Казаки – это русские или отдельный народ? Историк Николай Никитин в книге «История казачества» исследует корни казачьего сепаратизма и то, как его сторонники аргументировали нерусское и часто неславянское происхождение казаков. Какие цели преследовали сепаратисты и почему многие казаки не соглашались с ними – читайте в отрывке из книги.
Псевдонаучные версии происхождения казачества
Бытующие ныне псевдонаучные «теории» происхождения казачества в основном восходят к дилетантским сочинениям таких исследователей казачьей истории, как например директор Новочеркасской гимназии А. Г. Попов. (В своем двухтомнике «История о Донском Войске», который вышел в 1814–1816 гг., он объявил древнейшими предками казачества легендарных амазонок.) А более прочную основу псевдонаучных воззрений заложили работы «автономистов» и «сепаратистов» второй половины XIX — первой трети XX вв. — В. М. Пудавова, Е. П. Савельева, В. А. Голубинцева, И. Ф. Быкадорова, П. К. Харламова и других самодеятельных исследователей казачьей истории. В современной литературе их, «следуя за источником», порой именуют «казакоманами» и «казачьими националистами», отстаиваемые ими взгляды на происхождение казачества называют «автохтонной теорией», а противостоящую ей традиционную для нашей историографии концепцию — «миграционной теорией».
Продолжив свою публикаторскую деятельность в эмиграции, эти авторы передали свое видение предыстории и ранней истории казачества следующему поколению историков-эмигрантов, типичными представителями которых явились, например, создатели трехтомного «Казачьего словаря-справочника», вышедшего в 1966–1970 гг. в США, которые разделяли все основные концепции казачьих «автономистов» и «самостийников» начала ХХ в., также демонстрируя на каждом шагу свою политическую ангажированность и недостаток (а то и полное отсутствие) научной подготовки.
Взгляды большинства представителей этого течения исторической мысли сформировались в годы Гражданской войны, когда на Дону и Кубани были созданы «самостоятельные государства», потребовавшие соответственного идеологического обеспечения. Впоследствии уже в эмиграции идеологи казачьего сепаратизма (главным образом донцы и кубанцы) действовали уже в рамках организованного ими «Вольноказачьего движения» и назывались обычно «казакийцами». Они заявляли, что «только в самостоятельном государственном бытии (суверенного государства или государств) казачество может осуществить высшее благо — развитие духовное и культурное, равноправное, свободное сожительство населения своих краев, экономическое развитие их» (И. Ф. Быкадоров), и обосновывали свое право на этот суверенитет утверждениями о «древнем и немосковском» происхождении казачества.
Квинтэссенция казачьего сепаратизма предельно четко была выражена в словах генерала-коллаборациониста П. Краснова, произнесенных перед своими соратниками в Потсдаме в 1944 г. и противоречивших многому из сказанного им же ранее: «Казаки! Помните, вы не русские, вы казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков…»
Далеко не все казаки-эмигранты разделяли эту точку зрения и сотрудничали с гитлеровской Германией, где на официальном уровне казаки были признаны потомками германского племени готов. Главный идеолог «казакийского» движения генерал И. Ф. Быкадоров, поняв, что оно своекорыстно используется иностранными спецслужбами, отошел от него еще в 1932 г., заявив, что «казачья самостийность является не благом, а большим злом для настоящего и будущего казачества». Среди оказавшихся на чужбине казаков встречались и те, кто придерживался подлинно научных взглядов на прошлое казачества и не мыслил его будущего вне России (см. ниже), но тон в публичных выступлениях об исторических судьбах казачества еще долго задавали «самостийники».
На выдающегося русского историка А. А. Кизиветтера, также находившегося тогда в эмиграции, они производили тягостное впечатление. Он выражал обеспокоенность по поводу «опасных последствий» для будущего возрождения казачества действий тех его представителей, которые искажают «подлинную историческую традицию» и «в угоду самостийным тенденциям и вразрез с исторической истиной выдвигают вздорные теории о том, что казачество есть особая нация, отдельная от русского народа».
Заметной фигурой в эмиграции был и С. Г. Сватиков — доктор философии, получивший в молодые годы юридическое образование, а в зрелом возрасте (с 1918 г.), плотно и серьезно занявшийся историей донского казачества. Не будучи казаком, он, тем не менее, активно сотрудничал с «казакийцами», но по вопросу о происхождении казачества занял противоположную им позицию. Сватиков считал, что казаки появились в XV — начале XVI вв., а попытки представить их особой нацией называл «ненаучными и вздорными домыслами». Однако позитивного отклика подобные заявления не встретили ни у большинства казаков-эмигрантов, ни у нынешних адептов казачьей «самостийности».
Если кратко обобщить суть взглядов казачьих «автономистов» и «сепаратистов» на происхождение казачества, то она будет такова.
Казаки — это особый народ, не только не имеющий по своему происхождению ничего общего с русским (великорусским) народом, но и «полная противоположность ему» (как выразился генерал И. Ф. Быкадоров). Непосредственными предками казаков в этой связи называются либо практически все народы, издревле проживавшие в Подонье-Приазовье и Северном Причерноморье (киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны, авары, хазары и т. д. — вплоть до древних славян), либо один, собственно «казачий», народ, живший в древней стране «Казакии».
Как утверждал Е. П. Савельев (весьма авторитетный для нынешнего казачества автор), казаки — это «особый самобытный народ, принявший христианство еще в IV в.», имеющий «арийские корни», принимавший активное участие еще в Троянской войне (XIII–XII вв. до н. э.) и основавший Рим. Потом, согласно «концепции» Савельева, в состав «древнего казачества» вливались и самые различные племена, но они не изменили его этнической природы, так что казаки являются не только особым, но и древнейшим народом на земле, сыгравшим исключительную роль в истории человечества.
А в представлении выходца из калмыцкого казачества Ш. Балинова, тесно сотрудничавшего в годы Второй мировой войны с гитлеровцами, «казаки — особый народ, с сильной примесью тюркской крови», они «являются коренными обитателями исторической Казакии (современных Казачьих Земель)» и «со времен Хазарской империи (вторая половина VII ст.) и вплоть до самого конца XIV ст. (распад Золотой Орды), т. е. на протяжении почти 600 лет, беспрерывно жили на своей древней земле, сохраняя свое национальное лицо, народный быт, хозяйственную структуру, свою христианскую религию». Ссылался при этом Ш. Балинов на некие (конкретно не названные) «данные» «казачьих историков и объективных иностранцев».
Читайте книгу целиком, чтобы узнать истинные корни казачества