Мешающие звуки при запуске двигателя могут указывать на неисправность стартера. Существуют также дефекты, которые не вызывают никаких симптомов и могут появиться внезапно.
Особенно подвержены отказам компонентов автомобили с системой «старт-стоп», при которых стартер может включаться даже несколько десятков раз в день, особенно в пробках.
Как распознать неисправный стартер?
Неисправности стартера встречаются нечасто, но некоторые из них могут привести к тому, что ваш автомобиль останется неподвижным на парковке. Стартер по сути представляет собой простой электродвигатель, но он подвержен немалым нагрузкам – особенно зимой. Несмотря на свои небольшие размеры, при запуске двигателя он потребляет примерно 200-600 А, т.е. большой ток. Причиной неправильной работы могут быть как электрические, так и механические неисправности, поэтому стоит знать, как распознать симптомы неисправности стартера.
Неисправен стартер – симптомы.
Симптомы поломки стартера и разряженного аккумулятора схожи, поэтому самое главное – проверить напряжение аккумулятора. Сильно разряженная аккумуляторная батарея не сможет обеспечить достаточный ток для двигателя постоянного тока стартера, поэтому двигатель не запустится. Типичными симптомами разряженного аккумулятора являются медленная работа стартера, затемнение лампочек на приборной панели или характерное щелканье соленоида.
Однако неисправный стартер может вызвать симптомы, которые вы заметите достаточно рано. Одна из них – шумная работа компонента. Если стартер скулит, скрипит или дребезжит, возможно, повреждены зубья, втулки сцепления или щетки двигателя. Изношенные щетки стартера также проявляются периодическим отсутствием реакции на поворот ключа. Хорошо известное домашнее средство от застрявших щеток — ударить по корпусу стартера.
Еще один тревожный симптом – скрежет стартера после запуска двигателя. Это означает, что механизм сцепления не отводит ведущую шестерню от маховика двигателя, что может привести к повреждению детали. Причиной такого положения вещей зачастую является выход из строя электромагнита или заклинивание втулки шестерни.
В некоторых случаях стартер полностью выйдет из строя и не будет реакции при повороте ключа. Прежде всего исключите разряд аккумулятора: напряжение покоя должно находиться в пределах 12,4–12,8 В.
Полное отсутствие реакции чаще всего вызвано повреждением заземляющего кабеля. Корродированный или сломанный заземляющий провод препятствует замыканию цепи. Причины также можно найти в самом замке зажигания, реле или предохранителях.
Немного другая ситуация, когда стартер не двигается, но слышен громкий стук. Тогда вы можете заподозрить, что стартер получает электричество, но что-то блокирует его работу. В самой простой ситуации могут заклинить изношенные щетки коллектора. Подобные симптомы будут вызваны заблокированным соленоидом, втягивающим шестерню стартера. Разумеется, другие неисправности устранить невозможно, например, повреждение обмотки ротора, щеткодержателя или деформацию статора.
Если после поворота ключа отчетливо слышно, как работает стартер, но двигатель не запускается, это означает одно: стартер не контактирует с зубчатым венцом маховика. Виновником чаще всего является бендикс, т.е. муфта свободного хода, приближающая шестерню стартера к маховику. Иногда причиной поломки может быть повреждение вилок сцепления.
Как проверить стартер?
Прежде чем приступить к поиску неисправности стартера, подключите аккумулятор к зарядному устройству. Часто оказывается, что после полной зарядки аккумулятора симптомы неисправности исчезают. Однако если проблема вернется, стоит проверить состояние щеток коллектора. Изношенные щетки требуют большего тока, поэтому даже у исправного аккумулятора могут возникнуть проблемы с запуском двигателя.
Характерным признаком выхода из строя щеток стартера является искрение, которое сложно заметить из-за корпуса детали.
Прежде чем снимать стартер для дальнейшей диагностики, проверьте наличие напряжения. Возможно, неисправность нужно искать в других местах. Также проверьте состояние корпуса стартера и падение напряжения после поворота ключа. Все это вместе с шумами может многое рассказать о причине неисправности. Чтобы убедиться, что виноват стартер, попробуйте запустить его на короткое время.
Как только поврежденный стартер окажется на рабочем месте, можно провести углубленную диагностику. Среди прочего стоит проверить: состояние щеток, изоляция проводов, сопротивление обмоток, работа возвратной пружины электромагнита, а также вызывают движение ведущей шестерни. Изношенные зубья сердечника могут указывать на то, что маховик также поврежден.
Как аварийно запустить двигатель после отказа стартера?
Если стартер у вас подвел в городе, начните с проверки клемм аккумулятора и предохранителя стартера. Также попробуйте слегка постучать по корпусу стартера, если он легко доступен. Есть вариант закоротить клемы стартера, например отверткой, но этот метод не желателен. Если эти методы не помогают, единственным решением может быть запуск двигателя, так называемым дедовским способом, с толкача или буксировки. Однако помните, что это вредно для двигателя и делать это следует только в крайнем случае, чтобы добраться до мастерской или дома. После такого запуска стартер может снова работать хорошо, но проблема рано или поздно вернется. Поэтому лучше сразу отправиться на диагностику стартера и заменить изношенные детали на новые.
Подписывайтесь на канал и ставьте нравится, чтобы не пропустить новые и полезные статьи. Спасибо! Всем легкой и без аварийной дороги!