В конце мая в Сеуле прошёл девятый по счету трёхсторонний саммит Восточной Азии, который состоялся после четырёхлетнего перерыва, вызванного пандемией и обострением разногласий между его участниками на фоне роста геополитической напряжённости. В нем приняли участие президент Южной Кореи Юн Сок Ёль (Yoon Suk Yeol), премьер-министр КНР Ли Цян и премьер-министр Японии Фумио Кисида. Главной темой встречи было заявлено развитие и укрепление сотрудничества и поддержание стабильности в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Она прошла в юбилейный 25-й год с момента, когда три страны договорились о ежегодном проведении встреч руководителей трёх государств для обсуждения вопросов регионального сотрудничества, что заставило их отложить в сторону острые политические разногласия и сконцентрироваться на поиске компромиссов для решения практических вопросов сотрудничества.
В ходе встречи Китай и американские союзники Южная Корея и Япония стремились снизить взаимное недоверие на фоне обострения противостояния между Пекином и Вашингтоном в АТР и вокруг Тайваня и их углубляющегося трёхстороннего сотрудничества с США в военной и технологической областях. Премьер Госсовета КНР Ли Цян на открытии саммита назвал встречу «новым стартом и новым началом» и призвал к всеобъемлющему восстановлению сотрудничества между тремя ведущими экономиками Восточной Азии. При этом добавил, что для этого необходимо отделить экономику и торговлю от политики, отказавшись от протекционизма и разделения цепочек поставок.
В совместном заявлении участники высоко оценили итоги проведённых с 2008 г. восьми предыдущих саммитов и работу созданного в 2011 г. Секретариата трёхстороннего сотрудничества (Trilateral Cooperation Secretariat – TCS), которые, по их мнению, заложили «прочную основу» сотрудничества Китая, Японии и Южной Кореи. При этом они отметили, что трёхстороннее сотрудничество в различных областях углубилось и стало «значимой платформой» развития региональных связей. Одновременно стороны подтвердили обязательство реализовать принятое на предыдущем саммите в ноябре 2019 г. и ориентированное на 2020-е годы «Видение трёхстороннего сотрудничества в следующем десятилетии» (Trilateral Cooperation Vision for the Next Decade).
Со ссылкой на то, что Китай, Южная Корея и Япония являются странами-соседями, связаны общей историей и «бесконечным будущим», а также обладают значительными потенциалами для развития связей во многих областях, участники встречи договорились сотрудничать по трём основным направлениям:
– закрепление институционализации на основе регулярного проведения «без задержек» саммитов с участием лидеров трёх стран и встреч министров иностранных дел при одновременном укреплении предметного сотрудничества в формате межправительственных консультаций высокого уровня с участием министров по вопросам образования, культуры, туризма, спорта, торговли, здравоохранения и сельского хозяйства;
– достижение «существенных» результатов трёхстороннего сотрудничества. Для этого стороны будут «определять и реализовывать» взаимовыгодные проекты в шести приоритетных областях, к которым отнесены: поставленные на первое место гуманитарные обмены; устойчивое развитие с упором на реагирование на изменение климата; экономическое сотрудничество и торговля; общественное здравоохранение и старение общества; сотрудничество в сфере науки и технологий, включая цифровую трансформацию; помощь при стихийных бедствиях и связанная с этим безопасность;
– продвижение трёхстороннего сотрудничества в формате «3+Х» с подключением к нему других стран.
В рамках расширения гуманитарного сотрудничества стороны будут стремиться довести к 2030 г. обмены по линии культуры, туризма и образования до 40 млн человек. Также заявлено о намерении расширить принятую в 2011 г. программу межуниверситетских обменов CAMPUS Asia за счёт присоединения к ней учебных заведений АСЕАН и довести к 2030 г. общее число принятых на обучение студентов с нынешних 15 до 30 тыс. Участники также определили 2024–2025 гг. «годами культурных обменов», поддержали создание Трёхсторонней группы мудрецов (Trilateral Visionary Group) с участием выдающихся деятелей трёх стран для подготовки ими предложений по улучшению сотрудничества, а также формирование сети взаимодействия аналитических центров трёх стран (Network of Trilateral Cooperation Think-Tanks).
Стороны признали, что их совместные усилия в сфере экономики и торговли играют важную роль для процветания и стабильности региональной и мировой экономик и поэтому они будут вместе стремиться сократить разрыв в развитии стран региона. Для этого они будут сотрудничать в реформировании и укреплении ВТО, а также «продолжат дискуссии» по ускорению переговоров о подписании между ними соглашения о свободной торговле. При этом одновременно поддержат работу секретариата многостороннего Соглашения о всеобъемлющем региональном партнёрстве (Regional Comprehensive Economic Partnership) по приёму в него новых членов. Заявив о поддержке открытых рынков и важности взаимодействия по укреплению цепочек поставок, участники поддержали проведение в 2024 г. трёхстороннего Форума предпринимателей (Trilateral Entrepreneurs Forum) и укрепление сотрудничества на местном уровне по типу Конференции по экономическому и технологическому обмену региона Жёлтого моря (Yellow Sea Rim Economic and Technology Exchange Conference).
Также подтверждена важность сотрудничества в области науки и технологий, включая искусственный интеллект, и заявлено о намерении возобновить проведение трёхсторонней встречи на уровне министров для обсуждения этой темы. В этой связи была отмечена важность научного сотрудничества в области инноваций для повышения уровня исследований и конкурентоспособности промышленных, а также зелёных и низкоуглеродных технологий.
Отдельно было заявлено о важности дальнейшего укрепления сотрудничества трех стран на уровне министров финансов и руководителей центральных банков в формате АСЕАН+3. При этом участники поддержали создание механизма быстрого финансирования (Rapid Financing Facility) с привлечением имеющихся у них свободно конвертируемых валют, а также сообщили о плане использовать Фонд сотрудничества АСЕАН+3 для поддержки стартапов в регионе. В связи с десятилетием сотрудничества организаций трех стран по охране интеллектуальной собственности было принято специальное совместное заявление о его дальнейшем углублении.
Участники встречи заявили, что поддержание мира, стабильности и процветания на Корейском полуострове и в Восточной Азии служит их общим интересам и входит в их ответственность. При этом они признали, что трехстороннее сотрудничество развивается в тесном взаимодействии с АСЕАН и согласились с необходимостью его продолжения в рамках таких структур, как АСЕАН+3, Восточноазиатский саммит (East Asia Summit) и Региональный форум АСЕАН (ASEAN Regional Forum). Одновременно стороны вновь подтвердили намерение наладить тесное сотрудничество при решении острых международных проблем не только на трехсторонней основе, но также в рамках Совета безопасности ООН, членами которого они являются в 2024 г. Три страны также будут совместно работать при подготовке очередного саммита АТЭС, который состоится в Южной Корее в 2025 г.
После завершения трехсторонних переговоров участники встречи также выступили на организованном в рамках саммита бизнес-форуме перед руководителями и представителями ведущих компаний трех стран, которые обсуждали как можно поддержать экономику и добиться устойчивого развития Восточной Азии в условиях возрастания геополитических рисков. Выступивший там президент Южной Кореи призвал участников к расширению торговли и инвестиционного сотрудничества в регионе, заявив, что «правительства и компании трех стран должны оживить торговлю и инвестиции в регионе и совместно решать такие глобальные проблемы, как изменение климата в Восточной Азии и за ее пределами на основе взаимного уважения и доверия». Его также поддержали японский премьер и премьер Госсовета КНР, которые сообщили о возобновлении переговоров по заключению трехстороннего соглашения о свободной торговле. Итогом обсуждений представителей делового мира стало совместное заявление Торгово-промышленной палаты Южной Кореи (Korea Chamber of Commerce and Industry), Федерации бизнеса Японии (Keidanren) и Совета поддержки международной торговли Китая (China Council for the Promotion of International Trade) в котором указано, что бизнес-сообщества трех стран «обязуются сотрудничать в продвижении цифровой трансформации, стимулировании торговли и стабилизации цепочек поставок». Участники форума также договорились о создании рабочих групп по этим направлениям, а также искусственного интеллекта для «изучения» вопросов экономического сотрудничества между частными компаниями.
Китай в целом позитивно оценил итоги трехсторонней встречи в Сеуле, отметив достижение «значительного прогресса по многим направлениям». В том же ключе рассматриваются результаты состоявшихся накануне общей встречи двусторонних переговоров. Китайский премьер договорился с южнокорейским президентом об ускорении переговоров о заключении соглашения о свободной торговле и о начале двустороннего диалога в формате «2+2» с участием министров иностранных дел и экономики двух стран. Итогом переговоров с японским премьером стали договоренности о проведении нового раунда диалога на уровне министров по вопросам экономики, а также консультаций по выработке механизма реализации гуманитарных и культурных обменов. Китайские СМИ и специалисты называют состоявшиеся переговоры «хорошим стартом» для активизации экономических и торговых связей между тремя странами. При этом отмечают наличие большого потенциала для углубления сотрудничества в таких областях, как цифровая и зеленая экономики, а также промышленность и цепочки поставок. В то же время подчеркивается, что большим препятствием на пути возобновления сотрудничества трех стран являются США. Поэтому Китай считает, что три страны находятся в «критической точке» перезагрузки трехстороннего сотрудничества, ориентированного в будущее. Одновременно выражается надежда, что Япония и Южная Корея на основе достигнутых договоренностей будут действовать независимо и принимать решения исходя из своих национальных интересов и общих интересов всего региона.
Проведение и итоги трехсторонней встречи в Сеуле следует рассматривать как ответ КНР на состоявшийся в августе 2023 г. в американском Кэмп-Дэвиде трехсторонний саммит лидеров США, Японии и Южной Кореи, где его участники договорились об активизации военного сотрудничества и укреплении экономической безопасности в регионе, граничащем с Китаем. В отличие от Вашингтона Пекин делает ставку на укрепление экономических связей со своими соседями поскольку является их главным торговым партнером, и на долю трех стран Восточной Азии приходится около 25% мирового ВВП и 20% всей мировой торговли. При этом Китай стремится к скорейшему началу переговоров и заключению трехстороннего соглашения о свободной торговле, рассматривая более широкое экономическое сотрудничество на его основе в качестве важного средства поддержания мира и стабильности в регионе. Объективно все три страны заинтересованы в продолжении сотрудничества и обеспечении необходимой для этого региональной стабильности, однако в разной степени и в зависимости от уровня и глубины отношений с США, а также зигзагов американской политики в АТР. Поэтому прошедшие после долгого перерыва трёхсторонние переговоры высокого уровня и содержание ориентированного в будущее совместного заявления с упором на закрепление диалога и развитие гуманитарных связей вселяют определенную надежду. Однако реальная значимость достигнутых договоренностей будет зависеть от их реализации и достижения конкретных результатов, которые проявятся на очередном полноценном саммите лидеров стран Восточной Азии в Токио в 2025 г. При этом прорыва и весомых результатов ожидать не стоит. Сразу через несколько дней после встречи в Сеуле в Вашингтоне прошли переговоры заместителей министров иностранных дел США, Японии и Южной Кореи, на которых они подробно обсудили ее итоги. Госдепартамент назвал переговоры «ключевым продолжением исторического саммита в Кемп-Дэвиде», направленным на укрепление трехстороннего сотрудничества союзников в области экономической безопасности, критических и новейших технологий и безопасности на море. Они также договорились о создании постоянного секретариата для повышения уровня взаимодействия и согласования политики трех стран.