«В России две беды – дороги и дураки» - эта старинная фраза, приписываемая разным историческим личностям, по-прежнему актуальна и в российской тюрьме тоже.
В следственном изоляторе слово "дорога" имеет совсем другой смысл, не как у нормальных людей, и является одной из рутинных бед, с которой сталкиваются сотрудники СИЗО, ведущие ежедневную борьбу за соблюдение заключёнными требований режима содержания.
Режим – это законодательно определенные порядок и условия содержания в СИЗО лиц заключённых под стражу. Он включает в себя всю совокупность ограничений, применяемых к узникам, их изоляцию и надлежащий контроль. В понятие режим включается также внутренний распорядок в следственных изоляторах, который регламентирует образ жизни заключённых, их права и обязанности, а также права и обязанности сотрудников учреждения и всех прочих лиц, находящихся на территории учреждения.
Тюремная дорога – это действующий канал общения заключённых находящихся в разных камерах и на разных корпусах следственного изолятора.
В каждой «порядочной» камере (поддерживающей ихние традиции) в обязательном порядке выделяются несколько человек, так называемых «дорожников», которые отвечают за непрерывное её функционирование и письменный учёт переправляемых грузов. Эта работа считается очень важной и полезной для общего дела. «Дорожники» пользуются рядом привилегий в камере, им выделяются хорошие спальные места, сигареты, чай и продукты из общака. Наиболее активно «дорога» используется заключёнными в ночное время, когда на территории СИЗО минимальное количество сотрудников и соответственно риск «спалиться» и потерять передаваемый груз минимален. За потерю важного груза с «дорожников» строго спрашивают, могут убрать с «дороги» и «посадить на метлу» (убираться в камере).
Функционирует дорога весьма просто. Груз – "бандюк", который необходимо передать по «дороге», тщательно упаковывается в целлофан, затем помещается в специально сшитую из плотной ткани небольшую сумку продолговатой формы и посредством самодельных веревок натянутых через оконную решётку попадает в другую камеру. Перед тем как натянуть основную верёвку – «коня», натягивается тонкая – «невидимка» из ниток, для её натягивания используются разные способы, в том числе сделанные из бумаги духовые ружья. Дело это хлопотное и не быстрое, но времени у сидельцев хоть отбавляй. Невидимку могут оставить висеть и днём.
Верёвки-канаты заключённые изготавливают сами, плетут из имеющихся в камере простыней и различных вещей (верхней одежды). Этим объясняется всесезонный поток вязанных свитеров, передаваемых сердобольными родственниками якобы подмерзающим сидельцам. Верёвки затем тщательно прячут в камере, делая тайники в различных местах. При проведении в камере обыскных мероприятий сотрудники верёвки изымают, а заключённые делают их снова и этот процесс поистине бесконечный.
«Дорога» для заключённых святое. По дороге передаётся переписка с подельниками и другими лицами, а так же «грев» (сигареты, продукты, вещи, телефоны, намного реже деньги).
С «дорогой» понятно. А что с дураками?
В России дураков всегда было и есть немало, но их концентрация в местах содержания под стражей (СИЗО и ПФРСИ) и отбывания наказания ( ИК, ЛИУ и тюрьмы) в расчете количества дураков на квадратный метр, намного больше чем в обычной жизни.
Читатель может подумать, что дураки – это сотрудники СИЗО блукающие по территории и не удосуживающиеся взглянуть вверх на паутину «дорог» из верёвок, особенно колоритно выглядевшую в свете луны и прожекторов. Почти как ночное царство человека-паука. И читатель ошибется! Дураки, как раз сидят в камерах и используют дороги для общения с подельниками и решения вопросов по своим уголовным делам. Сотрудники регулярно смотрят вверх, вниз, в сторону и снимают дороги с грузами, в том числе с перепиской. Верёвки отправляются в помойку, а переписка...
Ещё одним каналом общения заключённых и передачи грузов в другие камеры могут быть так называемые «кабуры» – замаскированные межкамерные отверстия, которые сидельцы проделывают в стенах, потолочных перекрытиях, полах камер (в многоэтажных корпусах). Чтобы межкамерные отверстия не были обнаружены сотрудниками, их часто делают под кроватями и старательно маскируют. Конечно же , чтобы проделать даже небольшой отверстие в очень прочной стене необходимо сильно потрудиться приспособленным металлическим предметом – "бедой". Времена графа Монте-Кристо, десятилетиями ковырявшего стену ложкой, остались в прошлом, вместе с железными ложками. Современность прессует время, алюминиевые ложки идут на заточки, а для проделывания межкамерных отверстий используются оторванные от камерных кроватей железные полосы. Заготовленную "беду", заключенные умело прячут, так как повреждения решёток, кроватей и другого камерного инвентаря умело выявляют сотрудники в ходе технических осмотров и обыскных мероприятий. После этого обычно следует поиск лиц причастных к порче камерного инвентаря и неизбежное взыскание. Обнаруженные сотрудниками отверстия заделываются, а через время опять проделываются заключёнными.
В любом СИЗО всегда ведётся активная работа по выявлению каналов связи между заключёнными и их пресечению. Изымаемая переписка тщательно изучается и если содержит информацию по уголовным делам, передаётся следователям и другим кому положено.
Счастливого пути, а дураков с новым сроком!
Естественно, что с развитием средств мобильной связи, доля переписки в «дорожном» грузопотоке существенно сократилась...
Подробнее в нашей книге "О СИЗО: путеводитель по следственному изолятору и тюремной медицине" https://www.litres.ru/book/a-o-bakunin/o-sizo-putevoditel-po-sledstvennomu-izolyatoru-i-turemnoy-medi-63697967/