«Самое важное - это Катюху с кошкой забрать и бежать»
Володя – обычный парень, родом из Воркуты. Любит свою жену Катю, вечерами гладит белоснежную кошку Снежу, занимается плаванием и играет в старые компьютерные игры. До начала СВО работал в Подмосковье, в строительном магазине. А потом решил переехать в подвергающийся регулярным атакам ВСУ Белгород. Что побудило переехать в такой опасный район, как там живется и как спастись при атаках - в материале «МК».
Разговор получился доверительный. Все-таки Володя мой хороший друг, и готов ответить на любой вопрос. Раньше его рассказы про обстрелы и работу ПВО я уже несколько раз слышала. Но сейчас появилась возможность поговорить об этом подробнее.
Самый, самый, самый
– Володя, а что все-таки побудило переехать в Белгород? Ты же понимал, куда ты едешь?
– Мы давно хотели в Белгород переехать, – говорит он. – Катя (жена) предлагала, а я не против. Она хотела поближе к маме быть, чтобы долго к ней не ездить.
Когда мы впервые в Белгороде приехали, мне очень город понравился. Он самый чистый, самый благоустроенный, самый удобный. Когда гуляешь по центру города, то можно шепотом разговаривать, и тебя будет слышно. В этом городе нет суматохи. Тем более, я могу сравнивать, много где побывал. Я родом из Воркуты, учился в Ярославле, служил в армии в Наро-Фоминске, недолго жил в Ульяновске, в Одинцово, в Химках, пока окончательно не переехал в Белгород. Переехал, устроился по прежней специальности в строительный магазин. Здесь хорошо, несмотря на обстрелы.
Уже освоился, привык. Недавно возле каждой автобусной остановки установили убежища из бетонных плит, чтобы можно было укрыться при налете от осколков. Везде развешивают колонки для оповещения о ракетной опасности. Так что о безопасности жителей думают.
– Жизнь сильно изменилась?
– Ну, как сказать... Город все так же живет, действует, дышит, как будто ничего не происходит. Но при этом все знают про ракетную опасность, про то, что в городе опасно. Люди продолжают ходить на работу. Да, конечно, есть личности, которые просто уезжают из города: боятся за свою жизнь, за своих детей. А есть те, которым ехать некуда. Я один из таких. Мне тут нравится, тут моя семья. А так, иногда бывает громковато.
– Как часто звучат сирены?
– Буквально каждый день по несколько раз. У меня сейчас все сообщения на телефоне выглядят как «ракетная опасность» - «отбой». Вот у меня сейчас 9 сообщений. Это значит, пережили примерно пять ракетных налетов и четыре «отбоя». Примерно по пять ракетных тревог в день получается.
«Сначала думал, что умрем в один день»
Я представила подобный список сообщений в своем телефоне и у меня по спине побежали мурашки. Я довольно легко поддаюсь панике, а вот Володя рассказывает про все с толикой юмора. Человек не теряет оптимизма даже в такой ситуации.
– Первый раз, когда я услышал сигнал ракетной опасности, когда мы жили у тещи в доме. И как раз прозвучал сигнал тревоги: грохот страшный, сирена орет, трясется все. И вот все вокруг грохочет, а я сижу и думаю: «Ну, все, сейчас нам прилетит - и все». Жену тогда за руку взял и говорю: «Ты хотела романтики? Вот, умрём в один день. Сейчас ракета прилетит, и капут». А потом как-то это все само прошло. Как говорится, наш человек привыкает ко всему.
Недавно с женой после работы спать легли, зазвучала тревога, а мы думаем: еще полежим, позже встанем. Потом золовка прибежала, растолкала нас.
– Значит, сейчас уже не так страшно, раз у вас получается спать при тревоге?
– Да, страх уходит, просто стараемся быть начеку. К нам тут как раз недавно сестра жены переехала, и она включила оповещения на телефоне. Так что, если начинается ракетная опасность, то телефон громко сигналит. У нас и на улице оповещение работает, но тут это, как дополнительный сигнал.
– И как переживаете это? У тебя же еще три кота сейчас, как они реагируют?
– Как только начинается ракетная опасность, то золовка хватает двух котов в охапку и сидит в коридоре, там у нас несущие стены. Мы с Катюхой тоже берем Снежку (кошка) и в коридоре отсиживаемся.
Кстати, Снежа, прям, спокойно реагирует, сидит на руках или на тумбочке и не вырывается. Она понимает, что если тебя хватает хозяин, то надо посидеть немного. хотя иногда пытается там вырываться и пойти на кухню, поесть. Видимо, она больше боится, что кто-то придет и съест корм за нее. Два других кота пытаются прятаться в ванной или под кроватью, там тоже более-менее безопасно. Они уже, как надрессированные. Как только слышат звук тревоги, то стараются спрятаться.
– А часто говорят, что надо в подвал спускаться? Почему вы так не делаете?
– Нет, ну, мы, конечно, можем выйти и спуститься в подвал. Но, скорее всего, в подвал спустятся те, кому реально нужнее. Например, люди, которые стояли на улице. У нас поэтому в городе открывают подъезды и постоянно держат их открытыми, как и двери в подвалы или подземные парковки. Потому что при тревоге туда начнут бежать те, кто был либо на улице, либо возле подъезда...
Многое разбивается о реальность
Вспоминая про другие рекомендации, мы разговорились об обустройстве квартиры при сложных ситуациях и других необходимых вещах, о которых пишут в памятках и говорят по ТВ. Например, многие пишут, что надо отодвигать кровати от окон.
– А ты перепланировку в квартире сделал? Кровати где стоят?
– Я читал, что надо отодвигать кровати от окна, чтобы осколками стекла не посекло. Только у нас это не сработало. Кровать слишком большая, поэтому не получается ее отодвинуть. Тем более, ее просто некуда ставить. В середине комнаты она будет мешаться всем. Так мы быстрее об нее ноги сломаем. Так что многие рекомендации разбиваются о реальность.
– У тебя есть тревожный чемодан? Что туда обязательно кладешь?
– Нет, к сожалению. Хотя Маша говорит, что надо сделать. Но только вот на работу его носить – смысла нет, а дома, не знаешь, когда пригодится, и успеем ли мы его схватить. Но, вообще, сейчас я хочу этим заняться. Бинты всякие купить, медикаменты. Пока что носим только документы и деньги.
– А что делаешь с большими суммами?
– У нас лежали деньги, которые нам родители дарили на свадьбу. Так вот мы всю наличку перевели на карту. На тот случай, если все-таки что-то попадет в дом пока нас там не будет, чтобы хоть ничего не сгорело.
– Я знаю, что ты коллекционер. Берешь с собой что-то ценное из коллекции?
– Так-то у меня есть армейский несессер, – Володя показывает мне большую армейскую сумку с нашивками. - Там у меня вот вся моя жизнь: всякие подарки от друзей, первая карманная приставка, всякие другие памятные вещи. Только я думаю, что буду хватать его в последнюю очередь. Самое важное - это Катюху с кошкой забрать и бежать. Но я надеюсь, что такого не будет.
Работу никто не отменял
– А как на работе справляешься? У вас там есть условия для подобных ситуаций?
– На работе все хорошо. У нас сделали такое большое укрытие на уличной площадке. То есть в случае угрозы ребята, которые были на улице, бегут не до самого строительного магазина, а могут переждать в укрытии на улице. А в самом магазине мы стоим под балкой перекрытия. Она должно быть самая крепкая, и не обрушиться.
– А какие самые необычные случаи были на работе в эти тревожные месяцы?
– У нас один раз так тряхнуло, что мы думали, что по нам ударили ракетой. Удар был настолько сильный, что дальняя стена магазина шатнулась, и со стены посыпались зеркала. Но мы потом узнали, что это не ракета была, это просто наш самолет перешел на сверхзвук, и от этого пошла такая волна. Так что все обошлось. Только три зеркала списать пришлось.
К нам в магазин, кстати, приходят очень много военных. Они обустраивают себе блиндажи. И вот буквально вчера пришли они за утеплителем, а у нас ракетная опасность. И как раз громыхало недалеко от нас, ударная волна доходила. Там некоторые люди начали суетиться, а военные даже с места не сдвинулись. Стоят, спокойно выбирают, что нужно. Я прислушался к ним, а они только: «Как думаешь, наши бьют? Наверное».
– А тебе пришлось от чего-то отказаться из-за ситуаций с обстрелами?
– Я раньше ходил в бассейн с товарищем. А сейчас мы перестали туда ходить из-за обстановки. А то как-то не очень получается, когда ты плаваешь, начинается ракетная опасность, и тебя по свистку выгоняют из бассейна и отводят в подвал. И вот стоять в плавках в подвале как-то не очень приятно...
Но вот тут палка о двух концах. Если ты ходишь куда-то, то все равно тебя стараются уберечь. То есть, и правительство, и мэрия, и люди сами все это понимают, и никто не возникает: мол, как вы достали со своей ракетной опасностью. Есть люди, которые переживают, есть те, которые относятся к этому спокойно, потому что уже привыкли, но нет таких, которым все равно или которые психуют. Все понимают, что происходит, и включают терпение...
Интервью под взрывами
В этот момент я услышала, как за окном начала орать сирена. Володя спокойно повернулся к золовке, спросил что-то и, получив утвердительный ответ, спокойно встал и пересел к несущей стене. Я поразилась его спокойствию, так как сама в такой ситуации, наверное, уже бы бегала по потолку. У Володиной семьи же не было заметно ни капли страха, они в такой обстановке живут не первый месяц. Спустя пару минут, он продолжил разговор как ни в чем не бывало. Отбой тревоги.
– Сегодня даже без особых взрывов. Тихо, – буднично говорит Володя, – ПВОшники вообще герои. Они нас по несколько раз на дню защищают.
Я нервно хихикнула. Гул сирены у меня вызывает панику на каком-то животном уровне.
– Кстати, реальные герои это еще наши доставщики и таксисты, – вспомнил Владимир. – Бесстрашные ребята, они даже в тревогу ездят. А люди, когда ракетная опасность заканчивается, хоть магазин и под боком – все равно заказывают доставку. Обленились совсем.
Как раз в этот момент в комнату зашла жена, сказав, что идет в магазин. Володя обернулся и заботливо предложил помощь. Пока он собирался, я задала ему крайний вопрос.
– Что посоветуешь людям, которые оказались в похожей ситуации?
– При ракетной опасности, если ты печёшься за свою жизнь, старайтесь спрятаться. Не будьте идиотами. Не идите в магазин, не идите выбрасывать мусор. Оставайтесь дома. Если вы уже вышли на улицу, то прячьтесь в убежище. Если вы находитесь в торговых центрах, то слушайте, что говорит персонал.
Если вы находитесь в опасном районе, то постарайтесь оттуда уехать. Попроситесь к друзьям или снимите квартиру в другом районе города, чтобы быть в безопасности.
***
После конца нашей беседы, Володя пошел гулять с женой, а через полчаса скинул мне видеосообщение, где он стоит под мостом и слушает взрывы. Улыбается, обыденно рассказывая очередную историю. Все-таки и, правда, город и люди продолжают жить, даже в такой, со стороны глядя, патовой ситуации. Главное, видимо, не терять любовь к этой жизни.
Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!
Автор: Ольга Федорова