В прошлой статье мы говорили о том, почему большой пассажирский самолет не может сесть на автомобильную дорогу, как это было в фильме "Приключение итальянцев в России". И там я вскользь упомянул историю, про то, как пассажирский лайнер экстренно приземлился на защитную насыпь канала, представляющую собой, покрытую мокрой скользкой травой смесь земли и песка - по сути на болото. При этом не просто приземлился, а не получив при этом никаких повреждений, что позволило ему после полевого ремонта, устранившего причины аварийной посадки, впоследствии улететь оттуда для продолжения ремонта своим ходом.
Ну и мне подумалось, а почему бы не продолжить вчерашнюю тему, рассказав об этой истории подробнее?
24 мая 1988 года, "Боинг-737" сальвадорской авиакомпании "TACA", совершал рейс между Белизом и Новым Орлеаном. Самолет был новым и совершенно исправным. Выпущенный в январе этого же года, был передан авиакомпании и поставлен на маршрут, всего за две недели до происшествия.
Командиром экипажа был 29-летний Карлос Дардано, несмотря на столь молодой возраст, уже опытный пилот, налетавший более 13 000 часов, из них более 4 000 часов на самолете данного типа.
Второй пилот - 48-летний Дионисио Лопес с 12 000 часами налета.
Ничего не предвещало беды. На момент взлета в Белизе и большую часть пути, погода была солнечная и безоблачная. Однако на подлете к Новому Орлеану, она вдруг стала портиться.
Чтобы не попасть в эпицентр грозы, экипаж ориентировался по погодному радару, выбрав, как им казалось, наиболее безопасный путь среди грозовых облаков. До Нового Орлеана оставалось всего 50 км, и сбавив обороты двигателя, самолет приступил к снижению.
Внезапно, небо вокруг потемнело. Пассажиры позже вспоминали, что яркий солнечный день, в одно мгновение превратился в самую черную ночь. Борт будто бы врезался в стену из дождя и града. Позже выяснилось, что погодный радар некорректно отображал происходящее вокруг, и думая, что они полетят по самому спокойному участку неба, экипаж направил самолет прямо в эпицентр урагана.
Боинг с трудом продирался через град, с грохотом бивший по нему. И вдруг, на высоте всего около 5 000 метров, свет в салоне погас, панель приборов обесточилась, двигатели затихли. И в этой зловещей тишине, только стук ливня и града об обшивку самолета.
Самолет продолжал снижаться. Экипаж предпринимал попытки перезапустить заглохшие двигатели, но безуспешно. Принявший сигнал бедствия диспетчер, понимая, что борт необходимо как можно быстрее посадить на землю, направил его на ближайший военный аэродром, дав экипажу данные по курсу. Но той высоты, на которой находился снижающийся без работающих двигателей Боинг, не хватало чтобы дотянуть даже до этой точки.
Наконец, на высоте всего полтора километра, экипажу удалось запустить сначала левый, а затем и правый двигатели. Но радость была преждевременной, так как вскоре, пилоты заметили, что двигатели издают один лишь звук, совершенно не давая тяги. Помимо этого, вскоре сработало аварийное предупреждение о перегреве двигателей. Во избежание пожара, капитан принял решение снова отключить их.
На высоте всего около километра, самолет вынырнул из облаков. Гроза осталась позади. Но с учетом скорости снижения, шансов долететь до хоть какой-нибудь посадочной полосы у них не было. Ситуация казалась безвыходной. Диспетчер разрешил им попытаться сесть на шоссе, до которого оставалось 11 км.
Да, я помню вчерашнюю тему и что это сродни самоубийству. Но это давало хотя бы 1 шанс на 10 000. Или никакого...
Понимая, что посадка на шоссе - это последний поступок крайнего отчаяния, и учитывая тот факт, что самолет может не дотянуть и до него, пилоты приготовились к приводнению в протекающий под ними канал. До земли оставалось менее 600 метров и уже сработал сигнал опасной близости к земле, когда второй пилот, вдруг увидел вдалеке узкую ровную полоску земли, покрытую травой, являющуюся защитной насыпью канала. Конечно, посадка на такую насыпь, тоже невероятно рискованная, но все же это лучше, чем в воду, и тем более лучше чем на шоссе.
До земли оставалось всего-ничего, и чтобы скорректировать курс по направлению к насыпи, командир применил маневр под названием "скольжение на крыло", известный пилотам малой авиации, но практически не используемый на таких больших самолетах, поскольку авиалайнеры не созданы для подобного.
Но все прошло гладко, и когда казалось, что шансов на спасение уже нет, Боинг мягко коснулся колесами травы....
В результате посадки, самолет не получил никаких повреждений, и все находящиеся на борту остались живы. Это был первый в истории случай полностью успешной посадки пассажирского авиалайнера за пределами аэропорта на, по сути, непригодную для этого поверхность.
Ведь в процессе торможения, колеса могли увязнуть в мягком грунте, который представлял из себя болотистую грязь, он мог соскользнуть в канал, и вообще могло произойти все что угодно.
Чтобы вы понимали, что это была за поверхность, через некоторое время после посадки, когда на место уже приехали спасатели и техники, стало очевидно, что самолет медленно увязает колесами в этой грязи. И даже пришлось придумывать специальные подпорки, потому что, как потом вытаскивать эту махину, если она увязнет окончательно, никто не понимал.
Следствие установило, что причиной отказа двигателей стали невероятно обильные осадки. Двигатели самолета проектируются так, что могут выдержать практически любой ливень. Для эксперимента, работающие двигатели даже заливали из специальных брандспойтов, но ни продолжали работать. Этот же рейс залетел в такую грозу, что двигатели не смогли её пережить.
А самолет после полевого ремонта, как я уже говорил, улетел оттуда своим ходом. Правда с учетом того, в каком болоте он находился, организовать взлет оказалось сложнее, чем приземлиться сюда. Для этого пришлось сооружать специальный деревянный настил, по которому разгонялся самолет.
Что же касается командира Карлоса Дардано, совершившего посадку и его второго пилота, то именно про таких людей говорят, что у них вместо рук крылья