Найти в Дзене

Животный мир

картинка из интернета
картинка из интернета

Ж и в о т н ы й м и р. В различных мифопоэтических традициях животные, птицы, рыбы, насекомые (как реальные, так и фантастические, а также гибридной природы, в том числе зооантропоморфные, - жар-птица, симург, феникс, супарна, сы лин, Кулулу, Оанесс) фигурируют иногда в качестве божеств (особенно в мифологии египетской, ацтекской, индуистской, китайской), демиургов (см. например, в ст. Ульгенеь, Куль-отыр, Цагн, сэли, дябдар), культурных героев (см. Тинирау, Йель, Бунджиль, Нденгеи, Фуси, Нюйва), трикстеров (см. Ворн), тотемных предков  (например, Хомпороуунь, хотой, Байаме, Мюйюздюу эне), духов-покровителей природных угодий (например, Седна, Торнгарсоак), помощников мифологических персонажей (особенно шаманских мифах), их атрибутов, либо символов (например, у Зевса, Артемиды, Афины, Пирвы, Нингирсу), ипостасей антропоморфных персонажей либо их временных,  случайных форм (см. например, в ст. Аватара, Дионис, Посейдон, Ликаон, Волх; ср. метаморфозы), наконец, как объект ритуала жертвоприношения (ср. ашвамедха). Используются в различных классификациях, являющихся способом объяснения человеком самого себя и всего мироздания (ср. например, двенадцатилетний календарный цикл у народов Центральной и Юго-Восточной Азии); ср. также умирающий и воскресающий зверь. В соответствии с традиционной трёхчленной моделью мира и соответственно мирового древа по вертикали располагаются и животные. С вершиной древа соотносятся птицы (служащие также для связи космических зон), особенно часто орёл или фантастическая птица ( ср. Анзуд, Див), иногда две птицы, как бы дублирующие солнце и месяц, пчела (ср. Бубилас, Анигал), с серединой соотносятся копытные, иногда пчёлы. С низом дерева (его корнями) связаны лягушки, мыши, рыбы (с последним особенно ассоциируется мотив смерти - воскрешения, ср. Иона, Гунь), бобры, выдры, медведи, змеи или другие хтонические животные, насекомые (часто созданные злыми божествами, в наказание людям, ср. в ст. Вельзевул, Храфстра, Ича, Хоседэм, Калбесэм). В рамках тем не менее основного индоевропейского мифа громовержец (чей атрибут - животное, часто - птица, особенно орёл) поражает своего противника (чаще всего змея, фантастическое чудовище) в нижнем мире и освобождает, возвращая на землю, похищенный скот (ср. Индра и  Вритра, Вала). Ср. аналогичный мотив в египетской, в западно-семитской мифологиях (Ра и Апоп, Этана). Иногда животные выступают как образ какой-либо космической зоны (например, корова-небо Нут, локапалы). Распространены представления о душе в виде животных, бабочки, мотылька (см. в ст. Психея), птицы (ба). В позднейшей традиции чудесные животные - символы божественных качеств (ср. Единорог).