Найти в Дзене

Новая школьная программа: за и против

Если вы следите за темой, то наверняка уже слышали, что в Турции была принята новая программа, по которой детей будут обучать в школе. И тоже наверняка уже сталкивались с тем, что ее критикуют, прежде всего, за ориентацию на религию. Я попыталась разобраться в нововведениях объективно. Текущая школьная программа в Турции, несомненно, требует реформирования. Начиная с 7 класса и далее в лицее, детям пичкают несистематизированные научные знания, которые у них не усваиваются. Средние выпускники школ, несмотря на объем полученного материала, не выглядят академически подготовленными, испытывают сложности с поступлением в ВУЗ, переживают огромный стресс на экзаменах (подростковый суицид - это нередкое явление в период экзаменов). Авторы новой программы утверждают: она разработана так, что снят фокус исключительно с научных дисциплин и распространен на физическое, социальное и духовное развитие, а также на практическое применение полученных знаний. Давайте обсудим критические точки: 1. Мате
Оглавление

Если вы следите за темой, то наверняка уже слышали, что в Турции была принята новая программа, по которой детей будут обучать в школе. И тоже наверняка уже сталкивались с тем, что ее критикуют, прежде всего, за ориентацию на религию. Я попыталась разобраться в нововведениях объективно.

Текущая школьная программа в Турции, несомненно, требует реформирования. Начиная с 7 класса и далее в лицее, детям пичкают несистематизированные научные знания, которые у них не усваиваются. Средние выпускники школ, несмотря на объем полученного материала, не выглядят академически подготовленными, испытывают сложности с поступлением в ВУЗ, переживают огромный стресс на экзаменах (подростковый суицид - это нередкое явление в период экзаменов).

Авторы новой программы утверждают: она разработана так, что снят фокус исключительно с научных дисциплин и распространен на физическое, социальное и духовное развитие, а также на практическое применение полученных знаний.

Давайте обсудим критические точки:

1. Математика станет проще

Действительно, сложные темы, как интегралы и производные, убрали из программы. Но кое-какие темы, наоборот, добавили: алгоритмы в информатике, изучение статистики.

Я за упрощение математики в обычной школе. Существующая программа сложная, и она очень тяжело усваивается. Для тех, кто хочет больших знаний, существуют технические лицеи.

Заявляется, что программа станет более гуманитарной. Если так, то это хорошо, потому что в Турции был сильный перекос в пользу точных наук и явное отставание в гуманитарных.

2. Вся научная программа в целом упростилась

Критики считают, что турецкие дети не смогут конкурировать в знаниях на мировом уровне.

С другой стороны, так как среднее образование является массовым, оно должно принимать во внимание не столько интересы выдающегося ученика, стремящегося на мировой уровень, сколько интересы среднего ученика, задача которого усвоить базовый уровень знаний.

Уменьшится нагрузка и в начальной школе, а также в подготовительном классе. Считается, что маленькие дети страдают от засилия уроков и нуждаются больше в творческих занятиях, а также физической активности.

Кроме того, поменяется порядок изучения букв. Первой буквой, которую прочитают и напишут дети, будет буква «а», первым словом - “anne”, то есть «мама». В действующей системе письмо начиналось с букв «e», «l» и фразы «Ela lale al» («Эля, возьми тюльпан»).

3. Что насчет религии?

Действительно, место религии в школьной программе увеличилось. Не будем скрывать, руководство страны ориентировано на религиозные ценности и стремится обучить им детей.

При всем уважении к религии считаю, что для школы это пагубная практика. Точнее так: пагубная для детей и очень эффективная для государства с точки зрения формирования послушного общества, привыкшего многое принимать на веру.

Религия очень тонкий вопрос, и даже верующие люди, полагаю, заинтересованы в контроле над религиозным образованием своих детей во избежание различных перекосов.

Я уж не говорю о свободе вероисповедания и наличии в стране христиан, иудеев и представителей других религий, которые больше, судя по всему, не смогут пользоваться освобождением от уроков религии, являющимися по сути уроками Ислама.

4. Ататюрк - больше не авторитет?

Новая программа значительно сокращает упоминания Ататюрка. С одной стороны, культ личности создателя турецкой республики было бы неплохо урезать. Само по себе наличие культа личности - это не самая здоровая практика в образовании. Но дело в том, что ориентация на Ататюрка в Турции прямо противопоставляется ориентации на Ислам. Таким образом получается, что акцент со светских демократических ценностей смещается на религиозные.

Выводы:

В каждом государстве образовательная система сильно ориентирована на политический режим. Руководство заинтересовано вырастить лояльных режиму граждан. Но это дети наши, а не государственные, и воспитание ценностей, морали и религии в школе может идти вразрез с принятыми в семье.

Демократическое современное общество признает равенство и разнообразие позиций и мнений, что должно отражаться в системе образования. Проще говоря, неплохо было бы видеть многообразие: религиозные школы и светские школы, разные академические программы с возможностью выбора. Но у нас этого выбор нет, и это, на мой взгляд, главный минус.