Найти тему

Теоретические аспекты налоговой безопасности государства

Сущность налоговой безопасности и ее роль в системе экономической безопасности государства

Фундаментальной основой экономической безопасности любого государства является налоговая безопасность, которая обеспечивает все финансовые инструменты безопасности денежными средствами.

В связи с тем, на функционирование хозяйствующих субъектов влияет уровень уплачиваемых в бюджет государства налогов, важно максимально точно определить границы и способы налогообложения юридических и физических лиц. Налоговую безопасность необходимо рассматривать как самостоятельный субъект в системе финансовой безопасности из-за влияния на субъекты хозяйствования, а также уровня поступления денежных средств в бюджет. Определение эффективности экономики напрямую зависит от сбалансированности налогового бремени и уровня поступления средств.

Ознакомившись с обширным теоретико-методологическим списком материалов, можно сделать вывод о схожести представлений научных деятелей о налоговой безопасности, то есть его теоретических аспектах.

Согласно мнениям ученых, налоговая безопасность является частью финансовой системы, о чем упоминалось в курсовой работе ранее, которая характеризуется налоговой системой и уровнем налогового бремени, позволяющим государству получать достаточный уровень денежных средств для развития реального сектора экономики.

В монографии российских ученых налоговую безопасность в большинстве своем определяют как подсистему национальной безопасности государства, что означает состояние защищенности и развития всей налоговой системы. Налоговые инструменты поддерживают необходимую социальную и экономическую стабильность общества, защищают национальные интересы на мировом рынке, воспроизводят необходимые государству финансовые ресурсы, в том числе для органов власти с целью обеспечения защиты населения от потенциальных внешних и внутренних угроз, а также выполнения поставленных социальных, экономических, правоохранительных функций.

Сложность трактовки понятия «налоговая безопасность» в большинстве своем заключается в основных свойствах, то есть часть научных деятелей обращает внимание на возможность независимого самостоятельного функционирования взимаемых налогов, а другая – на способность защиты интересов государства и налогоплательщиков.

В целях достижения государством налоговой безопасности всем ее элементам необходимо соответствовать требованиям национальной экономической безопасности, поэтому проявляется взаимосвязь национальной безопасности и степени развитости налоговой политики, ее способности к приспособлению в изменениях налоговой системы государства.

Национальная налоговая безопасность совмещает в себе интересы государства, юридических и физических лиц. Стабильность достигается при совпадении интересов государства, юридических и физических лиц, то есть взимание осуществляется в соответствии с принципом справедливость, а величина налогового бремени обоснована. Эффективность налогов можно рассчитать соотношением результатов деятельности хозяйствующего субъекта и затрат. Если же налогоплательщик уплачивает в бюджет слишком большую сумму денежных средств, то его активность уменьшается либо часть доходов переходят в сектор теневой экономики.

Правовой аспект выражается в контролирующих функциях за налоговой системой. Существует объемный перечень регламентирующих положений, направленный в том числе на минимизацию злоупотребления в процессе распределения денежных средств, поступивших в бюджет.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в соответствии с которой основными целями в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

1. Укрепление экономического суверенитета страны;

2. Обеспечение экономического роста;

3. Повышение уровня и улучшение качества жизни граждан;

4. Поддержание НТП развития экономики и повышение ее конкурентоспособности на мировом уровне и др;

Необходимо отметить, что в конце 1990-х гг. в Российской Федерации в двух частях был принят Налоговый Кодекс (далее- НК РФ), который являлся революцией, прорывом в области экономической безопасности, в отношении регулирования сферы налогообложения.

В целях регулирования налоговой безопасности по сей день используется НК РФ, который устанавливает три уровня взимания налогов и сборов: федеральный, региональный и местный. Представительские органы государственной власти вправе самостоятельно устанавливать особенности налоговых льгот, налоговой базы, их порядок и условия уплаты в соответствии с НК РФ.

В целях наиболее полного изучения темы курсовой работы необходимо рассмотреть систему органов государственного контроля финансовой безопасности Российской Федерации.

Система органов государственного финансового контроля Российской Федерации
Система органов государственного финансового контроля Российской Федерации

Главой системы является Президент Российской Федерации, который осуществляет функции обеспечения и координирования совместной деятельности различных уровней властей, обеспечивающих экономическую безопасность субъектов страны. Правой рукой или помощником является Администрация Президента, которая обеспечивает реализацию конституционных полномочий в рассматриваемой области. Координирующим органом выступает Совет Безопасности, а законодательное управление ложиться на плечи Федерального Собрания Российской Федерации, которому подотчетна и подчинена Счетная палата.

К системе государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность, относятся Министерство финансов, Банк России, Федеральная антимонопольная служба, Министерство внутренних дел, а также Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

К негосударственного финансовому контролю относятся негосударственные организации, главная задача которых заключается в повышении эффективности использования выделенных бюджетных средств и снижении прямых и косвенных издержек хозяйствующих субъектов.

Правовой аспект выражается в контроле за налоговой системой государства с помощью регламентированных положений для создания справедливого налогообложения. На сегодняшний день из-за нестабильной политико-экономической ситуации в стране злоупотребление в процессе распределения средств бюджета избежать крайне трудно, что сопровождается разногласиями в трактовке законодательной базы.

Социальный аспект проявляется в степени защищенности субъектов хозяйствования. В государстве должна быть сформирована своя «налоговая культура» и соответствующая дисциплина, которая отражает уровень налоговой безопасности.

Таким образом, достичь необходимый уровень налоговой безопасности возможно исходя из рационального использования денежный средств, представленных в бюджет, а также стабильного развития экономики. Необходимо помнить, что без эффективного и действенного функционирования налоговой системы поддерживать заданный уровень будет практически невозможно.

Характеристика налоговой безопасности: цели, задачи, индикаторы.

Целью налоговой безопасности является обеспечение стабильности бюджетных доходов государства, предотвращение ухода налоговых плательщиков в теневую экономику и уменьшение нарушений налогового законодательства.

Задачи налоговой безопасности включают:

1. Сбор и контроль налоговых платежей – контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов, а также за правильностью расчета налоговых обязательств;

2. Противодействие налоговым преступлениям и экономическим преступлениям – отслеживание нарушений налогового законодательства и пресечение налоговых преступлений;

3. Разработка и внедрение механизмов и инструментов для сокращения налоговых издержек – анализ налогового законодательства на предмет возможности устранения ненужных налоговых формальностей и снижения налоговых издержек;

4. Обеспечение прозрачности и эффективности системы налогообложения – внедрение прозрачной и надежной системы налогообложения;

5. Повышение налоговой грамотности плательщиков и контролеров – обучение налоговых работников и плательщиков правилам налогообложения и контроля.

Переходя к рассмотрению индикаторов налоговой безопасности необходимо обозначить, что они нужны для обеспечения контроля со стороны налоговых органов за правильностью уплаты налогов и сборов. Они помогают предотвратить случаи налоговых мошенничеств, обеспечивая своевременный и точный учет налоговых обязательств. Это также позволяет сократить вредные налоговые практики, увеличить прозрачность налоговой системы и повысить доверие к ней. Кроме того, индикаторы налоговой безопасности являются важной составляющей борьбы с коррупцией в налоговой сфере, к ним относятся:

1. Сокращение числа уклоняющихся от уплаты налогов.

2. Резкое снижение количества нарушений налогового законодательства со стороны предприятий и граждан.

3. Увеличение суммы собранных налогов за заданный период.

4. Установление надежных механизмов контроля за налоговыми платежами и предотвращения нарушений налогового законодательства.

5. Более эффективная работа налоговых служб и улучшение качества их предоставляемых услуг.

6. Увеличение прозрачности в управлении налоговыми доходами.

7. Создание более устойчивых налоговых систем и удержание налоговых платежей на стабильном уровне.

8. Обеспечение защиты прав налогоплательщиков и предупреждение злоупотреблений со стороны налоговых органов.

9. Создание условий для развития малых и средних предприятий и увеличение занятости населения.

10. Обеспечение международного сотрудничества в сфере налоговой безопасности и борьбы с налоговыми преступлениями.

Характеристика налоговой безопасности необходима для оценки уровня безопасности налогоплательщиков от возможных ошибок, нарушений и преступлений в налоговой сфере[2]. Такая характеристика позволяет оценить риски налоговых проверок, штрафов и уголовного преследования для физических и юридических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Кроме того, характеристика налоговой безопасности может помочь налоговым органам более эффективно и точно выбирать объекты проверок и выявлять случаи налоговых правонарушений.