Поговорим с Константином Астаповым, который уже более 12 лет профессионально занимается программированием. Фокус его интереса развивался неожиданным образом от изучения фундаментальных законов природы до создания инновационного софта. Он рассказал о своем карьерном пути и планах на будущее.
По данным РБК PRO, в России в среднем за жизнь человек меняет 3-4 профессии, в то время как на Западе этот показатель достигает 8-10. Сегодня в нашем интервью мы поговорим с Константином Астаповым, который уже более 12 лет профессионально занимается программированием. Однако при этом фокус его интереса развивался неожиданным образом от изучения фундаментальных законов природы до создания инновационного софта. Сначала он работал в научно-исследовательском институте, а позже - в крупных IT-компаниях. Сейчас он также активно развивает свои собственные open-source- и коммерческие проекты. Константин рассказал о своем карьерном пути и планах на будущее.
Константин, расскажите, как начинался ваш карьерный путь?
Родом я из небольшого города в Московской области - Истры. Учился в обычной, общеобразовательной школе. Еще в детстве всегда любил что-то собирать, изобретать, придумывать и где-то с 7-го класса стал читать научно-популярные книги по физике, математике, астрономии, химии и технике. Тогда я и захотел стать ученым, заниматься теоретической физикой, как Ландау или Эйнштейн, книги про которых я с удовольствием читал. Поэтому в 2007 году я поступил на физфак МГУ, а во время обучения на третьем курсе, когда нужно было выбирать специализацию, поступил на кафедру Физики частиц и космологии под научное руководство академика РАН профессора Валерия Анатольевича Рубакова, который занимается теоретической физикой.
В 2013 году я с отличием закончил физфак и хотел пойти по пути ученого, поэтому продолжил свое обучение в аспирантуре, также в научной группе Валерия Рубакова.
Во время обучения в аспирантуре я уже начал работать в Отделе теоретической физики института ядерных исследований РАН (ИЯИ РАН), где занимался численным моделированием и численными вычислениями в применении к задачам физики элементарных частиц. Моя работа заключалась в разработке и применении вычислительных алгоритмов на языке программирования Python для анализа данных и решения сложных задач, связанных с вероятностями рождения и ширинами распадов элементарных частиц в высокоэнергетических экспериментах. Результаты публиковались в ведущих международных научных журналах, а также нужно было представлять эти результаты на международных конференциях. В 2017 году я окончил обучение в аспирантуре и защитил кандидатскую диссертацию на основе моих опубликованных статей.
Было ли у вас время на увлечения помимо научной работы?
Да, будучи студентом 3-го курса физфака, я, по чистой случайности, увлекся изучением японского языка и культуры. Как я уже говорил, я очень любил придумывать что-то новое, поэтому это увлечение натолкнуло меня на идею создать свою онлайн-платформу для изучения японского. Причем не обычную, а ту, которая предлагает возможность изучения по оригинальным анимационным фильмам и с использованием интерактивных субтитров. Однако, хоть я и занимался программированием, я не был специалистом в области web-разработки. Моя страсть к новым знаниям, экспериментам и разработкам тем не менее давала мне четкое понимание, что я хочу сделать этот продукт самостоятельно от и до. Поэтому я стал погружаться в тему программирования на JavaScript, глубоко ушел в изучение веб-технологий и начал вести разработку платформы в свободное время.
В науке вы применяли язык программирования Python, а позже стали углубляться в программирование на JavaScript. Получается, что ваше увлечение так или иначе определило вашу будущую профессию? Когда вы поняли, что web-разработка стала для вас интереснее физики?
Выходит, что так. Еще в 2017, работая над научными задачами в ИЯИ РАН, я уже активно вел разработку своей языковой онлайн платформы. Для получения дополнительных знаний и опыта решил, что нужно поработать также и в других IT-коллективах. Я хотел устроиться на работу в какую-нибудь IT-компанию и работать там параллельно с институтом, но оказалось, что так нельзя. В индустрии принято брать сотрудника целиком и по крайней мере официально никто не хотел мне разрешать работать full-time на двух работах. Поэтому я нашел среди знакомых небольшой коллектив, который занимался разработкой образовательного онлайн проекта, который был направлен на подготовку...