К а л е н д а р н ы е м и ф ы, мифологизация смены временных циклов - дня и ночи (ср. свет и тьма), зимы и лета вплоть до космических циклов (ср. др-инд.юга, калачакра - " Колесо времени" в джайновской мифологии), исчисляемых при посредстве календаря. Структурированное время, определяемое по светилам, смене дня и ночи, вводится в процессе космогонии: таким образом календарные мифы соотносятся с космогоническими мифами, введение календаря - с деятельностью культурных героев; в греческой мифологии богини времен года - горы - олицетворяют также мировой порядок и справедливость. В египетской мифологии Тот, " владыка времени", создаёт пять дополнительных дней в году, чтобы Нут могла родить пятерых детей - Осириса, Гора старшего, Сета, Исиду и Нефтиду (Plut.de Is. et Os., 12). Устроение календаря - деяние Мардука. В китайской мифологии пять мифических государей - культурных героев (в т. ч. Хуан-ди, в правление которого Жун Чэн создал календарь) связаны с центром и четырьмя сторонами Света, созвездиями и планетами, 4 временами года: ср. духов, воплощающих двенадцатилетний календарный цикл - кит. Шиэр Шэнсяо-шэнь, корейского Сибиджисин, европейские волшебные сказки о двенадцати месяцах (в годовом цикле), 12 знаков зодиака. В римской традиции разделение года на 10 месяцев приписывалась Ромулу, первые четыре соотносились с божествами римского пантеона: март - с Марсом, апрель - с Афродитой (Венерой), май - с Майей, июнь - с Юноной; царь Нума Помпилий ввёл ещё 2 месяца - январь (Янус) и февраль (от названия февралии - искупительной жертвы, приносимой в конце года). Особый жрец определял по новолунию начало каждого месяца и объявлял об этом народу: от лат. calare, " объявлять", происходит название "календы" (ср. слав. календарный персонаж Коляда) и " календарь". Космогонические циклы в индуистской мифологии, уничтожение и создание мира - " день-и-ночь" (см. Кальпа) Брахмы. Смена сезонов также увязана с деяниями умирающих и воскресающих богов (в низшей мифологии - с персонажами типа Купалы, масленицы, Бабы Докии), суточный цикл - со спуском в преисподнюю солнечной барки Ра, путешествием Шамаша (Уту) от "горы восхода" до " горы заката" (ср. армянского Жук и Жаманак). Пространственно-временной континуум в индуистской традиции сопоставим с жертвенным конём (ср. Аашвамедха), чьё туловище - год, члены - времена года ("брихаданьяка-упанишада" I 1). Календарная символика приписывалась и анатомии человека (360 костей скелета - дни, ср. Абраксас). В соответствии с характерной для мифологической модели мира дуальной классификации (ср. мифических близнецов как воплощение лета/ весны и зимы - см. Иоскеха и Тавискарон). Календарные единицы приобретали этическую окраску - тьма и свет, тепло и холод приравнивались к добру и злу не только в календарных мифах о воскресающих богах, но и в мифах о ссоре Ра и Тефнут, приведшей к засухе, и примирении их - разливе Нила. В эсхатологических мифах индуизма эпоха гибели мира связаны с богиней Кали - воплощением разрушительной силы (Каларатри - " ночь времени").