Что, если в семье родился ребёнок с особенностями развития? Не отчаиваться! Как это сделать в Москве, рассказывают руководитель службы ранней помощи, старший преподаватель ИСОП МГПУ Мария Михайловна Прочухаева и старший преподаватель ИДПО Екатерина Михайловна Давыдова.
Рождение «особого» ребенка резко меняет жизнь семьи. Первые этапы младенчества и здоровых детей требуют от родителей всех сил, а если ребёнок болен, то психологических ресурсов в семье ещё меньше. Меняется окружение, возникают незапланированные (и порой серьёзные) траты. То есть – меняется материальный, личностный и социальный уровни семьи.
Все проблемы, которые и раньше были у родителей, на фоне стресса обостряются. Спектр переживаний родителей «особых» детей – отдельная категория, которая отличается от хронического стресса, дефицита ресурсов или экзистенциальных кризисов.
Переживания каждого родителя уникальны, но имеют схожую структуру. Именно с этой группой переживаний родителей работают психологи Городского сервиса ранней помощи детям с особенностями развития от рождения до 3 лет, работающего с 2021 года.
Работа начинается сразу после того, как выяснилось, что семье требуется помощь. Она не терпит отлагательств: чем раньше люди получат помощь, тем проще им будет сориентироваться в жизни с ребёнком, имеющим особенности развития.
Ранняя помощь исходит из потребностей семьи. Задача психологов – помочь семье эффективно функционировать и взаимодействовать с ребёнком, вовлечение ребёнка в решение рутинных жизненных задач, социализация (вовлечение ребёнка в типичных житейских и социальных ситуациях), усиление ресурсности родителей, их жизнестойкости, нормализация жизни семьи.
Часто родителям, обращающимся в службу ранней помощи, сложно включиться в общение и взаимодействие со своим ребенком, со специалистами, с миром. Много сил у них уходит на переживания «особости» ребенка. Специалистам службы ранней помощи бывает сложно выделить запрос родителей сразу и наметить совместные цели индивидуальной программы ранней помощи. Часто запросы родителей, несмотря на видимую простоту и чёткость формулировок (например, «хочу найти ресурсы» или «что мне мешает испытывать позитивные чувства»), содержат противоречивую информацию.
Именно эту задачу решают на психологических консультациях в режиме онлайн психологи Координационного центра. Такие встречи помогают родителям восстановить баланс отношений в новой, актуальной ситуации, вернуть чувство контроля там, где это возможно.
В состоянии растерянности родителям важно иметь возможность получить от 1 до 10 консультаций в год, определять те рутинные занятия, которые хотелось бы улучшить. Поскольку родители осознанно выбирают пути помощи, они из пассивной позиции переходят в активную. 10 консультаций психолога Координационного центра позволяют решить задачу восстановления душевного равновесия и целостности человека.
В регионах тоже постепенно налаживается работа по ранней поддержке семей с «особенными» детьми. Если у вас есть вопросы по теме, задавайте их в комментариях, мы обязательно поможем вам найти ответ!