Вы тоже заметили что-то особенное в отчетах профи и любителей в ленте новостей? Почему отчетов с голавлями стало так много? Почему фото с килограммовым голавлем считается круче, чем с трехкилограммовой щукой? Последний месяц я задавалась этими вопросами, листая ленту ВК.
Ну, голавль и голавль, вроде — не большая редкость. Не вырастает до размеров многих других речных жителей — щуки, например, или хотя бы жереха. А кушать блюда из голавля — то еще удовольствие... Так в чем же дело? Как и везде, «поймешь, когда сам попробуешь».
Хорошо, вызов принят. И я отправилась в путешествие по Черноземью за голавлем вместе с маэстро Кириллом Гущиным и терпеливым и талантливым оператором Димой. За неделю мы половили на трех реках и сменили пару десятков мест. Найти активную рыбу было очень непросто. Но даже когда нашли, сильно легче мне не стало.
Оказалось, что с подачей приманки я «сильно на вы». А эта рыбалка требовала абсолютно точного заброса. Вот, например, самыми рыбными местами мне показались затишки у берега под деревьями (между водой и ветками может быть совсем небольшое расстояние, метр и меньше). Голавль стоит там и ждет, пока по основной струе приплывет какой-нибудь корм или когда подует ветерок и с дерева упадет пара жучков.
Но как же сложно было бросать издалека точно под берег и не цеплять ветки! За неделю я оторвала с десяток воблеров и пришла к тому, что мне лучше ловить на колеблющуюся блесну с крючком без бородки.
Во-первых, если она и попадет в дерево или в коряги под водой, отцепить ее гораздо проще, чем «крючкастый» воблер. Во-вторых, один безбородый крючок меньше травмирует рыбу, чем два тройника с бородками. А рыбу я все равно отпускаю, так что зачем лишний раз ее дырявить?
Подобраться к месту, откуда надо ловить, тоже задача со звездочкой. Ну есть же разница — сидеть на бережку с удочкой или ходить в забродниках по реке, рискуя быть унесенным холодным течением? Я вот разок поплыла в полном обмундировании, с камерой и телефоном.
Передвигаться нужно тихо-тихо, не плюхая по воде и не обсуждая громко с другом, что бы покушать на обед. Ведь голавль — очень осторожный тип. Вот вам ситуация. Я вижу, где плещутся красноперые, кидаю туда, чувствую тычки в приманку. Следующим забросом пытаюсь попасть ровно туда же, но промахиваюсь и попадаю в дерево, начинаю раскачивать спиннингом ветку с приманкой, чтобы та отцепилась. Получается. Опять кидаю туда же, попадаю. Но больше поклевок нет! Голавля очень легко распугать. Как сказал Кирилл, «три раза шлепнул приманкой в одно место, и всё».
Многие говорят, что голавль очень сильный и именно поэтому ловить его так приятно. Но я как-то не смогла выделить его бойцовские качества среди качеств других хищных пресноводных рыб. Пока я ловила голавлей, мне попалась щучка граммов на 600–700. Так вот: вываживать ее удилищем Norstream Troutist-X TRXS-682ULL (0,8–6 г) было так же приятно, как и соответствующих размеров голавля. Даже настроенный на крупного голавля тормоз катушки приятно посвистывал…
В поисках голавлевого эльдорадо мы с ребятами забрались в глушь, где нет связи и пляжей по берегам. Вода прозрачная — видно, как спины рыб расталкивают ярко-зеленые кувшинки. Деревья местами нависают над речкой, как будто хотят прикрыть ее от человеческих глаз. Бобры плавают брассом и кролем и чувствуют себя полноценными хозяевами окрестностей. А ярко-синие стрекозы десятками вьются вокруг и кокетливо садятся на спиннинг. У меня иногда возникало ощущение, что я нахожусь где-то в джунглях, ну до того красиво и дико!
На мой взгляд, сложность и красота такой рыбалки и делают ее какой-то особенной, а голавля — заветным трофеем. Ну и еще, конечно же, элегантные легкие снасти, которыми даже просто бросать приманку эстетически приятно, а вываживать рыбу — тем более.
Алиса Янелис