Совсем недавно прошла крупнейшая в стране ежегодная выставка Велокульт. На ней мне довелось лично пообщаться с продакт-менеджерами и руководителями ряда крупных и не очень велокомпаний. После чего могу с уверенностью сказать – на просторах СНГ совершенно точно умеют придумывать добротные современные велосипеды. И воплощать в жизнь с достойным уровнем качества – используя в качестве средства производства наших китайских соседей.
Убедиться в этом лишний раз мне удалось с компанией Borant, чей карбоновый гревел Phantom версии 2024 года мы собирали из коробки. Впрочем, говорить о версиях с указанием года не совсем корректно. Основа – неизменный фреймсет (рама+вилка), к которому прилагается та или иная навеска на базе гравийных групсетов Shimano GRX. До настоящего времени это были 11-скоростные механические GRX RX600 и RX800, а также беспроводная электронная группа GRX Di2 R815.
Сейчас Borant добавил 12-скоростные топовые групсеты GRX RX610 и RX820 . Спойлер – по сравнению с аналогами от европейских компаний, стоимость ниже примерно на 200 000 руб.
В 2024 году эстетическое разнообразие Borant Phantom пополнилось фреймсетом в серебристой окраске.
Borant – история компании
Широкая аудитория вряд ли знает о Borant, да и найти в одном месте сжато всю интересную информацию о компании затруднительно. Недавно на нашем канале выходило интервью с представителем бренда, но речь шла по большей части о текущем положении дел. Тогда как предыстория Borant и первые шаги – весьма впечатляющее чтиво. Постараюсь вкратце пройтись по основным вехам.
Основатель компании – Анатолий Петрович Борисевич, в прошлом советский велогонщик, а затем конструктор. В частности разработал велосипед, на котором в конце 80-х трековая гонщица Ирина Сафонова выиграла Кубок СССР и два раза взяла бронзу на чемпионатах СССР.
В начале 2000-х к Анатолию Борисевичу обратился заслуженный тренер России по велоспорту Станислава Соловьева. С «простой» просьбой – создать передовые колеса для велосипеда трековой велогонщицы Наталья Цилинской. Это и стало отправной точкой для бренда Borant и долгой специализации на производстве карбоновых колес для трековых и шоссейных велогонок.
Разработка происходила при участии ученых Белорусского Политехнического Университета. Была предпринята попытка организовать производство под ключ в Беларуси, но в итоге основным партнером стала одна из фабрик на Тайване. Как раз в начале нулевых в стране происходило взрывное развитие производства углепластика гражданского назначения.
Впоследствии Наталья Цилинская на колесах от Анатолия Борисевича победила на 28 этапах кубка мира и восемь раз становилась чемпионкой мира. Были и другие громкие международные победы в шоссейных и трековых гонках различных спортсменов из России и Беларуси. Главным испытателем колес Borant для шоссейных велосипедов выступил Константин Сивцов, бронзовый призер в командной гонке с раздельным стартом чемпионата мира 2013 года. В 2015 году в этой же дисциплине на колесах Borant чемпионом мира стал Василий Кириенко.
Бренд Borant «родился» в 2009 году, а в 2010 году появился Borant Prime I – первое поколение карбоновых шоссейных велосипедов компании. Однако в ассортименте присутствуют не только карбоновые аппараты, но и трековые, шоссейные модели с алюминиевыми рамами. В том числе для юных гонщиков.
Borant до сих пор остается единственным брендом из СНГ, чей шоссейный велосипед прошел сертификацию UCI. Любой гонщик может участвовать на модели Borant Prime IV, четвертом поколении «Прайма», в международных стартах.
Также Borant является единственным в СНГ брендом с разрешением от UCI на самостоятельную сертификацию своих колес. Для этого по техзаданию UCI в Минске был построен специальный испытательный стенд.
Чудес не бывает – в начале пути Borant сменил несколько подрядчиков, перешел от Тайваня к китайским партнерам, столкнулся с необходимостью самостоятельно выстраивать строгий контроль качества. К настоящему моменту компания почти 8 лет сотрудничает с одним конкретным производством в Китае. К слову, для сертификации Prime IV представители UCI не просто как-то испытывали и рассматривали модель, а прежде всего посещали и изучали на соответствие своим стандартом именно фабрику-производителя.
Самый частый вопрос от гонщиков «в теме» – из какого карбона сделаны велосипеды Borant? Ответ – используется сочетание углепластика T700 и T800 как наилучшее с точки зрения прочности и оптимальной (но не излишней) жесткости. По словам Borant, некоторые недобросовестные производители заявляют производство своих моделей из самого дорогого карбона T1000 или T1100. На деле же в лучшем случае он применяется на отдельных участках, так как выполненная из него целиком рама становится слишком жесткой и хрупкой.
Технические характеристики Borant Phantom GRX800
Изучаем список параметров модели.
Рама Borant Phantom CF carbon
Вилка Borant Phantom CF carbon
Рулевая колонка FSA Orbit C-40-ACB
Подседельный штырь Controltech SLA SB10 SEATPOST 31.6 mm, алюминий
Вынос Controltech Falcon -8° Aero, алюминий
Руль Controltech CLS Gravel Flare 12°, алюминий
Шифтеры-тормозные ручки Shimano ST-RX800 / BL-RX800 1х11
Задний переключатель Shimano RD-RX812 11-42T
Тормоза Shimano BR-RX410-F / BR-RX810-R
Роторы FSA BRK MTB K-FORCE DB ROTOR DB010 160 mm
Цепь Shimano CN-HG601-11
Каретка FSA BB386EVO
Шатуны FSA Gossamer PRO 42T
Кассета Shimano Deore CS-M8100 11ск 11-42T
Покрышки Continental Terra Trail 700*40C ProTection TLR
Вилсет Vision TEAM 30 DISC CL TLR, алюминий, оси 12х100 мм / 12х140 мм
Седло Fizik Terra Aidon
Обмотка руля FSA Ultracork black
Гарантия На раму и вилку – 2 года, на прочее оборудование – 1 год
Вес 8.6 кг
Дополнительно бесплатный байкфит (доступно только в Минске-настройка посадки), бескамерная установка покрышек
О цене и конкурентах
О самом интересном, смотрим список версий и цены (слегка округленные).
Borant Phantom GRX600 – 260 000 руб.
Borant Phantom GRX800 – 298 000 руб.
Borant Phantom GRX815 Di2 – 359 900 руб.
С другой стороны, если вы рассматриваете велосипед в районе 300 000 руб, скорее всего вас ничуть не смутит заказ аппарата из-за рубежа (и без нормальной гарантии). Я внимательно изучил карбоновые гревелы 2023-2024 года в европейских магазинах и на сайтах производителей и пришел к выводу, что и с ними Borant Phantom выдерживает конкуренцию без труда. Да, некоторые производители «берут» более интересным дизайном рамы, расцветкой, специфическими высокотехнологичными (но скорее декоративными) решениями. Но и стоимость сразу возрастает до 400-500 тыс руб.
Справедливости ради, дело не только в «обертке», здесь обычно наблюдается оправданная переплата за карбоновые подседельные штыри, рули и выносы (у Borant Phantom эти элементы из алюминия) и т.д. Но герой материала позволяет не тратить эти +100 или +200 тыс. руб. в моменте, а самостоятельно решать в будущем, нужен ли вам апгрейд с таким бюджетом.
На заметку – по моим наблюдениям в случае с GRX часто производители прямо в названии модели указывают уровень групсета. Но в действительности велосипед может представлять дикий микс из компонентов GRX RX400 и RX600 – и обладать лишь задним переключателем от GRX RX820. Иногда в названии приводится GRX RX822, видимо чтобы выделить аппарат на фоне конкурентов с RX820. В действительности это никакая не более продвинутая версия групсета, а всего лишь наименование как раз заднего переключателя серии RX820.
Borant Phantom: от идеи до производства
Borant Phantom целенаправленно разрабатывался как спортивный снаряд, скажем, с прицелом на велокросс, быстрый и легкий. Именно поэтому перед нами трансмиссия с одной передней звездой, а не более «гражданский» двойник.
Изначально модель в силу названной выше причины не подразумевала наличие множества бонок. Однако на этапе тестирования предсерийных образцов был «услышан» запрос на адаптацию рамы и вилки под такую замечательную вещь, как велотуризм. Поэтому фреймсет подвергся внушительной доработке, чтобы любители увлекательных дальних поездок с объемным багажом ничем себя не ограничивали.
На мой взгляд, иметь бонки про запас для расширения сферы применения велосипеда – отличный ход. Увы, этим могут похвастаться далеко не все производители. Очень часто даже ведущие бренды в своих топовых аппаратах останавливаются на идее того самого спортивного снаряда, без «базы» для велопутешествий.
Кстати, бонки стали главным результатом тестирования модели среди почти полусотни райдеров – в остальном изменения в предсерийный проект не вносились.
Отмечу, что я уже наблюдал у отдельных блогеров сомнения касательно того, выдержит ли Borant Phantom походы с тяжелой загрузкой. Производитель планирует проверить это ближайшим летом в ходе реальных путешествий. Пока же о прочности фреймсета говорит один простой факт – с 2023 года на Borant Phantom в велокроссе пересел крупнейший в Беларуси велоклуб «Минск». Результат – первые четыре места по итогу чемпионата страны заняли гонщики именно этого клуба.
Велокросс представляет собой крайне интенсивные закольцованные гонки по пересеченной местности с большими перепадами высот, обилием грязи и песка, рукотворными препятствиями. Проще говоря, велосипеды здесь никто не бережет, ударные нагрузки – посерьезнее, чем в велотуризме. Поэтому в прочности Borant Phantom сомневаться не приходится.
Как показывают мои наблюдения и общение с любителями катания на велосипеде, своя, достаточно четкая ниша, просматривается как для одной звезды спереди, так и двойника. На мой взгляд, «сингл» - выбор любителей более спортивного применения, скоростного прохождения веломаршрутов либо поездок длительностью до одного дня при отсутствии значительного багажа. Зато как только речь заходит о велотуризме, походах с ночевкой, сумках с грузом под 20 кг – тут обычно даже любители эстетики одной звезды сдаются и обращаются к двойникам.
С учетом спортивного прошлого (да и настоящего) бренда Borant, у меня не вызвала вопросов одна звезда.
О циферках.
Спереди – большая звезда на целых 42 зуба, сзади – кассета весьма умеренного диапазона 11-42T. Если вам это ни о чем не говорит, поясню – для активного покорения горок при одной передней звезде – на мой взгляд – желательно наличие «сковородки» с самой большой звездой хотя бы от 46 зубьев (максимум – 52). Понятно, что нужно учитывать размер передней звезды, но тем не менее.
При этом передняя звезда вдобавок – весьма крупная, 42 зуба. Сразу уточню, что это нормальное решение, такой же размер выбирают многие ведущие производители в рамках карбоновых гревелов, тот же Colnago. И кассеты у «топов» встречаются как у Borant Phantom, с диапазоном 11-42T.
Очевидно, ставка делается на то, что карбоновый велосипед с низким весом требует затрачивать меньше усилий при педалировании и потому производитель может позволить устанавливать менее крупные кассеты.
В версиях Borant Phantom с GRX RX610 и RX820, доступных по предзаказу, предлагается уже более широкий диапазон с кассетой 10-45T.
Комфортная тишина заднего переключателя
Переключатель Shimano RD-RX812 и кассета Shimano Deore CS-M8100 радуют четкой и тихой работой. Никаких нареканий, впрочем как и чрезмерного восторга. Однако , суть подобных компонентов заключается не только в неких ярких эмоциях в моменте, но и возможности эксплуатации из сезона в сезон с высокой интенсивностью.
Руль-баран после горного велосипеда
В условный минус руля-барана запишу то, что он оставляет ну очень мало места для отрабатывания рельефа руками. В руле-палке мы отводим локти в стороны и превращаем руки в амортизаторы с большим ходом. Особенно в «атакующей позиции», когда мы привстаем и снимаем нагрузку с рук, перенося ее на корпус и ноги. С рулем-бараном такой фокус не проходит, здесь особо локти не разведешь.
Что не понравилось
Каких-то серьезных причин для критики Phantom Borant я не нашел. Единственный субъективный момент – хотелось бы либо спереди звезду поменьше, либо сзади – кассету побольше. Но, допускаю, что после регулярных тренировок и роста уровня физподготовки эта «претензия» отпала бы сама собой.
Также Borant явно не помешает в будущем разнообразить цветовую палитру и дизайн оформления (а не просто «заливку»), это определенно пойдет на пользу Phantom. Но пока бренд в первую очередь сосредоточился на технической составляющей модели, что можно только приветствовать.
Выводы
Стоит ли Borant Phantom своих денег? Да, на 100%. В объективном сравнении с гревелами схожего уровня других производителей модель показывает себя более чем конкурентоспособной. При этом ,по моим наблюдениям, все ключевые конкуренты находятся вне России и ,как правило, стоят на 200 000 руб дороже. Для покупки нужно будет как-то заморачиваться доставкой и «бонусом» получать отсутствие нормальной гарантии. Помним, что у Borant Phantom мы получаем бесплатный байкфит и бескамерную установку покрышек.
Насколько полезен и оправдан сверхнизкий вес велосипеда? Нагрузка безусловно снижается, велосипед очень резво «выстреливает». При средней скорости до 20 км/ч (например, в городе по тротуару) – реально не успеваешь уставать. Но нужно понимать, что в рамках веломарафонов на первом месте стоит ваша физическая подготовка. Здесь карбоновый гревел даст дополнительное, но не ключевое преимущество.
Есть ли «профит» от карбоновой рамы в плане флекса и амортизации? Для действительно информативного ответа мне все же не хватает опыта катания. Но в ближайшее время я восполню этот пробел. По текущим впечатлениям – флекс есть, карбон позволяет лучше отрабатывать мелкие препятствия, ветки-камушки и мелкие ямы.
Насколько вообще модель с жесткой вилкой подходит для катания по лесной местности? Лично мое мнение – с амортизационной вилкой было бы слегка веселее в плане безопасности при возникновении внезапных крупных препятствий или ям.
Если вы желаете узнать больше о Borant Phantom – добро пожаловать на официальный сайт компании.