Елизавета Лихачева, директор Пушкинского музея – и профессионал своего дела и человек интересный. А потому делюсь с вами цитатами из её интервью Томскому государственному университету. Разговор был о молодежи, науке, искусстве и, конечно, музейном деле.
Об автономии университетов:
- Автономия – крайне важный фактор развития университета, потому что человеческий ум находится иногда за пределами общепринятых человеческих правил.
Об особенностях университетских музеев:
- Во-первых, университетские музеи должны быть частью образовательного процесса. Во-вторых, они должны быть на острие науки.
О науке:
- Наука – это то место, куда могут двигаться люди, не имеющие ничего ненужного.
Об искусстве:
- Искусство – один из способов познания мира. Ребенок, когда встает на ноги, начинает рисовать на стенах, и это не ужас - это постижение мира. Так ребенок начинает рефлексировать окружающую его реальность через искусство.
- Для того, чтобы познавать мир через науку нужен определенный бекграунд, а через искусство – ничего.
Об общем между наукой и искусством:
- Искусство, как и наука – территория свободы, потому что в момент, когда художник работает над своим произведением, диктовать правила ему может разве что его муза.
О том, что может стать вдохновением для творца:
- Как у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора // растут стихи, не ведая стыда…». Все, что угодно. Наука в том числе. В свое время мой преподаватель вывел прекрасное определение культуры: «Знание человека о себе – это наука, отношение мира к себе – это искусство, передача знаний и отношений следующим поколениям – это образование. Все вместе - культура.»
Об онлайн-выставках:
- Музей дает возможность своими глазами увидеть гениальные произведения искусства. Никакой онлайн вам это не заменит. Общение с подлинником – это опыт.
- Поглядев на экран телефона ты не сможешь почувствовать вкуса настоящей еды, хорошего бокала вина, поцелуя на губах, дуновения ветерка. Никакой онлайн не даст тебе ощущения утреннего мороза на щеках.
- Виртуальный музей может дать представление, но не заменит музея. До тех пор пока есть наш вид «Человек разумный» будут существовать наука, искусство, культура.
Об искусственном интеллекте:
- Я не верю в искусственный интеллект. Он всегда будет вспомогательным. Никакая математическая система не переплюнет возможности человеческого мозга.
О посетителях музея:
- Это не правда, что после ковида упало посещение музеев. Сейчас бум.
- Не стоит проблема привлечения людей в музей, стоит другая проблема: сделать так, чтобы они вернулись. Потому что, когда человек первый раз приходит в музей – это процесс узнавания. Но если ему там будет скучно, плохо, душно – он придет и больше не вернется.
О привычке ходить в музеи:
- Привычка ходить в музеи постоянно, потребность в искусстве за счет постижения, потребления качественного искусства – вот это проблема, потому что люди норовят все время соскочить на суррогат. Это проблема фастфуда. Фастфуд купить быстро, а на приготовление нормальной еды надо затратить усилия. В современных реалиях простота получения результата превалирует.
О молодежи в музее:
- Молодежь не ходит в музей, потому что её никто не приучил. Эта проблема есть всегда.
- Для меня в детстве сходить в музей было привычно – это к маме на работу. И я помню шок, когда в 6-ом классе мы пошли в Пушкинский музей классом, и многие одноклассники были в музее в первый раз. Я к тому времени знала что где стоит, все залы, понимала этикетки.
- Не надо привлекать молодежь в музей – она туда ходит. Вопрос: как её там оставить, как научить говорить на языке художника. Это часть нашей работы. Поэтому мы стараемся сотрудничать с учебными заведениями, расширять наше поле.
О том, что интересует молодежь:
- Мне кажется, что молодежь интересует то же, что и пенсионеров. Вообще мысль о том, что есть идея, которая работает только на определенную аудиторию, тупиковая по сути.
О том, чему необходимо научить молодежь:
- Вот то, что действительно надо делать, так это учить молодежь работать с огромным количеством контента, который на них навалился. Так как система образования подменена получением знаний, а ведь образование – это, повторюсь, не знание, а система знаний. Видите разницу? Образование – это знать, где можно посмотреть.
- Если какая-то информация тебе не нужна постоянно, ты её забываешь. Но если ты человек образованный, ты знаешь какие-то базовые вещи, а дальше знаешь, что, чтобы посмотреть глубже, тебе надо обратиться к источнику. И понимание вот этой системы образования, системы поиска информации – это то, что нужно возрождать. Потому что в какой-то момент, почему-то, образование превратилось в набивание головы ненужной информацией в бешенном темпе, с которой никто не умеет работать. Старшее поколение с этим еще умеет справляться. Нам было сложнее добывать информацию. Пока ты её добываешь, ты научишься расставлять её по полочкам.
- У нас сейчас процесс образования старый, академический, а процесс получения информации сильно изменился. Телефон достал и "раз-раз". Поэтому теперь нужны навыки работы с этой информацией и запоминания, а этого у молодежи нет, в том числе и по работе с визуальной информацией.
О напутствии молодежи:
- Учитесь. Образование – это не окончательный процесс. Ни один серьезный ученый, ни один художник никогда не заканчивает процесс обучения. Никогда не ограничивайте себя: пробуйте, экспериментируйте, потому что, черт возьми, может сработает! И вот это «Черт возьми, может сработает!» и двигает науку вперед.
О цивилизационном кризисе:
- Как учить, чему учить – это, на мой взгляд, самый актуальный вопрос. Мы рискуем потерять цивилизацию, переживаем цивилизационный кризис.
- У нашей страны из всех европейских культур самый большой шанс цивилизационный кризис пережить, что, вообще-то, парадоксально. Весь 20 век мы находились на грани выживания, а сейчас есть реальный шанс пережить то, что сейчас надвигается.
- Цивилизационный кризис связан со многими факторами, и это я вам говорю как искусствовед. Если вы посмотрите на предшественников кризиса античной цивилизации, то вы поймете, что все налицо.
- У нас задача в этом кризисе придумать такую систему образования, чтобы сохранить, пусть не все, но какую-то часть в будущем. Потому что очень жалко потерять. Очень жалко жить в мире без Рафаэля.