра - воинскую, Ашвины - общинную (плодородие). Ср. представления о том, что жрецы (обладатели тайного знания) выше царя: таковы брахманы в др.-инд. традиции, Аттий Навий в римской. В индуистской традиции жрецы-брахманы были непосредственно связаны с функциями творца мира Брахмы и, возможно, одноимённым жертвенным сооружением: ср. представление о творении как жертвоприношение и жреческие функции многих богов - первого жреца Брихаспати, Агни. Жреческие функции присущи высшим богам многих традиций (ср. Каутеован у коги, кецалькоатль у индейцев Центральной Америки), культурным героям - учредителям культа (ср. у литовцев Криве, Лиздейка, Комфо у ашанти), первочеловеку (ср. возжигание иранским Йимой священного огня), основателем религий (Заратуштра, Мани, Мухаммад). Жрец часто отличался от пророка, как Аарон от Моисея, и даже противопоставлялся ему (ср. отношение Иисуса Христа к " фарисеям и книжникам", суд Каиафы). Вместе с тем при посредстве ритуалов жрец противостоял воплощением зла - колдунам, демонам. Во время главных ритуальных актов - праздника - функции жреца отправлял царь.