Трасса Надым — Салехард в конце 2020 года соединила западную и восточную части Ямала и дала столице округа выход на сеть главных дорог России. На днях исполнится три с половиной года с момента запуска на этом маршруте круглогодичного движения. Местные и приезжие водители уже успели оценить удобство и проблемы 344-километрового пути.
«Ямал-Медиа» расскажет о главных особенностях и перспективах развития этой ямальской автодороги.
Дорога Салехард — Надым: новое качество жизни северян
Проезд колоны большегрузов на торжественном запуске дороги 9 декабря 2020 года. Фото: Владимир Ганчерко / «Ямал-Медиа»
Торжественный запуск всесезонного проезда между Надымом и Салехардом открыл 9 декабря 2020 года губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. В тот морозный день примерно на середине трассы оборудовали импровизированную сцену, на которой выступили артисты, а затем украшенные большегрузы, участвовавшие в строительстве, совершили символический проезд в Надым. Звучали поздравления и напутственные слова.
«Открытие проезда обеспечит новое качество жизни северян, непрерывное безопасное транспортное сообщение, — приветствовал тогда дорожников глава региона. — Это новые возможности для бизнеса — новые рабочие места, приход крупных сетевых компаний, развитие конкурентной среды».
Специалисты отмечают уникальность проекта, когда вдали от населенных пунктов в заполярной тундре, перемежающейся с лесотундрой, возвели протяженную современную дорогу. Проблем же для претворения смелой идеи в жизнь было немало.
Технически сложный проект начали разрабатывать в 2005 году, а к строительству преступили только в 2011 году. Причем все работы велись за счет округа. Неровный и болотистый ландшафт, короткое лето с массированным налетом гнуса и затяжная суровая зима — дорожникам приходилось непросто, но они справились.
Дорожники жили где строили
Строительство одного из мостов на будущей трассе, момент забивания свай. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Чтобы возвести надежную дорожную твердь в эти заболоченные места шли бесконечные вереницы большегрузных машин с грунтом и щебнем. Так, по информации транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО, всего в тундру «вложили» более одного миллиона самосвалов грунта и четыре миллиона квадратных метров щебня. Подрядчиками стали свыше 25 дорожных организаций. А в пик работ на объекте одновременно находились более двух тысяч специалистов и 300 единиц спецтехники.
Рабочие, которые приезжали сюда из разных регионов страны и ближнего зарубежья, жили прямо возле будущей трассы, где устанавливали десятки жилых вагончиков, временные столовые, биотуалеты и даже бани. Утром «вахтовка» отвозила очередную смену на место, а их коллег забирала на отдых.
На сотнях километров от Салехарда до Надыма укладывали не только дорожное полотно, но и сооружали 53 моста и 46 оленьих переходов. Это значительно прибавляло забот дорожникам, которым приходилось вбивать в мерзлую почву множество мостовых свай и дополнительно укреплять основание трассы. Также на всем пути использовался теплоизоляционный материал для сохранения вечномерзлых грунтов.
Сейчас более 200 из 344 километров уже покрыты асфальтом, оставшиеся пока в щебеночном исполнении. Однако работы по совершенствованию трассы продолжаются. В сезоне 2024 года, по сообщению профильного департамента, на дороге 75 километров дороги Надым-Салехард укрепят методом холодной регенерации.
Что было раньше между Надымом и Салехардом?
Поездка по надымскому зимнику во время строительства дороги. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
До появления автотрассы в зимний период между Надымом и Салехардом оборудовали сезонную дорогу. Однако работа зимника всецело зависела от капризов суровой погоды Крайнего Севера. Проезд нередко перекрывали на несколько дней из-за метелей и сильных морозов, поэтому регулярного сообщения там никогда не было.
Причем в межсезонье и летом автомобили и вовсе не могли проехать по тундровому бездорожью. Тогда для водителей оставалась одна возможность попасть на «большую землю» — с помощью грузопассажирских паромов Салехард — Приобье.
Сейчас проехать наземным транспортом здесь можно в любое время года. Для сравнения, если по зимнику путь в одну сторону занимал 10-15 часов, в зависимости от состояния трассы, то теперь — 4-5 часа. Конечно, во время сильных буранов автодорогу тоже временно перекрывают, но происходит это гораздо реже и расчищают её быстрее.
Сквозной круглогодичный проезд дал новые возможности для развития бизнеса в западной части Ямала, где находится окружная столица. Уже в начале 2021 года в Салехард впервые пришли крупные федеральные торговые сети («Пятерочка», «Магнит»), расширился ассортимент продуктов и товаров, а цена на многие из них снизились.
В свою очередь, сельхозпроизводители из Салехарда, Лабытнанги, Ямальского и Приуральского района, прежде всего, переработчики мяса северного оленя и рыбы, наладили поставки своей продукции в Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск и другие населенные пункты востока региона.
Остановка — лагерный пункт. Объекты 501-й стройки на трассе
Музей на месте лагпункта № 76 у разъезда «Глухариный". Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
На дороге Надым — Салехард нет никаких населенных пунктов. Местами вдоль трассы встречаются останки построек сталинских времен: участки старой железной дороги, полуразрушенные вышки, оставшиеся от лагеря 501-й стройки. Политзаключенные возводили тут железную дорогу Чум — Салехард — Игарка, которую так и не построили.
Так, весной 1950 года возник лагпункт усиленного режима № 76. Объект находится в 217 километрах от окружной столицы и в 134 километрах от Надыма.
Сотрудники музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского, при поддержке окружных властей, организовали на разъезде «Глухариный» музей под открытым небом. Первая экскурсия в музей состоялась в прошлом году. Посетители, в частности, увидели восстановленные помещение вахты, барак, где жили заключенные, баню, штрафной изолятор, хозяйственные постройки и караульные вышки.
Ранее в пресс-службе губернатора ЯНАО сообщали, что в 2024 году должны завершить строительство подъездной дороги к музею 501-й стройки, парковки для автомобилей и автобусов. Также благоустроят территорию.
Развивают сервис — мобильники уже работают
Места вдоль трассы глухие, но уже появилась сотовая связь. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
На надымской дороге вскоре появится современный пункт придорожного сервиса. Пока есть 13 площадок для кратковременного отдыха водителей, где установлены столики и лавочки, туалеты и контейнеры для мусора.
Губернатор Дмитрий Артюхов неоднократно высказывался за развитие сопутствующий инфраструктуры. И один из проектов уже реализуется. Примерно на середине дороги в прошлом году строители обустроили площадку с полосами для заезда и выезда. В этом месте построят автозаправочную станцию и кафе. Работы на объекте продолжатся нынешним летом.
Зато мобильные телефоны здесь больше не становятся «кирпичами», как раньше на надымском зимнике, когда они совсем не ловили сеть. С начала 2024 года трасса полностью обеспечена сотовой связью. Смонтирована телеком-инфраструктура и запущены в работу 2G и 4G (LTE) базовые станции оператора «Мегафон». Водители и пассажиры при нештатной ситуации всегда могут связаться с экстренными службами.
По информации оператора, которую публикует ИА «Север-Пресс», в апреле 2024 года на дороге Надым — Салехард стали звонить в пять раз чаще и в семь раз больше выходить в интернет, чем в январе. Через смартфоны ямальцы и гости округа провели за пять месяцев объем данных, равный 98 тысячам часов видеозвонков в Telegram или просмотру 22 тысяч фильмов.