Найти тему

Вспоминаем маршрут поезда Иркутск-Симферополь в разные годы

Всем добрый день! Продолжаем вспоминать поезда времен СССР. И сегодня на очереди у нас Иркутск-Симферополь. Хотел было написать сначала про Иркутск-Адлер, но в 1964 году его не было в сетке расписания. А вот № 175/176 в Крым уже был. Поэтому с воспоминаний об этом маршруте и начнем наше повествование.

Иркутск, раннее летнее утро (поезд естественно был сезонным). В 8:31 поезд отправлялся от вокзала станции Иркутск-Пассажирский. Мне нравится наш вокзал. И это место, на котором происходили весьма знаковые исторические события:

Один из подъездов вокзала станции Иркутск-Пассажирский. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Один из подъездов вокзала станции Иркутск-Пассажирский. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Например, на западном крыле здания вокзала (географически оно смотрит на север) можно обнаружить мемориальную табличку, что на этом месте 15 января 1920 года был арестован чешско-французскими представителями адмирал А.В. Колчак, после чего он был выдан большевикам в обмен на беспрепятственный выезд их корпусов из Сибири. А в следующем здании в декабре 1919 года прошел митинг, после которого японским интервентам был предъявлен ультиматум с требованием немедленно покинуть пределы нашей страны.

Через 10 лет в 1974 году время отправления радикально меняется. Теперь это уже совсем не утро, а вечер - 20:58. Номер у поезда тот же № 175/176. По мне так в первый день при многодневном переезде лучше отправляться всё-таки утром. Первый целый день в пути легче дается, чем последний целый день. Но может быть там просто поезд ускорили. Посмотрим!

А еще спустя 10 лет в 1984 году поезд будет отправляться в 11:30 по местному времени. И номер стал уже совсем другим - № 377/378.

В 1995 году вернулись к более-менее утреннему отправлению - 11:25. Номер же стал №375/376. Ну как бы логично даже. Откуда взялось еще +2 в 1984 году интересно. Видимо, № 375/376 уже был кем-то занят. Когда уже дальше написал, то понял, что красноярским.

И, наконец, в 2004 году Это уже совсем рано утром - 06:00. Далее я везде буду указывать московское время, как в справочниках, чтобы не заморачиваться на пересчет по часовым поясам. Но время отправления из своего города решил дать по местному времени. Номер тоже стал совсем другой - № 251/252.

А теперь смотрите, на каком количестве станций он останавливался в разные годы только на территории Иркутской области: Иркутск-Сортировочный, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Кутулик, Залари, Зима, Куйтун, Тулун, Нижнеудинск, Алзамай, Тайшет. Про каждую из этих станций мы подробно разговаривали при виртуальном путешествии на электричках по Транссибу.

Но как не сказать еще некоторые факты об этих городах своего региона. Например, на привокзальной площади Ангарска стоит памятник покорителю космоса. Ведь именно в Ангарске на объекте "Комбинат-16" производили топливо для первых советских космических ракет.

А на доме рядом с вокзалом в Усолье-Сибирском висит табличка, что здесь жил потомственный солевар Мысин Иван Максимович. Герой Социалистического труда, кстати. Этот человек проживет почти 100 лет (без двух месяцев). Он был начальником цеха комбината в Усолье, внес массу рацпредложений. В том числе благодаря его стараниям усольская соль получила марку "Экстра".

А на станции Зима совсем недалеко от вокзала и вовсе памятник Ермаку. А в Тайшете на привокзальной площади и памятник паровозу, и Ленину и 100-летию ВСЖД.

Вокзал Нижнеудинска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал Нижнеудинска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В общем, позади первые 669 км пути. Время на преодоления этого отрезка по Иркутской области:

  • 1964 - 12:58;
  • 1974 - 12:36;
  • 1984 - 13:10;
  • 1995 - 13:13;
  • 2004 - 11:29.

Достаточно редкая ситуация, когда результат 2004 года намного прямо лучше результатов предыдущих лет.

Что там у нас далее. Здесь мы пойдем уже по основным станциям на маршруте, отслеживая время в пути от Иркутска (наверное, так будет интереснее, чтобы понять где и какой поезд терял / нагонял). Итак, отправление из Красноярска (и в скобках время от отправления из Иркутска)?

  • 1964 - 00:27 (21:56 в пути);
  • 1974 - 12:36 (20:27);
  • 1984 - 03:51 (21:21);
  • 1995 - 04:12 (21:47);
  • 2004 - 11:29 (19:16).

В Красноярске кроме паровоза - стандартного памятника для многих станций (здесь это Серго Орджоникидзе) - есть еще памятник электровозу. Это ВЛ-60.

Памятник ВЛ-60. Фото 2ГИС
Памятник ВЛ-60. Фото 2ГИС

Итак, пока в лидерах 2004 год, а в аутсайдерах 1995. Смотрим что там далее. И, надеюсь, что это у всех Новосибирск.

  • 1964 - 13:53 (через сутки уже, конечно) (34:22 в пути);
  • 1974 - 12:36 (33:58);
  • 1984 - 18:3851 (36:08);
  • 1995 - 18:58 (36:33);
  • 2004 - 10:17 (33:17).

О как! Поезд образца 1974 году серьезно сократил отставание от поезда образца 2004 года.

Вокзал Новосибирска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал Новосибирска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а в Новосибирске главный памятник Транссибу - это площадь Гарина-Михайловского.

Следующий этап от Новосибирска до Омска. И отслеживать мы будем по отправлению из столицы Омской области.

  • 1964 - 23:07 (43:36 в пути);
  • 1974 - 12:35 (44:37);
  • 1984 - 05:00 (46:30);
  • 1995 - 05:52 (47:27);
  • 2004 - 19:40 (42:40).

2004-й год по прежнему в лидерах, 1995-й - в аутсайдерах, а вот виртуальное второе место пока у поезда образца 1964 года.

Далее прямое отслеживание по справочнику заканчивается и начинаются блуждания по таблицам. Участок Омск - Курган - Челябинск. Ну давайте отследим и Курган, и Челябинск. Ведь и Курган - это тоже интереснейший город. Город центра Илизарова, аппарат которого многих поставил на ноги.

Курган. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Курган. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Итак, Курган:

  • 1964 - 06:44 (пошли третьи сутки в пути (51:13 - время в пути);
  • 1974 - 20:52 (52:54) - все серьезнее он начинает проигрывать поезду образца 1969 года;
  • 1984 - 14:25 (55:55) - время в пути, конечно, красивое, но уж больно большим становится проигрыш;
  • 1995 - 14:45 (56:20) ;
  • 2004 - 04:35 (51:35).

Вот и настал тот исторический момент, когда поезд образца 1964 года обогнал виртуально по времени в пути поезд образца 2004-го. ну тут понятно - паспортный контроль и т.п. Ну и стоянки длительные тоже делали свое дело. Все поезда СССР стояли в Кургане 10-15 минут, а в 2004-м году - 40 минут.

На очереди Челябинск!

  • 1964 - 10:59 (55:28 - время в пути);
  • 1974 - 00:50 (56:52);
  • 1984 - 19:26 (60:56);
  • 1995 - 19:10 (60:45) - ого, 1995-й год прекращает быть аутсайдером;
  • 2004 - 09:20 (56:20) - оказывается не только паспортный контроль на границе сыграл свою роль; поезд просто стал медленнее на этом участке.
Челябинск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Челябинск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Смотрим далее. И следующий пункт - Уфа. Заглядывал я в этот город в разных статьях многократно. Но вот был ли вокзал... Кажется был, ну да посмотрим еще раз:

Уфа. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Уфа. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
  • 1964 - 20:50 (65:19 - время в пути);
  • 1974 - 10:05 (66:07);
  • 1984 - 05:38 (71:08) - здесь уже почти встретили 3-и сутки в поезде;
  • 1995 - 05:03 (70:38);
  • 2004 - 19:20 (66:20) - и это уже даже не второе место, а третье.

Что там у нас дальше после Уфы? Куйбышев / Самара! И это уже везде четвертые сутки в пути.

  • 1964 - 05:06 (73:35 - время в пути);
  • 1974 - 19:06 (75:08);
  • 1984 - 15:55 (81:25);
  • 1995 - 14:08 (79:43);
  • 2004 - 04:17 (75:17).

Что там по маршруту далее. Через Сызрань на Саратов.

Саратов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Саратов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И из Саратова поезда отправлялись в:

  • 1964 - 14:28 (81:57 - время в пути);
  • 1974 - 06:15 (86:17);
  • 1984 - 02:42 (92:12);
  • 1995 - 02:10 (91:45);

А вот 2004 год отличается. Поезд следует не на Саратов, а на Пензу. Поэтому мне остается указать лишь общее время в пути до Симферополя для поезда № 251 - 114 часов 32 минуты. Такое время дает справочник. Хм... От Самары до Симферополя менее чем за сутки??? Мне кажется, что здесь ошибка эдак на 24 часа. То есть правильное время 138 часов 32 минуты. И вот это уже вполне-вполне реально.

Ну а мы смотрим далее Волгоград.

  • 1964 - 23:20 (91:49 - время в пути);
  • 1974 - 15:11 (95:13);
  • 1984 - 12:31 (102:01) - и это уже пятые сутки начались.
Волгоград. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Волгоград. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Эти три поезда пойдут затем на Краснодар. А вот для поезда образца 1995 года Волгоград будет последним пунктом для сравнения, поскольку он отсюда пойдет на Лихую и далее на Дебальцево.

  • 1995 - 11:45 (101:20);

Укажу общее время в пути для поезда 1995 года - 131 час 16 минут, то есть 5 суток 11 часов и 16 минут.

Ну а остальные давайте посмотрим по Краснодару:

  • 1964 - 13:17 (105:46 - время в пути);
  • 1974 - 06:35 (109:37);
  • 1984 - 12:31 (120:46) - и это уже шестые сутки начались.

Ну а затем была легендарная переправа Кавказ - Крым:

  • 1964 - 20:00-22:15;
  • 1974 - 13:14-16:04;
  • 1984 - 13:15-16:25.

И остался последний шаг - сравнить итоговое время до Симферополя:

  • 1964 - 04:50 (общее время в пути 121 час 19 минут);
  • 1974 - 22:20 (126 часов 22 минуты). А вот ничего и не нагнал поезд образца 1974 года. Поздно вечером вышел из Иркутска и поздно же вечером был в Симферополе;
  • 1984 - 22:36 (136 часов 05 минут).
Симферополь, Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Симферополь, Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот такой расклад. Самый быстрый поезд 1964 года! 60 лет назад! Даже поезд 1969 года был медленнее - 126 часов 18 минут. Примерно в "одни ноги" с поездом образца 1974 года. И это с переправой и затем приличным крюком на Джанкой.

На моей памяти он был обычным зеленым. Но интернет выдает и вот такое фото (причем он сделано из раскадровки видео и особо не доверять вроде нет резона). Ну врот не помню я эту более светлую полосу. Скорее всего, что это какой-то прицепной вагон к нему:

Якобы поезд Иркутск-Симферополь. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Якобы поезд Иркутск-Симферополь. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Спасибо, что читаете! До встречи на канале!