В Санкт-Петербурге начинается туристический сезон, в том числе для «дальних» иностранцев, которые сейчас в основном представляют Китай. У них есть устойчивое представление, что Питер опасен из-за иностранцев «ближних». Преступления в отношении китайцев, действительно, случаются, что громко разносится по их соцсетям. Это мешает репутации «культурной столицы» еще как.
Не про верность
Последний громкий случай произошел в Петербурге на улице Верности. Но дело было не про верность – женатый гражданин Узбекистана около половины полуночи заставил 19-летнюю китайскую студентку заняться оральным сексом, затащив ее в кусты. Его отловили по камерам видеонаблюдения уже на следующий день. Полиция сработала оперативно и грамотно.
Российский преподаватель русского языка университета в Китае в городе Сиане Дмитрий Скрипченко рассказывает корреспонденту «Нашей версии»: «Эта история вызвала в стране большой резонанс. Об этом написали все газеты и интернет-ресурсы. Что творилось в соцсетях! И как раз подчеркивали, что преступные действия сексуальной направленности против китаянок, студенток и туристов, в 90% случаев оказывают не россияне, а «среднеазиаты», так в газетах пишут этот термин типичного преступника сексуальной направленности. Конечно, можно сказать, что у преступности нет национальности, но это для Европы. В Китае четко понимают по статистике, кто опасный. Не зря существуют такие жесткие меры в отношении уйгуров – фактически они живут в резервации под наблюдением многочисленных камер видеонаблюдения».
Да, помните, в России 1990-е был отчасти забавный термин «лицо кавказской национальности». Вот и у китайцев такое дело вошло в фольклорный обиход – «среднеазиат». Означает – опасный человек. Доказано статистикой, а не каким-то мифическим расизмом.
«Понятно, что подавляющее большинство мигрантов из Средней Азии совершенно нормальные парни, не склонные к насилию, - рассказывает сотрудник «резонансного» (в зону ответственности входят не только убийства, но и самые громкие преступления по двум регионам) отдела ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. – Но по средней статистике, да по количеству преступлений в отношении иностранных туристов в Петербурге лидируют среднеазиаты и в отношении китайцев, просто их больше всего, и тех и тех. Понятно, что преступления идут не только сексуальные, но и имущественные. Подрезают фотоаппараты, профессиональные, а ныне они дорогущие. Порой, просто угрожая ножом на Невском, Литейном проспектах, обычно, правда, не китайцам, а немцам и итальянцам».
Опасно для имиджа
Иногда возникает ситуация: и смех, и грех. Характерная случилась в Санкт-Петербурге несколько лет назад. Два молодых китайских туриста обратились в полицию, считая, что их преследуют некие темные личности. Граждане КНР проявили смекалку, как они думали, и разделились. В итоге оба просто заблудились, поэтому их искали полицию. Нашли и доставили в гостиницу. Правда ли, что их преследовали, или китайцы уже накручены сообщениями о насилии в Петербурге, не знаем. Но питерских полицейских зато они изрядно повеселили. Помните, как в сериале «Глухарь» главный герой смеялся заразительно от некоторых заявлений потерпевших? Тут что-то похожее было.
Однако не все так весело. Имидж в туристической сфере имеет еще какое значение. Во Франции, к примеру, после того, как в Петербурге группа дагестанцев избила французов, приняв их за геев во время чемпионата мира-2018, официально предупредили, что ездить в город на Неве опасно. И это мнение растиражировали европейские СМИ. Все это сильно бьет по туристическому Петербургу. Как личный пример – автор живет недалеко от Петергофа, еще лет семь назад там полно было европейских туристов, они спрашивали дорогу к знаменитым фонтанам. Поляки, шведы почему-то в основном попадались. Сейчас только китайцы. Еще индийцы массово появились. Потому их надо беречь от насилия.
Куда делась туристическая полиция?
«Наша версия» совсем недавно писала, какой бардак творится в комитете по туризму местного правительства. Главы меняются чуть ли не раз в год. И вот опять – 21 мая Сергей Корнеев покинул занимаемую должность. Сейчас фактически и.о. занимает Евгений Панкевич, ранее... уже работавший председателем данного комитета. Такая вот скамейка запасных. Между тем, туризм приносит бюджету Санкт-Петербурга самый большой доход – до трехсот миллиардов рублей. При общем бюджете в прошлом году 1 049 миллиардов. Им стоит заниматься по-серьезному. Ведь в 2023 году город посетило 8 миллионов гостей.
В Петербурге к чемпионату мира по футболу-2018, потом Европы-2020 в связке с комитетом по туризму создавалась так называемая туристическая полиция. Но эта была откровенная фикция. Достаточно сказать, что работала такая полиция с 8 утра до 21-30 вечера. А ведь большинство преступлений совершается ночью, под градусом. Да и то она работала только в Центральном и Адмиралтейском районах. Позже туристическую полицию ликвидировали. А она реально нужна. Мнение сотрудника ГУ МВД по СПб и ЛО: «Конечно, в туристической полиции есть необходимость. Главное, чтобы знали английский язык, могли быстро вступить в коммуникацию с иностранцем. Но таких кадров на данный момент просто нет. В нашей полиции двух регионов работает всего 38 тысяч человек. Это на два мегаполиса с населением, считая мигрантов, около 12 миллионов человек. Тут уж не до изысков, есть дела поважнее. Надо в турполицию набирать гражданских людей, но юридически им трудно надеть погоны, есть закон «О полиции» от 2011 года, и он регламентирует довольно долгую учебу, чтобы официально представлять правоохранительные органы».
Подытоживая. Первое. Проблема преступлений в отношении иностранцев в Петербурге имеется. Мешает туристической привлекательности города. Второе. Их по внутренней статистике полиции на три четверти совершают отнюдь не коренные петербуржцы. Третье. Может, стоит бороться не со следствием, а причиной – почему в Питере столько нелегалов, у которых часто основной заработок откровенный криминал, в том числе куча фактов насилия в отношении иностранных туристов, студентов и особенно студенток?