При этом эксперты отмечают, что многие дети мигрантов не дошли до школы и находятся неизвестно где.
Анна Ивановна в мире иностранных детей
По данным Министерства просвещения России порядка 12 процентов детей мигрантов, которые посещают отечественные школы, имеют значительные трудности в общении с преподавательским составом – несовершеннолетние приезжие или вообще никак не владеют русским, или владеют очень слабо. Об этом заявил официальный представитель федерального ведомства Алексей Благинин.
Чиновник отметил, что лишь в прошлом году в России была введена диагностика детей приезжих мигрантов относительно их уровня владения русским языком. В итоге выяснилось, что 25 тысяч таких детей фактически не владеют русским, и это только те, кого удалось выявить. Реальная цифра таких детей в России продолжает оставаться загадкой.
«До последнего года мы примерно даже не понимали, какое состояние у нас с детьми-мигрантами в системе образования», – сказал Алексей Благинин.
При этом даже в настоящее время данные Минпросвещения и системы миграционного учета несколько не совпадают. По версии ведомства Благинина, всего таких детей в России около 210 тысяч, из которых менее 170 тысяч находятся в школах.
15 тысяч детей, которые ранее были поставлены на учет и по возрасту должны находиться в школе, находятся неизвестно где – в школах их точно никто не видел.
Это федеральные ведомства пока лишь заняты подсчетами детей мигрантов, уровнем знания русского языка среди них, поисками «потерявшихся» тысяч детей мигрантов – потенциальных школьников.
Но! Еще пока никто не копал проблему глубже, ибо есть несколько резонных вопросов. Например, насколько русские учителя имеют возможность вести свою деятельность при избыточном наполнении класса подобными детьми. Или русские школьники, насколько они имеют возможность получить необходимое качественное образование, пока их Анна Ивановна тратит часы в пустую пытаясь организовать русско-тюркские беседы с непонимающим ее учеником.
«В отдельных регионах количество детей-иностранцев в детских садах и школах доходит 30-40 процентов», – отметил недели две назад член Общественного совета при МВД России Владимир Волох.
Он добавил, что любой ребенок обязательно должен учиться, но количество иностранных детей в детсадах и школах следует начать регулировать. В том числе из-за того, что этим количеством недовольны русские родители.
А мы им льготы
О языковой проблеме приезжих сами функционеры МВД России знают уже настолько давно, что могли и забыться их слова, к счастью, интернет все помнить.
Главный упор нужно сделать на обучении языку детей-мигрантов. В них же помещать и русские традиционные ценности – примерно так говорила еще лет пять назад начальник по вопросам миграции Министерства внутренних дел Валентина Казакова.
По ее словам, если плодотворно наполнять детей-мигрантов этими знаниями, они потом сами передадут их внутри семьи своим родителям и прочим приезжим родственникам.
Звучало, примерно, как напутствие Михаила Жванецкого: рожайте больше детей, когда их много, они сами друг друга выращивают. Только Жванецкий был юморист и не скрывал этого.
Прошли годы, вскрылась удивительная статистика по детям-мигрантам, уровнем знания русского языка которых должно было озаботиться и само МВД, которое легализует их в этой стране.
Но, с тех пор прошли годы, Валентина Казакова наверняка сама забыла свое предложение заниматься адаптацией приезжих детей, придумав новую схему русификации мигрантов – с помощью налоговых льгот.
Да, именно она предложила весной прошлого года ввести скидку при начислении НДФЛ для мигрантов, если они достигнут определенного уровня знания русского языка.
Ты мой друг и гражданин России, живешь в своей стране, знаешь русский, ибо он родной, и должен платить НДФЛ в полном объеме, а мигрант должен получить льготу – именно так надо стимулировать изучение языка страны, в которую он сам добровольно приехал, и которая дала ему работу и заработок, и никак иначе.
В итоге предложение о налоговой льготе от Валентины Казаковой раскритиковали даже в Совете по правам человека (СПЧ), в котором вообще не очень охотно что-либо критикуют.
«Я не знаю примеров в других странах, когда мигрантов таким образом стимулировали к изучению языка той страны, куда они приехали. Любой мигрант, если он хочет жить в стране, должен стать частью общества, в которое он вливается. Стать частью общества, не зная языка, невозможно. Если эти люди не хотят знать русский язык, тогда не очень понятно, зачем они сюда приехали, за пособиями? – заявил тогда глава СПЧ Валерий Фадеев.
Тем временем 4 июня в Следственном комитете прошло совещание, на котором глава ведомства Александр Бастрыкин заявил, что за период января-апреля 2024 года количество преступлений, совершенных детьми-мигрантами в России выросло на 70 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Новости о том, что приезжие несовершеннолетние избили очередного русского ребенка и в самом деле выходят в СМИ с кошмарной регулярностью.