Пол Маккартни, Джими Хендрикс, Тони Айомми, Курт Кобейн – наверное, самые знаменитые гитаристы-левши. Явление не слишком распространённое, но и уникальным его не назовёшь. Вряд ли талант и врождённые способности как-то зависят от преобладающей руки, но левши, овладевая электрогитарой, определённо получают дополнительную закалку воли и характера.
Загадка номер 1 в истории рок-музыки: как Пол Маккартни сумел впечатлить Джона Леннона при первой встрече своим мастерством игры на гитаре, если Пол был левшой, а все инструменты в группе «Куорри мен» были «праворукими»? О том, что на пригородный праздник Маккартни отправился со своей балалайкой, нигде не упоминается. Трудно поверить, что незнакомому пареньку кто-то позволил бы перетянуть струны на чужой гитаре.
Есть версия, что Пол умел играть и в праворукой позиции. Но в это как-то слабо верится – будь оно так, зачем по жизни заморачиваться с поиском и приобретением нестандартных инструментов?
А без заморочек не обойтись. У духовых конструкция симметрична – относительно вертикального сечения. У пианистов обе руки выполняют одинаковые функции – жмут на клавиши. То же самое можно сказать и про ударников.
Но большинство струнных требуют для рук разделения ролей. Одна кисть звук извлекает, другая – определяет. Конечно, если это не гусли, арфа или колёсная лира какая-нибудь. Поэтому просто «отзеркалить» положение, переложив гриф из левой руки в правую, нельзя. Нужно как минимум упорядочить струны.
Со скрипичным семейством эта процедура относительно простая – колки универсальные, струнодержатель тоже, максимум, что потребуется – переставить подставку, чтобы толстые пропилы совпадали со струнами потолще, и наоборот. Да, ещё переместить подбородник с левой стороны деки на правую. Крепления это позволяют сделать, правда, сам подбородник не всегда симметричный, но всё-таки это не критично.
С акустической гитарой также всё достаточно просто. Сложность может возникнуть только с порожком. В прорезь под тонкую струну более толстая просто не ляжет. Или будет «закусываться», что не есть хорошо. Как вариант – расширить ложе надфилем, но ещё лучше – порожек заменить. В отличие от скрипки, это сделать совсем нетрудно. Я сто раз менял порожки а гитарах, иногда сам вытачивал их из пластмассовой, или деревянной линейки.
Электрогитара – совсем иное дело. Даже те, которые выглядят симметричными относительно вертикали, совсем несимметричны по своему функционалу.
Начнём с физических нестыковок. Регулировки громкости и тембра, переключатели звукоснимателей. Экземпляры без таких приспособлений встречаются, но крайне редко, и уж точно не в серийном производстве. Хотя бы одна «крутилка» на деке будет обязательно. И это – препятствие для руки на пути к струнам.
Наловчиться, конечно, можно – что с успехом доказал Джими Хендрикс. Но – играть будет как минимум неудобно, а кроме того, это постоянный риск случайным движением выкрутить громкость на ноль в самый неподходящий момент. Дальше. Гнездо под джек.
Их порой прячут на обечайку, или даже где-то под нижнюю деку – но всё равно, шнур всегда вставляется так, чтобы быть подальше от играющей руки – и соответственно, окажется прямо под ней, если взять гитару «левым» хватом. То же правило и для рычага. Хотя, например, Стив Рэй Воэн как раз любил «левостороннюю» качалку, хотя был правшой. Что довольно странно. И даже говорят, что это не более, чем подражание тому же Хендриксу. Мы этого уже никогда не узнаем – ни того, ни другого давно нет в живых.
Вообще-то и сам изгиб рычага сделан под правую руку, но это уже совсем второстепенная деталь. В конце концов, не все рычагом пользуются, и его можно просто выкрутить. Ну и вишенка на торте – крепления для ремня. Одно из них почти всегда на «верхнем» роге, или верхней части деки. Перевернув гитару, стоя уже и не поиграешь. Придётся «антабку» привинчивать на новое место.
Теперь о звуке. Его формируют датчики. Под каждую струну – свой магнит. Не знаю, что там происходит с протонами\электронами, но катушки наматывают не просто так.
Известно, что необычный саунд Питера Грина обусловлен тем, что его хамбакеры были установлены «задом наперёд». Причём случайно. Но как любят повторять противники теории эволюции (или сторонники? Я их путаю) очень редко случайность в происхождении новых видов приносит пользу. Чаще – непоправимый вред. Так что рассчитывать на то, что неправильно установленные звукосниматели помогут стать великим блюзменом – наивно.
А некоторые звучки ещё и геометрически расположены не перпендикулярно струнам, а под углом. Как бриджевые синглы у «страта» и «телекастера». Идея в том, чтобы у басовых струн было поменьше верхних частот, а у тонких - наоборот. Нетрудно убедиться, что чем ближе щиплешь струны к сёдлам бриджа – тем звонче звук.
Я уж не говорю о том, что в современных гитарах проводочки в кишочках коммутируют разными хитрыми схемами, для разнообразия звуковой палитры. И, разумеется, схемы эти заточены под определённый порядок установки струн. Резюмируя – их перетяжка без соответствующего перемонтажа электроники испортит конструктивный, модельный голос гитары.
И ещё об эргономике. Как правило, профиль корпуса адаптирован под человеческое тело. «Скос под руку», «вырез под брюхо», не говоря уже о разного размера «рогах» и «зализанной пятки» грифа – всё это имеет строгую ориентацию по правую сторону. А если отзеркалить – все эти полезные ухищрения принесут только дискомфорт.
И всё-таки порой ничего другого гитаристу не остаётся. Музыкальная индустрия не так уж сильно переживает за левшей. Леворуких инструментов производят на несколько порядков меньше, чем стандартных. Ведь это невыгодно. Затраты на переналадку технологической линии существенны, а прибыль – ничтожна. Разве что некий моральный респект. Благородная корпорация заботится о формировании безбарьерной среды для всех рокеров!
Сейчас, в эпоху заказов по интернету, отыскать и приобрести леворукую гитару всё-таки можно каждому. А что было делать 20, 40 лет назад? Да ещё в глухой провинции? Не было выбора – левшам приходилось довольствоваться тем, что доступно. Как? Это уже зависело от фантазии и смекалки.
Лично я был знаком с басистом, который выучился играть левой на праворуком басу. Выглядело это неординарно. Особенно когда он изображал слэп. Как ни странно, со своей партией он неплохо справлялся. Знаю, что знаменитый блюзмен Альберт Кинг также сумел освоить подобную технику. Гитары при этом предпочитал стреловидной формы – Gibson Flying V, которая почти симметрична.
«Флайинг» был и в арсенале Джими Хендрикса – но уже в поздние годы, когда Джими стал богатым и знаменитым. Так-то "гибсона" стоили слишком дорого. А прославился Хендрикс со стратом, праворуким. В отличие от Альберта Кинга, Джими перетягивал струны и менял порожек. «Крутилки» ему наверняка мешали. Может, поэтому он порой извлекал звуки из струн зубами, играл, держа гитару за спиной, нередко колошматил в щепку, или вовсе сжигал на сцене.
Вандализму на сцене, впрочем, предавались многие, а для Курта Кобейна ритуал разрушения гитары стал своего рода визитной карточкой. Но так как Курт был левшой, карточка эта влетала в копеечку. Это ж сколько леворуких гитар надо было иметь в арсенале, чтобы отыграть тур из нескольких десятков концертов! Но на какие жертвы не пойдёшь ради искусства… Ведь известно –в начале своего творческого пути Кобейн с трудом отыскивал подходящие инструменты. Шарил по комиссионкам. Так и пристрастился к непопулярным моделям типа Jaguar и Mustang. На их основе потом «Фендер» сконструировал именную модель для Курта – Jag-Stang. В массовое производство, конечно, пошла «праворукая» версия.
Ещё одна сложность, с которой сталкиваются левши – аппликатуры аккордов. По воспоминаниям Маккартни, они с Ленноном сначала репетировали перед зеркалом. Чтобы каждый понимал, что играет его партнёр. Никогда не встречал гитарных самоучителей с диаграммами аккордов под левую руку, равно как и табулатур.
Наверное, они бы существовали – будь в этом необходимость. Но скорее всего каждый левша, настойчиво встав на путь гитаризма, не рассчитывает на поблажки – и быстро учится адаптировать в уме стандартные методические пособия. А может, у каждого маленькое зеркальце в кармане…
Есть ли плюсы в левосторонней позиции? Я вижу один – эстетический. Когда на сцене у гитаристов группы грифы смотрят в разные стороны – это смотрится круто. В любом стиле рок-музыки – от The Beatles до Paradise Lost.
А вот «Блэк Саббат» этим преимуществом не пользовались. Тони Айомми предпочитал стоять по центру – во-первых, потому что считал себя лидером группы, а во-вторых, чтобы контролировать поведение безумца Оззи у микрофона. Что ж, существенные аргументы! Кстати, у Тони была более, чем серьёзная причина переучиться на правую руку – ведь он в результате несчастного случая на заводе потерял кончики пальцев правой кисти. Которая, собственно, берёт аккорды и бегает по грифу. Задачка уж куда сложнее, чем держать медиатор. Но – не получилось.
Ну и в завершение. Некоторые люди одинаково хорошо владеют обеими руками. Называются амбидекстерами. Но гитаристов из их числа я не знаю. А то представьте, какие трюки можно было бы отжигать. Особенно, если изготовить гитару с двумя грифами в разные стороны…