Сущность налоговой безопасности и ее роль в системе экономической безопасности государства
Фундаментальной основой экономической безопасности любого государства является налоговая безопасность, которая обеспечивает все финансовые инструменты безопасности денежными средствами.
В связи с тем, на функционирование хозяйствующих субъектов влияет уровень уплачиваемых в бюджет государства налогов, важно максимально точно определить границы и способы налогообложения юридических и физических лиц. Налоговую безопасность необходимо рассматривать как самостоятельный субъект в системе финансовой безопасности из-за влияния на субъекты хозяйствования, а также уровня поступления денежных средств в бюджет. Определение эффективности экономики напрямую зависит от сбалансированности налогового бремени и уровня поступления средств.
Ознакомившись с обширным теоретико-методологическим списком материалов, можно сделать вывод о схожести представлений научных деятелей о налоговой безопасности, то есть его теоретических аспектах.
Согласно мнениям ученых, налоговая безопасность является частью финансовой системы, о чем упоминалось в курсовой работе ранее, которая характеризуется налоговой системой и уровнем налогового бремени, позволяющим государству получать достаточный уровень денежных средств для развития реального сектора экономики.
В монографии российских ученых налоговую безопасность в большинстве своем определяют как подсистему национальной безопасности государства, что означает состояние защищенности и развития всей налоговой системы. Налоговые инструменты поддерживают необходимую социальную и экономическую стабильность общества, защищают национальные интересы на мировом рынке, воспроизводят необходимые государству финансовые ресурсы, в том числе для органов власти с целью обеспечения защиты населения от потенциальных внешних и внутренних угроз, а также выполнения поставленных социальных, экономических, правоохранительных функций.
Сложность трактовки понятия «налоговая безопасность» в большинстве своем заключается в основных свойствах, то есть часть научных деятелей обращает внимание на возможность независимого самостоятельного функционирования взимаемых налогов, а другая – на способность защиты интересов государства и налогоплательщиков.
В целях достижения государством налоговой безопасности всем ее элементам необходимо соответствовать требованиям национальной экономической безопасности, поэтому проявляется взаимосвязь национальной безопасности и степени развитости налоговой политики, ее способности к приспособлению в изменениях налоговой системы государства.
Национальная налоговая безопасность совмещает в себе интересы государства, юридических и физических лиц. Стабильность достигается при совпадении интересов государства, юридических и физических лиц, то есть взимание осуществляется в соответствии с принципом справедливость, а величина налогового бремени обоснована. Эффективность налогов можно рассчитать соотношением результатов деятельности хозяйствующего субъекта и затрат. Если же налогоплательщик уплачивает в бюджет слишком большую сумму денежных средств, то его активность уменьшается либо часть доходов переходят в сектор теневой экономики.
Правовой аспект выражается в контролирующих функциях за налоговой системой. Существует объемный перечень регламентирующих положений, направленный в том числе на минимизацию злоупотребления в процессе распределения денежных средств, поступивших в бюджет.
На сегодняшний день в Российской Федерации действует Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в соответствии с которой основными целями в сфере обеспечения экономической безопасности являются:
1. Укрепление экономического суверенитета страны;
2. Обеспечение экономического роста;
3. Повышение уровня и улучшение качества жизни граждан;
4. Поддержание НТП развития экономики и повышение ее конкурентоспособности на мировом уровне и др;
Необходимо отметить, что в конце 1990-х гг. в Российской Федерации в двух частях был принят Налоговый Кодекс (далее- НК РФ), который являлся революцией, прорывом в области экономической безопасности, в отношении регулирования сферы налогообложения.
В целях регулирования налоговой безопасности по сей день используется НК РФ, который устанавливает три уровня взимания налогов и сборов: федеральный, региональный и местный. Представительские органы государственной власти вправе самостоятельно устанавливать особенности налоговых льгот, налоговой базы, их порядок и условия уплаты в соответствии с НК РФ.
В целях наиболее полного изучения темы курсовой работы необходимо рассмотреть систему органов государственного контроля финансовой безопасности Российской Федерации.
Главой системы является Президент Российской Федерации, который осуществляет функции обеспечения и координирования совместной деятельности различных уровней властей, обеспечивающих экономическую безопасность субъектов страны. Правой рукой или помощником является Администрация Президента, которая обеспечивает реализацию конституционных полномочий в рассматриваемой области. Координирующим органом выступает Совет Безопасности, а законодательное управление ложиться на плечи Федерального Собрания Российской Федерации, которому подотчетна и подчинена Счетная палата.
К системе государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность, относятся Министерство финансов, Банк России, Федеральная антимонопольная служба, Министерство внутренних дел, а также Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
К негосударственного финансовому контролю относятся негосударственные организации, главная задача которых заключается в повышении эффективности использования выделенных бюджетных средств и снижении прямых и косвенных издержек хозяйствующих субъектов.
Правовой аспект выражается в контроле за налоговой системой государства с помощью регламентированных положений для создания справедливого налогообложения. На сегодняшний день из-за нестабильной политико-экономической ситуации в стране злоупотребление в процессе распределения средств бюджета избежать крайне трудно, что сопровождается разногласиями в трактовке законодательной базы.
Социальный аспект проявляется в степени защищенности субъектов хозяйствования. В государстве должна быть сформирована своя «налоговая культура» и соответствующая дисциплина, которая отражает уровень налоговой безопасности.
Таким образом, достичь необходимый уровень налоговой безопасности возможно исходя из рационального использования денежный средств, представленных в бюджет, а также стабильного развития экономики. Необходимо помнить, что без эффективного и действенного функционирования налоговой системы поддерживать заданный уровень будет практически невозможно.
Характеристика налоговой безопасности: цели, задачи, индикаторы.
Целью налоговой безопасности является обеспечение стабильности бюджетных доходов государства, предотвращение ухода налоговых плательщиков в теневую экономику и уменьшение нарушений налогового законодательства.
Задачи налоговой безопасности включают:
1. Сбор и контроль налоговых платежей – контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов, а также за правильностью расчета налоговых обязательств;
2. Противодействие налоговым преступлениям и экономическим преступлениям – отслеживание нарушений налогового законодательства и пресечение налоговых преступлений;
3. Разработка и внедрение механизмов и инструментов для сокращения налоговых издержек – анализ налогового законодательства на предмет возможности устранения ненужных налоговых формальностей и снижения налоговых издержек;
4. Обеспечение прозрачности и эффективности системы налогообложения – внедрение прозрачной и надежной системы налогообложения;
5. Повышение налоговой грамотности плательщиков и контролеров – обучение налоговых работников и плательщиков правилам налогообложения и контроля.
Переходя к рассмотрению индикаторов налоговой безопасности необходимо обозначить, что они нужны для обеспечения контроля со стороны налоговых органов за правильностью уплаты налогов и сборов. Они помогают предотвратить случаи налоговых мошенничеств, обеспечивая своевременный и точный учет налоговых обязательств. Это также позволяет сократить вредные налоговые практики, увеличить прозрачность налоговой системы и повысить доверие к ней. Кроме того, индикаторы налоговой безопасности являются важной составляющей борьбы с коррупцией в налоговой сфере, к ним относятся:
1. Сокращение числа уклоняющихся от уплаты налогов.
2. Резкое снижение количества нарушений налогового законодательства со стороны предприятий и граждан.
3. Увеличение суммы собранных налогов за заданный период.
4. Установление надежных механизмов контроля за налоговыми платежами и предотвращения нарушений налогового законодательства.
5. Более эффективная работа налоговых служб и улучшение качества их предоставляемых услуг.
6. Увеличение прозрачности в управлении налоговыми доходами.
7. Создание более устойчивых налоговых систем и удержание налоговых платежей на стабильном уровне.
8. Обеспечение защиты прав налогоплательщиков и предупреждение злоупотреблений со стороны налоговых органов.
9. Создание условий для развития малых и средних предприятий и увеличение занятости населения.
10. Обеспечение международного сотрудничества в сфере налоговой безопасности и борьбы с налоговыми преступлениями.
Характеристика налоговой безопасности необходима для оценки уровня безопасности налогоплательщиков от возможных ошибок, нарушений и преступлений в налоговой сфере[2]. Такая характеристика позволяет оценить риски налоговых проверок, штрафов и уголовного преследования для физических и юридических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Кроме того, характеристика налоговой безопасности может помочь налоговым органам более эффективно и точно выбирать объекты проверок и выявлять случаи налоговых правонарушений.