Дуалистические мифы, мифы, описывающие мироздание как единство противоположных явлений и символов. Дуалистические мифы последовательно передают универсальные двоичные классификации, основанные на соответствие биологических (мужское и женское), социальных (дуальная организация общества) и психологических характеристик мифологизированным противопоставлениям верха и низа, света и тьмы, правого и левого, солнца и луны, космоса и хаоса, вплоть до этического противопоставления добра и зла. Архаические дуалистические мифы - дуалистические космогонии, описывающие сотворение мира с двумя братьями (часто близнецами): так, у кауилла Темайауит создаёт восточный свет, белую землю, подземные существа, его брат Мукат - западный свет, чёрную землю, людей (ср. близнецов Дьяйи и Эпи у тукуна). В дуалистических мифах, различающих полезное и дурное в творении, демиург - бог неба - противостоит божеству преисподней: таковы алтайские Ульгень и Эрлик, обско-угорские Нуми-Торум и Куль-отыр; один из них творит землю, другое создаёт на ней неровности, один делает полезных животных, в другой - вредных, демиург создаёт человека совершенным существом, его противник вселяет сотворённого болезни. В индийских мифах творцом всего сущего может выступать Праджапати, который " из дня" создаёт богов-дева, " из ночи" - демонов-асуров, при этом дева были сотворены белыми, правой рукой, на их стороне была правда, а суры - чёрными, левой рукой, воплощали кривду (ложь). Сравнение с родственной иранской традицией (" Авеста"), где дэвы- это демоны, связанные с преисподней, ложью (Друг), а ахуры - благие боги, обнаруживает архаический дуалистический характер противопоставления двух классов мифологических существ, один из которых (дева) считался в эпоху иранской общности покровительствующим индоариям, другой (ахуры) - иранцам. Иной вариант дуалистических мифов - представление о взаимодополняющих друг друга началах: ср. инь и ян в китайской мифологии. В дуалистических учениях, восходящих к иранской мифологии (см. Заратуштра, Ахурамазда), абсолютизировалось противопоставление духа и тела (см.Мани).