Найти тему
Амбассадор уютного дома

Русский стиль. Как он зарождался и есть ли он сейчас?

Я всех приветствую на канала «Амбассадор уютного дома» и тему русского стиля в интерьере, дизайне, искусстве и архитектуре я неоднократно поднимала на своем канале и даже сделала подборку, так как она меня очень волнует и именно на эту тему я иногда пишу статьи и снимаю видео

Что такое русский стиль? Как он создавался?

Почему он стал так актуален сейчас? На эти вопросы попробовали ответить дизайнеры, организаторы и кураторы ежегодной выставки «Трын*Трава. Вы помните, мы на ней побывали прошлой осенью

Современный русский стиль» Элина Туктамишева, Ирина Батькова и Светлана Попова.

«Образы, которыми мы мыслим, были придуманы в 19 веке. Это была такая большая государственная программа, которая длилась несколько десятилетий. Разношерстный народ на больших территориях нужно было как-то объединять. Так рождается русский стиль». Его создали талантливые люди для конкретной задачи. Сейчас в нашей культуре происходят аналогичные процессы.

Элина подчеркнула, что русский человек - «он про то, как подковать блоху». Про ювелирность и уникальность.

Повторение и тиражирование произведений искусства невозможно, так же как и масштабировать идеи талантливых дизайнеров на производстве.

Элина предлагает отталкиваться в своем новом творчестве не от последних произведений искусства, например, эпохи СССР, а от истоков, когда русский стиль зарождался в 19 веке и пробовать переосмыслять именно те первые идеи.

-2

«Когда вы себе допускаете это сомнение, у вас открывается невероятный потенциал для того, чтобы творить, потому что рамок нет, образов нет. Вы сами творцы этих образов. Вы сами придумываете этот современный русский стиль, который сейчас так нужен».

-3

Дизайнер, художник, создатель премиального бренда шелковых историй о России «Птица Сирин», соорганизатор и куратор ежегодной выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль» Ирина Батькова поддержала свою коллегу и отметила, что в сказках нет упоминаний и четких описаний, как выглядел тот или иной предмет или персонаж. Все образы, которые нам знакомы, создали художники СССР.

Но если отталкиваться в своем творчестве только от первоисточника, то можно совершить невероятные открытия и изобрести новые образы.

Причем есть люди, которые долго и упорно ищут русский стиль и никак не могут его найти. А есть те, у которых это в крови. У таких людей есть так называемая «врожденная грамотность», наслушанность фольклорными историями. Они могли, например, жить у бабушки в деревне и знакомиться с детствами со всеми национальными образами и обрядами.

Элина заметила, что часто бывает так, что человек что-то сделал, а затем продолжает крутиться вокруг этой идеи, не придумывая ничего нового. Либо кому-то бывает нужно отработать какую-то идею, и человеком больше руководят бизнес-цели.

Элина рассказала, что матрешка, например, была придумана Звездочкиным. Прототип этого изделия - «ставчик». Это миски, которые ставятся друг в друга и сверху накрываются.

-4

В русской избе было немного места, поэтому такой функциональный дизайн посуды был необходим — продолжила рассказ дизайнер, декоратор, организатор и куратор выставки Светлана Попова.

-5

Спикер подробно изучала историю старинной русской посуды и переосмысляла ее в своих работах из хрусталя.

Производители: Гусевской Хрустальный Завод им. Мальцова
Производители: Гусевской Хрустальный Завод им. Мальцова

Светлана также «оживила» такое понятие как «паужник» — плетенный округлый контейнер для еды.

«Продолжаю работу с предметами деревенского быта Русского севера, с утраченными словами и традициями. На основе этих знаний создаю новые предметы, мебель, которые, благодаря дизайну и современным технологиям, могут вернуть в современный стиль жизни забытые понятия. На выставке представляю продолжение коллекции «Паужна», вазы «Веретено» и хрустальное блюдо «Сельница».

-7

Комод «Колодозеро» Элины Туктамишевой отсылает нас к временам, когда мужчина дарил своей женщине не кольцо, а сделанную им лично прялку, чтобы предложить выйти замуж. Ножки комода напоминают форму прялки. Причем ножки были сделаны ювелирно — вырезаны из цельного куска дерева и инструктированы внутри перламутром.

-8

Про орнамент Элина добавила, что увидела его в музее декоративно-прикладного искусства (также выходило мое видео из этого музея)

Это чертеж Малютина, который был не издан и не реализован.

Про комод «Ларец» Валентина рассказала, что он собран из хрусталя по старинной технологии без клея.

-9

А форма изделия отсылает к холмогорскому сундучку.

-10

Коллекция «Лемех» вдохновлена деревянной «черепицей», которой покрывали кровли и купола церквей на Русском Севере. Узнаваемая форма городчатого лемеха использована для отделки фасада комода. Как и их исторические аналоги, «чешуйки» выполнены из осины, состаренной и тонированной так, чтобы в точности походить по колориту на северные постройки: их необычный оттенок возник после столетий воздействия дождей, ветров и солнца.

-11

При распахивании фасадов «Лемеха» можно увидеть красивую роспись с храма Василия Блаженного. Она расположена на всех внутренних частях этого комода.

-12

Изделие как бы говорит — каким бы холодным я ни казался снаружи, открой меня, и я покажу тебе своё тепло.

Ирина Батькова специализируется на орнаментах. Этот орнамент, собранный Ириной, называется «ВолгаРа».

Из последнего

Мне нравится коллаборация SÀNCHY и Пушкинского музея в честь открытия выставки «Подруги. К юбилею Варвары Степановой». 

-13

Это выставка посвящена художницам-авангардисткам 1910-1930х годов. А рубашки с конструктивистскими принтами вдохновлены эскизами тканей одной из них - Варвары Степановой.

-14

Тему русского стиля я уже поднимала здесь в статье

Источник фотографий и цитирования https://hsedesign.ru/project/8d56fb54518a499b8792b9b2c65edb15

Российский дизайн | Амбассадор уютного дома | Дзен